Не отец, но мужчина
Если верить статистике, в России на каждую тысячу браков приходится чуть ли не 800 разводов — по этому показателю мы занимаем одно из первых мест в мире. Понятно, что результатом становятся многочисленные неполные семьи. Но как в этом случае мальчик может узнать, что такое мужчина? Об этом рассуждает психолог Игорь Павлов.
Когда я работал психологом в детском саду, то, будучи единственным мужчиной в этом заведении, я никогда не был обделен вниманием... нет, не воспитательниц, а детей. И больше всего меня допекали (в хорошем смысле слова) своим общением мальчики из неполных семей. Искали ли они во мне замену своим отсутствующим папам или пытались компенсировать дефицит мужского внимания — вопрос, над которым я часто задумывался в те дни.
Сыновний инстинкт
Мальчики тянутся к мужчинам. Они с интересом наблюдают за незнакомыми взрослыми и с превеликим удовольствием общаются с близкими или просто знакомыми мужчинами — родственниками и друзьями семьи, учителями и тренерами. Особенно эта тяга заметна у тех мальчиков, которые растут без отцов. У них словно просыпается какой-то сыновний инстинкт: мальчик ищет объект, способный удовлетворить его потребность в отце. Таким объектом когда-то был и я. Рядом со мной мальчики получали необходимое им внимание, чувствовали сопричастность к мужскому «племени», могли доверить свои мальчишеские проблемы или пожаловаться на женщин — навязчивых мам, сверхопекающих бабушек и бесчувственных воспитательниц.
У кого-то из мальчиков потребность в фигуре, способной заменить отсутствующего отца, с возрастом становится более выраженной, у кого-то — менее. Первые ищут любую возможность оказаться рядом со взрослым человеком мужского пола. Вторые не так напористы, но и они при случае не упустят шанс отхватить порцию мужского внимания.
Реальность такова, что сегодня все больше и больше детей растут без отцов. Это вовсе не означает, что они становятся проблемными — страшное слово «безотцовщина», которым когда-то, словно позорным клеймом, награждали детей из неполных семей, теперь звучит как пережиток прошлого. Продвинутые психологи и педагоги не спешат вешать на таких детей ярлыки, ибо есть внушающие оптимизм научные данные о том, что большинство детей из неполных семей вырастают благополучными и психологически здоровыми людьми.
Но достоверно известно и то, что многие из этих мальчиков испытывают острый дефицит общения с мужской половиной человечества, особенно если их связи с настоящими отцами окончательно разорваны, а ближайшее семейное окружение почти целиком состоит из женщин.
Читайте далее: для чего мальчику нужен мужчина?
Для чего мальчику нужен мужчина?
Каждый мальчик ищет в общении с мужчиной что-то свое: возможность отдохнуть от женской опеки, удовлетворить потребность во внимании и интерес к миру взрослых. Но большинство ребят, кроме всего прочего, ищут в мужчинах... самих себя. Еще в XIX веке величайший датский философ Серён Кьеркегор писал, что отец — это зеркало для ребенка. И, если у мальчика нет отца, таким зеркалом для него должен стать другой мужчина, всматриваясь в которого, он будет сравнивать с ним себя, оценивать, насколько мужественно выглядит сам и достаточно ли по-мужски себя ведет.
Пройдет немного времени, и любому маленькому мальчику из неполной семьи придется осваивать науку мужского поведения самостоятельно. Не будет рядом папы, который бы направлял его поступки и задавал тон для подражания. Поэтому мальчик внимательно наблюдает за разными мужчинами, ищет общения с ними, стремится быть похожим на тех из них, кто наиболее соответствует его представлениям об идеальном отце
.
А если мальчик не видит в ближайшем окружении удачный пример, он находит его в книгах, фильмах или компьютерных играх. И тогда его «отцом» становится супер- герой, ведь он такой сильный, смелый, находчивый, неуязвимый — в общем, настоящий мужчина.
Но почти все супергерои имеют один существенный недостаток. Они никогда не смогут рассказать мальчику о том, что быть мужчиной — это не только спасать мир с помощью фантастического оружия или мистических способностей. Быть настоящим мужчиной — это в первую очередь уметь решать свои проблемы без насилия и жестокости, не бояться свой слабости и уязвимости, и при этом быть способным заботиться о близких людях, не причиняя вред другим. «Живой» мужчина всегда многограннее любого вымышленного персонажа. Он может показать мальчику разные модели поведения в различных ситуациях, объяснить, где и когда следует себя вести так, а где можно иначе. Супергерои вряд ли этому научат.
Читайте далее: повторный брак — как стать ребенку своим?
Как стать своим
Некоторые женщины решаются на повторный брак. В итоге их личная жизнь устраивается и у ребенка, по идее, появляется отец. Однако часто мальчик начинает всячески протестовать против нового маминого ухажера. Это необязательно означает, будто мальчик совсем не нуждается в общении со взрослым человеком мужского пола. Им могут двигать совсем другие мотивы — ревность и страх потерять мамину любовь.
И претенденту на самое сокровенное, что есть у мальчика, — внимание мамы, приходится выдержать испытания детскими капризами и слезами, упреками и ненавистными взглядами, молчанием и демонстративным игнорированием.
Мужчине может потребоваться не день и не два, чтобы завоевать доверие ребенка и рассеять его опасения. Без спешки и давления, постепенно ему надо вливаться в жизнь мальчика, не пытаясь немедленно занять место его отца. Лучше всего мужчине для начала стать другом ребенка, найти с ним общий язык и лишь затем брать на себя какие-то отцовские обязанности.
Дети, особенно те из них, которые поддерживают связи со своими настоящими отцами или хранят память о них, могут негативно воспринять попытку другого мужчины занять место их отца. И, даже если этот мужчина им нравится, они боятся, что, приняв его в свою семью и назвав папой, совершат предательство в отношении настоящих пап. Поэтому не надо маме пытаться сравнивать мужчину с настоящим отцом: говорить, что он, в отличие от отца, и добрее, и обеспеченнее, и ответственнее,
Ребенку очень важно иметь позитивный образ настоящего отца, каким бы человеком тот ни был. Психологические исследования показывают, что дети из неполных семей, у которых остались приятные воспоминания об отце, развиваются более благополучно по сравнению с теми детьми, у которых сложился негативный образ своего отца.
А если мальчику не грозит появление в доме нового папы или отношения с ним не сложились, то маме надо позаботиться о том, чтобы кто-то из близких людей хотя бы частично мог удовлетворить потребность в отце. Хорошо, если «под рукой» имеются дедушки, дяди, старшие браться
Читайте далее: как найти сыну настоящего друга?
Усатый нянь
Есть и еще один способ раздобыть ребенку немного мужского внимания и общения — записать его в какую-нибудь спортивную секцию или кружок, где тренером, руководителем является мужчина. Вообще в нашей системе образования катастрофически не хватает мужчин. Поэтому, если вы найдете ребенку хорошего педагога мужского пола, считайте, вы отыскали клад.
Правда, здесь возникает вопрос: как отличить хорошего от нехорошего? Напуганные рассказами о педофилах и алкоголиках, орудующих в детских садах и школах под масками физкультурников и «трудовиков», мамы с опаской относятся к мужчинам, уделяющим много внимания чужим детям. «Неужели им больше нечем заняться, кроме как возиться с детьми? Да и за такую смешную зарплату?» — воображение рисует образ либо хронического неудачника, либо психологически нездорового мужчины. Но, к счастью, среди педагогов-мужчин все еще встречаются настоящие энтузиасты, верящие в свое дело и добивающиеся больших успехов в деле воспитания детей. Такие учителя, тренеры, руководители студий и кружков бывают по-настоящему счастливы, когда им удается сделать жизнь чужого ребенка хоть немного лучше. Рядом с ними дети чувствуют себя не менее счастливыми.
Однако, конечно, это не означает, что родителям не надо быть настороже. Даже самый надежный на первый взгляд человек может иметь негативные намерения на счет ребенка. Отличить учителя-садиста или педофила не так легко. Как показывают исследования, большинство таких людей ничем не выделяются из толпы, часто пользуются уважением в обществе и имеют статус законопослушных граждан.
Поэтому гораздо разумнее не пытаться научить ребенка на глаз определять, кто есть кто, а учить его различать опасные и безопасные ситуации. Ребенок должен точно знать, что не должен делать посторонний мужчина: приходить к нему домой, когда он один, приглашать к себе в гости, прикасаться там, где не положено
И, как бы банально это ни звучало, важно быть чутким и внимательным к сыну, иметь с ним очень близкие и доверительные отношения. Тогда можно быть уверенным в том, что сын не станет скрывать от вас, какие люди его окружают в школе и за ее пределами, что он думает о них и каково ему приходится в жизни без отца.
Что почитать:
• Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М.: Наука, 1995
• Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. М.: МПСИ, 2006
• Фроер Дж. С. Жутко громко и запредельно близко. М.: Эксмо, 2009
Что посмотреть:
• «Человек без лица». США, 1993 г. Реж. Мэл Гибсон
• «Дорогой Фрэнки». США, 2003 г. Реж. Шона Ауэрбак
• «Триумф. История Ронни Кларка». США, 2006 г. Реж. Рэнда Хейнс