Нет уж замуж за рубеж! Как в СССР и России препятствовали бракам с иностранцами
Защитим советскую гражданку от дискриминации!
В 1947 году вышел указ, который сломал множество судеб. Он назывался «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Внутри указа говорилось о бедственном положении советских женщин, оказавшихся после замужества за границей: «в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации».
Этот пассаж был нужен для того, чтобы обосновать, почему международные браки не просто запрещены отныне и впредь – уже существующие союзы расторгались, признавались недействительными, кроме некоторых отдельных случаев, связанных с проживанием супругов в СССР и намерением проживать там и впредь. Железный занавес, который, казалось, только приподнялся, рухнул назад с грохотом.
Одни гражданки указу только порадовались: ведь и так мужиков мало, а они себе понаходили после Победы польских, чешских, словацких жён! Однако было очень много тех советских женщин, которые вели другой счёт: ведь и так мужиков мало... И теперь даже не выбрать из американцев и британцев, которые волей случая отделены морями-океанами от соотечественниц – и потому брать бы их тёпленькими!
Действительно, сразу после Великой Отечественной было заключено множество браков между иностранцами и освобождёнными остарбайтерками, недавно оказавшимися в концлагерях узницами, советскими военнослужащими девушками и моряками, пехотинцами, лётчиками из числа союзников. Некоторые женщины воспользовались моментом, чтобы срочно сменить гражданство. Но многие держались советского гражданства – чтобы иметь возможность ездить к родственникам, быть с ними на связи. По ним новый указ ударил больно. Им пришлось выбирать между кровной семьёй и семьёй, которую они построили на любви.
Расставанием с мужьями (и, часто, отцами их детей) последствия для женщин, заключивших браки с иностранцами, не ограничивались. Хотя теоретически за сам факт брака с иностранцем в прошлом наказания не полагалось – ведь указ только защищал от этих браков и их последствий – на деле известны случаи, когда советские гражданки получили сроки за «антисоветскую деятельность».
Несмотря на то, что в протоколы при этом писался стандартный набор обвинений – ругала советскую власть, высказывала антисоветские мысли и воззвания – на деле все понимали, что главная антисоветская деятельность этих женщин заключается в том, что, выражаясь простонародно, «дали не тем». Выбрали не советских мужчин, а заграничных.
Актриса Зоя Фёдорова стала знаменита на весь союз после фильма «Подруги», вышедшего на экраны страны в тридцать пятом году. Её карьера была долго и плодотворной – она снялась во многих хитах шестидесятх-семидесятых годов. Многие помнят её, как бабушку Миши из «Кортика», соседку с ключом из «Операции Ы», Горпину Дормидонтовну из «Свадьбы в Малиновке» — и, главное, маму большой дочери в комедии «Взрослые дети».
Однако в успешной карьере Зои Фёдоровны – большой пробел, который приходится на вторую половину сороковых и первую половину пятидесятых годов. В 1944 году Фёдорову видели в роли невесты в комедии «Свадьба» по Чехову. В следующий раз она появилась уже только в роли второго плана в комедии «Девочка и крокодил» в 1956. Всё дело в том, что в 1946 году её арестовали и приговорили к двадцати пяти годам заключения за антисоветчину и шпионаж.
На самом деле в шпионаже её обвинили за фактический брак с американским дипломатом Джексоном Тейтом. Тейта выслали из страны довольно быстро после знакомства с Фёдоровой, но она к тому моменту была беременна дочерью. Чтобы скрыть происхождение ребёнка, Фёдорова срочно вышла замуж за соотечественника, и девочка Вика, Виктория – в честь победы, получила отчество «Фёдоровна». Не в честь отчима, кстати, а по фамилии матери.
Тем не менее ни одна связь иностранного дипломата с советскими гражданками для органов секретом не была. Быть может, если бы это был короткий роман с солдатом, всё обошлось – но дипломатический работник в сожителях делал Фёдорову в глазах органов однозначной шпионкой. Ей повезло – на половине срока умер Сталин, и её реабилитировали. Она воссоединились с дочерью после десяти лет разлуки. Оставляла – младенца, вернулась – почти к подростку.
Другой известный случай, когда сожительство с иностранцем интерпретировали как антисоветчину – история актрисы Татьяны Окуневской, звездой фильма «Майская ночь». Такая же история – вот в 1947 году зрители видят Окуневскую в роли молодой девушки в исторической, о революции, драме «Мальчик с окраины»... И в следующий раз она появляется перед зрителем только в 1957 году, в роли сомнительной певички из ресторана в детективе «Ночной патруль» (кстати, в том же фильме играет и Зоя Фёдорова).
Всё это время Окуневская провела в положении з/к. Она утверждала, что попала под антисоветчину из-за такой же ситуации, что у Фёдоровой, но отказывалась кому-либо открывать мужчину, из-за связи с которым пострадала.
Не все женщины лишились мужей в один миг. Вышедшая в 1946 году замуж за сына чилийского посла Окампо гражданка Лесина через год обнаружила, что её супруг должен покинуть СССР, а Лесина – остаться и считаться отныне незамужней. Но они отказались разлучаться. Пять лет они прожили в гостинице, боясь отойти друг от друга на шаг, пока их обрабатывали так и этак. Тем временем гостиница выставляла им счета по двойной цене – чтобы надавить экономически, а свёкр Лесиной по дипломатическим каналам бился за сохранение семьи. Всё разрешилось в 1953 году, году смерти Сталина. Властям стало не до супругов Окампо, и их, наконец, выпустили в Чили вместе.
Плодитесь и размножайтесь
Закон, который сейчас воспринимается как бессмысленная жестокость, был одной из нескольких мер, предпринятых Сталиным в послевоенный период. Кроме запрета на браки с иностранцами и разрушения уже заключённых союзов, в 1944 году ужесточили правила развода для советских пар. Кроме того, несмотря на то, что в сорок пятом году пытались пересмотреть законодательный запрет абортов, он всё равно остался в силе: не время, мол, отменять.
Эти меры откатывали достижения революции 1917 года, давшей женщине возможность принимать решения относительно личной жизни, семейного положения и репродуктивных функций тела. Но советское правительство не особо интересовали именно эти женские права. А вот тот факт, что после Первой Мировой, Гражданской, двух больших эпизодов голода в двадцатых и тридцатых, репрессий и, наконец, Великой Отечественной страна постоянно балансировала на краю демографической ямы – интересовало. И справиться с ситуацией власти предпочли давлением на, прежде всего, женщин страны.
Вообще вольницу для женщин, которая ещё сохранялась в тридцатые, после Победы во многом свернули. Женщин перестали допускать в лётчицы, да и во многие другие высокооплачиваемые и требующие большого вложения сил вне дома профессии. Хотя три немецких «К» (киндер, кирхе, кюхе – дети, церковь, кухня) при Сталине не объявляли, о женском предназначении снова стали говорить очень много. Лозунги двадцатых и начала тридцатых против «кухонного рабства» сменило поощрение и воспевание работы в режиме нон-стоп: на предприятии за зарплату, потом в рамках общественной активности и, конечно, дома, обихаживая детей, мужа, престарелых родственников...
Это только уже в фильме 1961 года «Взрослые дети» на упрёк мужа относительно готовки — «Ты же женщина!» – жена отвечает: «А ты мужчина!» таким тоном, словно то и другое ничего не значит на кухне. Тогда уже будут разрешены снова аборты, вот-вот смягчатся правила по разводам, а мещанство (уют, который бесконечно должна обслуживать женщина) вышло из моды. Минимализм, пылесос, карьера на благо Родины! И всё же роман с иностранцем женщине ещё запрещён под страхом увольнения и других мер за аморалку, а браки с заграничными мужчинами разрешат только в 1969 году.
Для такого брака, правда, надо будет собрать огромное количество документов, перетерпеть общественное порицание, пройти несколько разговоров с КГБ (в ходе которых комитетчики будут давить, пытаясь завербовать потенциальных агентов), и заключить его можно будет только в отделённой от потоков прочих граждан части ЗАГСа в больших городах... Это не мешало сотням, а то и тысяча девушек искать своего счастья по крайней мере со студентами и командированными специалистами из соцстран.
Не только в СССР
На самом деле, для России в широком смысле – как для государства со столицей в городах Москва и Санкт-Петербург – запреты на браки с иностранцами не были находкой двадцатого века. В допетровской Руси строго-настрого запрещалось жениться с иноверцами, а это значило – с представителями почти любой другой страны. Разве что церковь, которая заменяла идеологические аппараты в те времена, строже относилась к мужчинам, чем к женщинам. Ведь ребёнок, прижитый с сожительницей-иноверкой, будет воспитан ею в «ненашей» вере.
Православная же женщина, прижившая дитя от неофициального мужа-католика или мусульманина, виновна была, конечно, в блуде, но по крайней мере крестила и воспитывала этого ребёнка в православии.
Первым случаем дозволенного брака с иноверцами и иностранцами в одном лицо стала массовая женитьба шведских пленных на русских женщинах.
В 1721 году Святейший синод рассмотрел в качестве исключительного дела массовое прошение православных вдов и девиц, поданное через Берг-коллегию (организацию, ответственное за добычу руды). Эти женщины хотели выйти замуж за шведов, с которыми у них установилось сердечное согласие. Берг-коллегия дала понять, что очень заинтересована в этих браках для того, чтобы заручиться сотрудничеством специалистов из числа пленных.
Принимая во внимание интересы родины, Синод выдал разрешение на эти союзы. Но – с условиями. Каждый швед, венчаясь с православной, обязан был подписать бумагу, что не будет прельщать жену переходить в лютеранскую веру и что он согласен, что дети его будут крещены и воспитаны в православии.
Увы, когда пленным разрешили вернуться в Швецию, с ними не отпустили жён. Если уезжавший муж обещал вернуться к супруге, он обязан был подписать бумагу, в которой указывал срок вовзращения. Если за этот срок он не объявлялся, брак расторгался. Если же швед готов был скорее расстаться с супругой навек ради возвращения на родину, нежели хоть раз ещё ступить на русскую землю, брак расторгался автоматически.
Начиная с истории с прошением и вплоть до 1864 года женитьба с иноверцами была одновременно возможна и затруднительна. Легче всего было обвенчаться, приняв православие, но для многих иноверцев вопрос религиозной принадлежности был принципиален. Тем не менее, возможен был ещё вариант: иностранец, если он христианской веры, мог жениться на россиянке, если принимал русское подданство и получал специальное разрешение от государя. Брак же с мусульманами и иудеями был запрещён совершенно.
Женитьба с иноверцами-иностранцами была таким проблематичным делом – порой приводящим к реальным наказаниям – что Михаил Ломоносов, женившийся во время учёбы в Германии на лютеранке, некоторое время скрывал свой брак. Хотя, надо отдать ему должное, даже в разлуке с ней не пытался завести другую жену или сожительницу, сохраняя верность супруге.
Чтобы воссоединиться с мужем, Елизавета Христина Цильх подала прошение российским властям, указывая, что они с Михаилом не только венчаны – у них уже есть сын Иван. И ей, и Ломоносову повезло, что в этот момент было смягчение нравов. Жизнь многих русских рушилась после того, как всплывала тайная женитьба с иноверкой.