Оппозиционно-вызывающее расстройство у детей: кризис возраста или диагноз?
Почти все родители сталкиваются с непростым поведением у ребёнка. Это касается и ситуационных историй, когда малыш голоден или плохо поспал, и целых периодов, когда с ребёнком трудно договориться (часто это случается в 2-3 года).
Но отдельно стоит отметить состояния, когда значительно и на долгое время нарушается привычный уклад всей семьи. Обычно родители описывают, что с ребёнком невозможно о чем-либо договориться почти всегда.
Жизнь семьи превращается в постоянный спор между родителями и ребёнком. Домашнее задание, уборка в комнате, помощь родителям — это невыполнимая миссия, либо после того, как этого удалось достичь, родители со стыдом вспоминают какими средствами они этого добивались.
Одной из возможных причин подобного поведения является оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР).
Что такое оппозиционно-вызывающее расстройство поведения
Оппозиционно-вызывающее поведение — поведенческое нарушение, проявляющееся открытым противостоянием, неповиновением в отношении авторитарности окружающих и главным образом, диагностируется в детстве.
Дети с ОВР отказываются сотрудничать, вызывающе и враждебно настроены по отношению к сверстникам, родителям, учителям и другим авторитетным лицам.
Причины оппозиционно-вызывающего расстройства поведения
Специалисты подчеркивают, что отрицание, игнорирование просьб и требований родителей — совершенно нормальное явление для определенного возраста.
Такие кризисные периоды возникают в 1,5–2 года и 5–6 лет. Но при оппозиционно-вызывающем расстройстве такой тип поведения закрепляется.
Точная причина этого феномена ОВР на сегодняшний день не известна.
Существуют данные о наследственной передаче ОВР, но механизм такого генетического дефекта не установлен. Гораздо более вероятной считается гипотеза о влиянии факторов внешней среды.
При обследовании пациента на наличие оппозиционно-вызывающего расстройства специалисты обращают внимание на особенности поведения и характера родителей ребёнка:
- Преобладает агрессия, склонность к тотальному контролю, откровенное раздражение в ответ на непослушание.
- Очень часто больные являются нежеланными детьми.
Многие психологи и психиатры склоняются к тому, что оппозиционно-вызывающее расстройство личности развивается из-за внутреннего конфликта между привычным подчинением отцу и/или матери и желанием вырваться из-под их контроля.
В силу возраста ребенок просто не знает, как справиться с подобной ситуацией. По его мнению, непослушание и откровенно вызывающее поведение с одной стороны продемонстрируют его автономность, а с другой — привлекут внимание родителей, в котором он по-прежнему очень нуждается.
Кроме того, дети с ОВР часто страдают от заниженной самооценки и острого чувства собственной несостоятельности, и такая манера вести себя — один из способов скрыть комплексы.
Иногда оппозиционно-вызывающее расстройство поведения появляется и в тех случаях, когда родители в силу эмоциональной незрелости, неготовности к воспитанию или из-за банальной нехватки времени не смогли научить ребенка следовать общепринятым социальным нормам поведения, объяснить, как справляться со своими эмоциями, общаться со сверстниками.
Симптомы и проявления оппозиционно-вызывающего расстройства
Иногда оппозиционно-вызывающее расстройство диагностируют в 3–5 лет, но обычно такой диагноз требует уточнения и дополнительного дифференцирования.
В подавляющем большинстве случаев на симптомы ОВР обращают внимание в начальной школе, то есть в возрасте 7–10 лет.
Общая распространенность недуга составляет около 10%, преимущественно встречается у мальчиков.
Основными симптомами оппозиционно-вызывающего расстройства являются:
- преобладание гневливости и раздражительности, которые часто сопровождаются вспышками психомоторной активности (пациент может раскидывать или бить вещи, рвать одежду и т.д.);
- неусидчивость;
- обидчивость, любой упрек или наказание, причем за совершенный проступок, воспринимается очень остро;
- вызывающее поведение, намеренное нарушение запретов, игнорирование установленных правил, постоянные споры со взрослыми;
- намеренное совершение поступков, которые раздражают окружающих (в качестве примера можно привести такую ситуацию: ребенка просят не кричать или не бегать, в ответ он еще больше повышает голос или продолжает носиться по дому, роняя все, что попадется под руку);
- обвинение окружающих в собственных ошибках;
- мстительность, злопамятность.
Если своевременно не начать лечение, «присоединяются» и другие проявления болезни:
- жестокость по отношению к детям младшего возраста, в том числе к братьям и/или сестрам, животным;
- инициирование драк;
- игры с предметами, которые могут нанести реальный вред окружающим, к примеру, ребенок берет с собой в школу нож или травматическое оружие кого-то из родителей или родственников;
- совершение (или принуждение других) противоправных поступков (краж, актов хулиганства, уничтожение семейного имущества и др.);
- чрезмерная сексуальная активность, похабные шутки и высказывания как в адрес одноклассниц, так и по отношению к взрослым, в том числе и к педагогам;
- ложь для получения личной выгоды (как моральной, так и материальной).
Естественно, такие грубые патологические нарушения поведения и психоэмоционального состояния сопровождаются снижением успеваемости, прогулами.
Причем трудности в обучении вызваны не низким интеллектом или когнитивным дефицитом, а упорным нежеланием выполнять задания, принимать чужую помощь.
При этом чувства раскаяния ребенок не испытывает, обвиняя в своих проблемах с учебой всех вокруг: одноклассников, родителей, учителей.
Дети, страдающие от оппозиционно-вызывающего расстройства, обычно неряшливы, рассеянны, забывчивы, пренебрегают элементарными правилами личной гигиены.
Ребенок отчаянно отстаивает свою позицию, причем он готов лишиться определенных привилегий (например, остаться без телефона или карманных денег), лишь бы не пойти на уступки и оказаться побежденным.
Отличие оппозиционно-вызывающего расстройства от кризиса возраста
Вызывающее оппозиционное расстройство всегда находится на пике активности. Специалисты отмечают, что ребёнок может вести себя гневно, грубо, раздражительно на протяжении нескольких месяцев.
Продолжительность агрессивного поведения — главное отличие заболевания от возрастных проявлений, таких, как негативизм и упрямство в возрасте трех лет, адаптация к школьному обучению, сложный подростковый период.
Может ли ребенок перерасти оппозиционно-вызывающее расстройство?
У взрослых тоже может быть оппозиционно-вызывающее расстройство.
Состояние может сохраняться всю жизнь так же часто, как и спонтанно исчезает. Примерно в 40 % случаев взрослым с оппозиционно-вызывающим расстройством становится все хуже и в конечном итоге развивается антисоциальное расстройство личности.
Даже когда состояние не ухудшается, ОВР у взрослых может вызвать проблемы в отношениях, браке и на работе. Во взрослой жизни выше уровень злоупотребления психоактивными веществами, разводов и проблем с трудоустройством.
Терапия и медикаментозное лечение — это стратегии лечения, которые чаще всего используются у взрослых с ОВР.
Диагностика и лечение оппозиционно-вызывающего расстройства у детей
Для обследования ребенка или подростка применяют адаптированные с учетом возрастных особенностей психосоциальные тесты.
Большое значение имеет беседа с родителями, причем по ее результатам специалист не только узнает больше об особенностях поведения ребенка, но и личности отца или матери, их реакции на непослушание, принятых в семье правилах воспитания.
При оппозиционно-вызывающем расстройстве часто встречается синдром дефицита внимания и гиперактивности, невроз и депрессия, поэтому во время обследования также необходимо исключить (или подтвердить) эти диагнозы.
Терапия оппозиционно-вызывающего расстройства у детей
Тактику лечения ОВР всегда подбирают строго индивидуально с учетом тяжести заболевания и особенностями каждой семьи.
Основное внимание специалисты уделяют изменению взаимоотношений родителей с детьми, поэтому в первую очередь психотерапевты работают с отцом, матерью и другими членами семьи, если они проживают все вместе.
В коррекционной работе придерживаются принципов наказания и поощрения, направленных на поддержание правильных поступков и неприятие неверного и социально опасного поведения.
При работе с детьми используют методики арт-, сказко-, музыкотерапии. Они предназначены для обучения правилам коммуникации в социуме, поиска альтернативных способов выражения собственных желаний, гнева и раздражения.
Медикаментозное лечение назначают при нарушениях сна, приступах психомоторного возбуждения. Рекомендованы седативные и снотворные средства, аминокислотные и поливитаминные комплексы.
Хороший результат оказывают расслабляющие физиопроцедуры: массаж, гидротерапия, рефлексотерапия и др. Многим детям справиться с приступами раздражительности помогают физические нагрузки, особенно, командные виды спорта, требующие соблюдения строгой дисциплины.
Оптимального эффекта при лечении оппозиционно-вызывающего расстройства можно добиться при обращении к профильному специалисту на ранних стадиях синдрома.
Как предотвратить появление оппозиционно-вызывающего расстройства у ребёнка
Исследователи не знают, что вызывает оппозиционно-вызывающее расстройство поведения. Но определенные подходы могут помочь предотвратить синдром.
- Маленьким детям помогают программы раннего вмешательства, которые учат их социальным навыкам и тому, как бороться с гневом.
- Для подростков разговорная терапия (психотерапия), обучение социальным навыкам и помощь в выполнении школьных заданий могут помочь уменьшить проблемное поведение. Школьные программы сопровождения также могут помочь остановить буллинг и улучшить отношения между подростками.
- Программы обучения родителей также важны. Эти программы учат родителей, как управлять поведением своего ребенка. Родители изучают воспитательные приемы, которые помогают детям справляться с их поведением.
Прогноз вызывающего оппозиционного-расстройства определяется своевременностью диагностики и успешностью терапевтических мероприятий.
Большинство случаев имеет благоприятный исход: семейные конфликты сглаживаются, ребенок находит другую сферу для самоутверждения.
Предупредить поведенческие нарушения можно с помощью выстраивания продуктивных доброжелательных отношений. Необходимо поощрять ребенка за помощь, сотрудничество, уступчивость, демонстрировать эмоциональную стабильность, самоконтроль, последовательность поступков. Важно участие обоих родителей, учителей, родственников.