Не заставлять, а подталкивать: как помочь себе начать делать нужные дела
Хотите правильно питаться, но тянетесь за булочкой, когда голодны? Мечтаете, чтобы дети убирали за собой без тысячи напоминаний? А муж выносил мусор вовремя, и вы его не пилили? Попробуйте воспользоваться теорией подталкивания, которая учит, как побудить себя или кого-то делать полезные и нужные дела.
Что такое теория подталкивания?
Термин принадлежит Ричарду Талеру, профессору экономики и поведенческих наук в Чикагском университете. Он разработал практику влияния на себя и свое окружение и выстраивание так называемой «архитектуры выбора». То есть вы создаете условия, в которых проще сделать выбор в пользу нужных и полезных дел, мягко побуждаете принимать определенные решения. Практика грамотных напоминаний и непрямых предложений вместо ультиматумов и принуждения. То есть не придется заставлять себе и других, угрожая санкциями. Практика подталкивания деликатно подводит к правильному выбору и действию (тому, что вы сами назначите правильным).
Человек, которого подталкивают таким способом, не чувствует ограничения своих прав и свобод и сохраняет ощущение контроля над решениями, которые принимает. Вы не запрещаете, а помогаете изменить поведение в здоровую сторону. Как говорит сам автор теории Ричард Талер: «Поставить полезные фрукты на уровне глаз — это подталкивание, а запретить есть вредную пищу — нет».
Как подталкивать себя к здоровым решениям?
Вот несколько примеров, что предпринять, чтобы выйти уже, наконец, на пробежку или съесть огурец вместо чипсов.
Используйте визуальные подсказки
- Хотите больше бегать? Поставьте беговые кроссовки у двери.
- О велосипедных прогулках напомнит велосипед, подвешенный на уровне глаз на крючок на стене — так он всегда будет в поле зрения.
- К здоровому питанию приведут не запреты, а, например, вазочка с нарезанными ломтиками овощами и фруктами посреди стола — в круглосуточном доступе. Так вы с большей вероятностью возьмете похрустеть морковку (доступную, в поле зрения), а не чипсы (нет в доступе, надо искать).
Ставьте преграды нежелательным действиям
Если вы не хотите делать что-то не слишком положительное, усложните себе задачу. Например, если не хотите каждые пять минут залипать в телефон, положите его на самую высокую полку (можно под потолок — за телефоном придется добираться по стремянке). Или пресловутые чипсы — не держите их дома, если сильно захочется, придется выходить за ними в магазин. Если руководители хотят, чтобы их сотрудники пили больше воды, то повсюду будут стоять кулеры или бутылки с водой, а газировку уберут подальше.
Делайте выбор заранее
Если в мыслях у вас начать новую жизнь с понедельника, а сейчас вас спасет только пульт в руках и пицца, запланируйте свой выбор, чтобы в понедельник вы, вопреки всем шуткам, таки начали правильно питаться и заниматься спортом. Для этого нужно составить четкий план (например, меню) на понедельник и повесить его на видное место и записаться в спортзал на конкретное время в этот день недели. И попросить прислать напоминание.
Как подтолкнуть других
- Действуйте своевременно. Если вы с утра несколько раз повторили мужу, что после работы надо заехать в магазин, он все равно не запомнит. Смс-ка-напоминалка, когда он садится за руль, выйдя из офиса, будет более эффективной.
- Используйте так называемые «подсказки планирования», конкретизируйте место, время и способы достижения целей. Например, ребенок просит отложить выполнение домашней работы на потом. Разрешите ему, но при этому уточните: «В какое время ты планируешь вернуться к работе? И каким способом напомнишь себе об этом?»
- Напоминайте. Использование подталкивания в жизни показало: если людям присылали смс с напоминанием о ежегодном осмотре у стоматолога, они чаще записывались к врачу. Студенты после персонализированных сообщений больше подписывались на программы помощи. Табличка на офисной двери «уходя, гасите свет» сократила потребление электроэнергии в офисе.
- Давайте обратную связь. Замечено: в домохозяйствах, которые получают понятные подробные отчеты о ежемесячном использовании электроэнергии, люди начинают тратить электричества меньше, что полезно не только для кошелька, но и для окружающей среды. Сообщение пользователю соцсетей о том, какая аудитория предположительно будет у его контента, поможет ему решить, что и где публиковать.
- Создавайте психологические якоря. Например, благотворитель может сообщить, что «в среднем люди жертвуют в фонд около 1000 рублей», что может побудить некоторых пожертвовать больше, чем изначально планировали, так как якорь «1000 рублей» укоренится в сознании.
Примеры можно приводить бесконечно. Попробуйте подкорректировать визуал вашей реальности, подсветить полезное, напоминать вовремя и планировать конкретно, и посмотрите, как изменится «архитектура» принятия ваших решений. Или попросту ваш выбор в пользу нужного.