Нарисовать лицо, или Для кого женщины ежедневно красятся
Водостойкая тушь, консилер, тон, пудра, сухие румяна, тени для век, блеск, помада и карандаш, контур для губ, каблуки, шуба, шапка, сумка с документами, ноутбуком, кошельком, ключами, отверткой (на случай позднего возвращения домой), зарядкой, пачкой ибупрофена, энергетическим батончиком, еще одним зарядным устройством, пачкой квитанций...
Более трети женщин не выходят на улицу без полного макияжа, а потом еще и поправляют его каждые два-три часа. Из оставшихся 90% считают неприличным выйти на работу, не накрасив хотя бы ресницы.
Для кого мы красимся? Мужчины уверены, что для них. В различных опросах на тему того, какие женщины их привлекают, они обязательно высказываются о косметике. Самое распространенное требование к женскому макияжу с их стороны — тот обязательно должен присутствовать («девушка без косметики на лице не следит за собой»), но при этом быть не слишком ярким («к вызывающе накрашенной девушке хочется подойти и спросить, сколько стоят ее услуги»). В общем, опять стандартное мужское «женщины должны».
Реклама этот постулат «женщины должны» поддерживает: со страниц журналов глядят раскрашенные, отфотошопленные лица знаменитостей и список дорогих средств длиной в страницу, которые каждая женщина обязана иметь в своей косметичке, если она не хочет прослыть неряхой и неудачницей.
В первой серии сериала «Хождение по мукам» юная девушка из интеллигентной семьи Даша Булавина едет в пролетке с вокзала ранним утром по Санкт-Петербургу. Дело происходит незадолго до революции 1917 года. Камера приближается, и мы видим, что на лице актрисы полный боевой макияж: тени, тушь для ресниц, контур и блеск для губ, подчеркнутые пудрой скулы. Безусловно, реальная Даша в подобных условиях не могла бы оказаться так сильно накрашенной (и вообще накрашенной, если на то пошло). Но мы привыкли к фильмам, в которых героиня просыпается рано утром с накладными ресницами и укладкой. Женщину без яркой косметики увидеть на экране практически невозможно.
Понятно, зачем нужна реклама косметики фирмам, производящим пудры и помады. Чем больше женщин привыкнет краситься ежедневно, тем больше будет торговый оборот.
Кстати сказать, за последние годы реклама заметно изменилась. Во-первых, список «обязательных» косметических товаров, который навязывают женщинам, стал заметно длиннее (еще относительно недавно консилеры и тон для лица в этот список не входили). Во-вторых, производители стали приучать к ежедневному макияжу девочек с пяти-шести лет. Видели все эти детские наборы косметики с блестками, русалочками и принцессами на упаковке? Ми-ми-ми! Мальчику — конструктор, девочке — детскую помаду и тени!
Понятно также, зачем нужен женский макияж мужчинам. Это просто приятно. Приятно, когда все бабы вокруг из кожи вон лезут, чтобы тебе понравиться. Едешь с утра в маршрутке на работу, слегка побритый и наскоро сбрызнутый одеколоном, и критическим глазом разглядываешь окружающих теток. Вот у той глаз поплыл, кто ж так красится неаккуратно, вот криворукая. А вон та ничего, только помада слишком яркая — накрасилась, как шлюха. Ну и вообще, все вокруг яркие, красивые, как на праздник, даром что дело происходит в 8 утра в октябре в рабочий день в Тюмени.
Но зачем надо самим женщинам каждое утро тратить по полчаса на рисование лица? Почему мужчины могут позволить себе выйти на улицу без макияжа, а мы нет? Это не такой странный вопрос, если задуматься.
«Мне психологически некомфортно, когда на лице нет ни грамма косметики, кажется, будто на меня все смотрят и думают: "Какая страшненькая". Хотя мне самой неприятно смотреть на ненакрашенных девушек».
«Без макияжа я чувствую себя голой».
Огромное количество женщин тратит огромное количество денег на косметику из-за того, что обществу удалось вбить в их головы нереальные стандарты красоты, которым в реальной жизни, без боевой раскраски, соответствовать не получается.
Это классический невроз: без туши на ресницах и помады на губах чувствовать себя голой.
Женщин дрессируют, как собак. Хвалят, когда те достаточно высоко прыгают и ловко ловят косточку. Российские женщины гордятся тем, что они ухоженные, накрашенные и на каблуках, в то время как в Европе женщины все чаще ходят без грамма косметики на лице и в удобной обуви. В реальности наша женская «ухоженность» — очень печальный симптом, и гордиться тут совершенно нечем.
Или вот еще. Девушки постоянно говорят, что красятся «для себя». Но что это означает в реальности? Да, макияж наносится не для того, чтобы привлечь всех мужчин в округе и выбрать лучшего самца для размножения, чтобы там мужчины себе не думали. Красятся и женщины в возрасте, и девочки 12 лет, и глубоко замужние матери троих детей, которым на мужчин вокруг плевать с высокой башни.
Конечно, кто-то красится и для того, чтобы быть самой красивой на вечеринке, но это все же редкость. Для такого не надо тратить по полчаса каждое утро на раскраску и столько же вечером на смывку макияжа.
Краситься «для себя» в переводе означает «краситься, чтобы чувствовать себя увереннее в собственной коже».
«Для меня косметика – моя броня, моя защита от внешнего мира, от осуждения, от всего... за ней я прячусь. Я вообще не выхожу на улицу без косметики. И это не попытка понравиться прохожим, это попытка понравиться самой себе. Я даже в косметике то себя люблю только при определенном освещении...»
«Вроде накрасилась, посмотрела в зеркало и не тошнит от себя».
Но почему девушек в принципе может тошнить от себя без косметики? Потому что общество приучает женщину к тому, что любой встречный имеет право оценивать ее внешность.
Макияж — это личина, фальшивая «персона», защита от мира. Российские женщины ухоженнее европеек, потому что менее уверены в себе. Половине из тех, кто не выходит на улицу без макияжа, нужна не новая палетка с тенями и консилер, а повышение самооценки и антидепрессанты.
Текст: Маша Норрис