Почему ребёнок неуклюжий: симптомы и коррекция диспраксии
Что такое диспраксия
Диспраксия − это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме.
Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.
Причина развития диспраксии
Точная причина развития этого расстройства до сих пор неизвестна. Но доказано, что в его основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса (действия). Это не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.
Среди возможных причин диспраксии выделяют:
- патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
- аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
- патология новорождённого (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
- неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гиперопека).
Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой.
Виды диспраксии
По механизму
- эфферентная диспраксия (кинетическая) — ребёнку трудно переключаться с одного действия на другое;
- афферентная диспраксия (кинестетическая) — связана с нарушениями мелкой моторики, выполнением мелких движений руками.
По локализации
- пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцами рук;
- оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
- артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями. Наблюдается неясная, смазанная речь.
Симптомы диспраксии
- Позднее овладение моторными навыками. Как правило, такие дети позже остальных начинают сидеть, ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно есть и держать в руках столовые приборы, чистить зубы, застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
- Трудности с определением ведущей руки.
- Неловкость в движениях.
- Частые спотыкания во время ходьбы, падения.
- Неловкость в подвижных играх. Такие дети с трудом ловят и бросают мяч, плохо прыгают со скакалкой.
- Неумение стоять на одной ноге, ездить на велосипеде.
- Пропуски, искажения, замены сложных звуков более простыми. Трудности с освоением навыков письма и чтения.
- Проблемы с памятью.
- Нелюбовь к прикосновениям: дети отстраняются, когда их пытаются потрогать.
- Сутулость и отставание в физическом развитии.
- Нарушения сна.
Диагностика диспраксии
В раннем детстве спотыкание при ходьбе и плохой почерк могут считаться нормой. Многие дети поздно осваивают навыки, но потом навёрстывают упущенное. Нарушение координации развития обычно диагностируется после 5 лет.
В диагностике детей с диспраксией задействуются детские неврологи, нейропсихологи, логопеды. Все необходимые сведения получаются в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.
Клинико-анамнестические данные
У большинства детей с диспраксией прослеживается неблагоприятный перинатальный анамнез, задержка моторного и речевого развития. Отмечается истощаемость внимания, трудности засыпания, тревожность. Характерна неуклюжесть, неустойчивость позы.
Электрофизиологические исследования
Регистрация электроэнцефалографии позволяет подтвердить функциональный характер мозговых нарушений. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, сенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, которая исключают органическую природу двигательных нарушений.
Нейропсихологическое обследование
Проводятся тесты и пробы, направленные на определение нарушений различных видов праксиса. Наиболее показательными являются пробы Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические пробы, прыжковый тест (попрыгать на одной ноге) и другие.
Логопедическое обследование
При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие у них в пределах возрастной нормы.
Коррекция диспраксии
Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка. Потому своевременная целенаправленная коррекция ему просто необходима.
Физическая реабилитация
Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности: катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание, подвижные игры на ловкость, точность движений.
Из медицинских методов применяются:
- кинезиотерапия, ЛФК;
- физиотерапия;
- массаж: общий оздоровительный, шейно-воротниковой зоны, конечностей, позвоночника.
Нейропсихологическая коррекция
В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими ‒ сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске.
Логопедические занятия
Логопедическая работа строится с учётом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.
Чем могут помочь родители
- Помните о терпении. Будьте готовы тратить много времени и усилий на каждый навык, повторяя обучение несколько раз, пока ваш ребёнок не освоит его.
- Планируйте хобби и занятия вашего ребёнка. Привлекайте его только к той деятельности, с которой он может справиться.
- Ваш ребёнок нуждается в большой поддержке и поощрении, поскольку у него низкая самооценка и низкая успеваемость. Повышение уверенности в себе поможет ему учиться лучше.
- Ваш ребёнок избегает занятий спортом из-за разочарования и унижения. Однако физическая активность необходима для хорошего здоровья, и вы должны её поощрять.