Почему мы все еще верим в силу проклятья?
С научной точки зрения у проклятий всегда есть рациональные объяснения, но люди часто приписывают сверхъестественное происхождение неудачам.
Например, вера в проклятия может возникнуть из-за образа мышления. Психолог Дэниел Канеман предположил, что существует два различных способа принятия решений. Первый — автоматический, быстрый и, в основном, бессознательный, но интуитивно понятный, но часто ошибочный. Второй — управляемый и медленный, так как основан на рациональном мышлении. Возможно, люди верят в проклятия, потому что их спонтанное, субъективное мышление преобладает.
Те, кто верит в проклятия, также могут быть подвержены эффектам Барнума или Форера. То есть люди ошибочно делают вывод, что общая информация имеет конкретную личную значимость. В контексте проклятий это может объяснить тенденцию связывать общее несчастье с конкретными, личностно значимыми проклятиями, когда группа людей обречена на неудачу из-за одного из них.
Кроме того, вера в проклятия связана с определенными характеристиками личности. В частности, с терпимостью к двусмысленности и невротизму, к неопределенности. Люди с низкой терпимостью к двусмысленности не способны критически разобрать ситуацию и делают поспешные выводы, что ведет к преждевременному принятию данности. Невротизм же способствует беспокойству и размышлениям о проклятиях, в процессе чего человек только себя накручивает.
Вера в проклятия может подорвать уверенность в себе и будущем успехе. Психологи называют это самоисполняющимся пророчеством. То есть вера в проклятие порождает ощущение неизбежного несчастья. Действительно, простое предположение о невезении может привести к негативным результатам.
На эту тему: Ведьма из Руанды, которая спасла сотни жизней