«Однажды я убила писателя». Как мы гасим таланты детей из-за своих амбиций
Замечали, что многие родители стесняются хвалить своих взрослых детей? Вот пока они маленькие еще худо-бедно похваливают: «Миша сам научился надевать трусы», «Маша сама застелила кроватку», «Толя нарисовал космолет», а «Лена закончила четверть на одни пятерки».
Этим мы хвастаемся, с этим все нормально. Тут даже запросто могут фигурировать слова «Гениально!», «Восхитительно!» и прочие «Невероятно!»
Но вот когда малыш подрастает и превращается в почти взрослого человека, большинство родителей словно язык проглатывают. Внезапно, становится стыдно хвалить своего ребенка перед другими, словно бы ты вдруг потерял объективность и расхваливаешь откровенно сырой продукт. И чаще всего это действительно так.
В старших классах школы или на первых курсах института, наши дети уже слишком взрослые, чтобы создавать нечто, заслуживающее искреннего восхищения. За редким исключением гениев (которых мы тут не обсуждаем), обычный ребенок обладает обычными для своего возраста умениями, за которые никто, разумеется, и не вздумает его хвалить. Он может одеваться и раздеваться, убирать за собой (может, правда, может!), самостоятельно есть, добираться из пункта А в пункт Б и выполнять какую-то адекватную его возрасту работу.
Но иногда они пытаются делать что-то еще. Делать что-то, как взрослые. Они начинают писать книги, или статьи, или музыку, или рисовать, шить, фотографировать или даже снимать собственное кино, сниматься в кино, петь, торговать... и вот что нам, родителям, с этим делать?
Обычно первые пробы пера довольно кривые. Мы видим все недочеты, неровные линии и неловкие подражания: вот тут в тексте сплошные повторы, а тут в песне... это же слизано у Моби (боже, где мой ребенок раскопал Моби, я видимо плохо закопала его!), а тут жуткие швы нитками наружу, тут откровенный Ван Гог, а тут кошмарный недодовлатов!
И вот она — дилемма, поступить как хороший родитель: хвалить за любые попытки проявить себя, за старание, закрыть глаза на косяки и разослать всем друзьям с просьбой посмотреть, послушать, оценить и обязательно похвалить «Коля, ты просто гений! Это даже круче, чем Моби!» или же поступить как профессионал: все же ребенок уже не ребенок, не стоит слепо возносить его за любые попытки вступить на взрослую территорию, а если уж вступил, то будь готов к серьезной критике!
На одной чаше весов есть риск воспитать самовлюбленную бездарность, которая будет расти, уверенная в своем неземном таланте и приумножать плохую музыку, кино, живопись и литературу, на другой — риск задавить своей неуместной критикой неокрепший талант (а вы ведь знаете, что по-настоящему талантливые люди ужасно мнительны и сломать их прямо в детстве ничего не стоит, зато бездарностей не сломить даже железным ломом!)
Мой выбор был неправильным, я ошиблась. Я поступила, как профессионал, а не мама. Во-первых, между двух увлечений своего сына — рисованием и писательством, я самостоятельно выбрала второе, так как, сравнив его рисунки и тексты, пришла к выводу, что пишет он неплохо и там есть с чем работать, а вот рисовал он, на мой взгляд, абсолютно бесперспективно. А во-вторых, начав заниматься с текстами, я критиковала, разбирала, объясняла, заставляла переделывать их еще, и еще, и еще.
Я добивалась от 16-летнего парня такого качества, что, читая его статьи, никто из взрослых не мог и предположить, что это написано подростком. Он прошел прекрасную школу мамы редактора, получал пятерки за все письменные работы, восхищение учителей и по 200+ лайков на профессиональных ресурсах, а потом где-то после 18 перестал писать вообще.
Сейчас он ненавидит писать, а я в свою очередь жалею, что передавила. Я искусственно задрала ему планку и заставила «брать высоту», так что теперь любой текст для него это преодоление — ему нужно писать так, чтобы внутренний редактор (то есть я в его голове) пропустила этот текст, в процессе написания он понимает, что идеально не получается и забивает на работу вообще. (Скажите спасибо, похоже, благодаря мне одним писателем на Земле будет меньше)
Но вот что важно. Каждый раз, когда я заставляла его переделывать некачественный, на мой профессиональный взгляд, «продукт» — я думала не столько о нем, сколько о том, как на это посмотрят люди. Как они будут читать и замечать все ошибки. Как пострадает моя репутация от того, что я предлагаю прочитать заведомо слабый текст. Для меня было важно держать «марку» и не терять вес своего слова. И уж конечно в тот момент я была уверена, что делаю все правильно.
Я знаю многих людей, кто выстраивает свои отношения с подросшими детьми точно так же, особенно если дети пробуют себя в том же или близком деле. Дети музыканты у родителей музыкантов, дети писатели у родителей писателей, дети спортсмены у спортсменов или даже дети бизнесмены у своих успешных в бизнесе родителей — большинству из них приходится пройти проверку, сдать негласный экзамен перед собственными родственниками, доказать, что они не хуже, есть чем гордиться и право имеют.
В такой ситуации близкие могут стать куда более жесткими и жестокими «учителями», чем даже посторонние люди! Где-то рядом с этим видом родителей, существуют совсем категоричные «изверги», которые не то что критикуют, но и вообще никак не помогают своим детям, буквально выбрасывая их «голыми» в жестокий взрослый мир — «я добился всего сам с нуля и ты добейся (или умри)».
А на другом краю этой родительской вселенной обитают родители, чей подход является прямо противоположным Те, словно ослепленные любовью, видят своих чад абсолютно гениальными с рождения и во всем: они с первых шагов шагают лучше, чем другие дети, лучше разговаривают, четче выговаривают букву «ррр», раньше всех какают в горшок, читают по слогам и учатся на одни пятерки (а если и нет, то в этом всегда виноват кто-то другой).
Такие родители будут хвалить ребенка сами и будут заставлять его хвалить и всех остальных. Они сделают все возможное, чтобы помочь ему с налаживанием нужных связей и поиском работы, они будут издавать его книги, устраивать выставки, вкладывать деньги в его заведомо проигрышный бизнес...
Я думаю вы все понимаете о чем я и точно знаете таких детей и родителей, но возможно для вас будет неожиданностью, потому что лично для меня это было огромной неожиданностью, но похоже именно это и есть правильная (или максимально близкая к правильной) позиция. Не торопитесь спорить со мной, так как я сама бы поспорила с собой лет десять назад. Да, эти сюсюкающие и обожающие своих двадцатилетних пупсиков родители просто ужасны. Но жизнь показывает, что они все делают правильно.
И знаете что? Мой сын теперь снова хочет рисовать, а я засунула свой язык куда поглубже и даже стараюсь не соваться в эту тему, а если когда-нибудь увижу его картины то точно буду хвалить, потому что раскритиковать смогут и другие, а родители нужны для того, чтобы любить, восхищаться и во всем поддерживать. С большой вероятностью все эти увлечения с началом настоящей взрослой жизни отвалятся сами, но ваш ребенок запомнит вас не как строгого учителя и уничтожающий любые порывы голос в голове, а как любящего родителя, поддержку и опору. И это куда важней, чем спасти мир от очередной бездарности! Пусть ваш ребенок пишет, поет, рисует, танцует и снимает кино. Хвалите его и не стесняйтесь делать это громко, поделившись со всеми друзьями — вы делаете это не как профессионалы, а как родители, а проявлять родительскую любовь ни капельки не стыдно.
Читайте также: