Культура против биологии: что вызывает СДВГ?
Что вызывает СДВГ?
Большинство исследователей указывают на генетику и наследственность, как на решающие факторы, определяющие, кто заболевает синдромом дефицита внимания (СДВГ или СДВ), а кто нет. Ученые исследуют, могут ли определенные гены, особенно связанные с нейротрансмиттером дофамином, играть роль в развитии СДВГ.
Но Майкл Рафф, доктор медицинских наук, клинический доцент педиатрии в университете Индианы, считает, что ДНК – лишь часть истории. Он убежден, что по крайней мере некоторые случаи СДВГ являются побочным продуктом нашего стремительного, полного стрессов и потребительского образа жизни. Давайте сравним другие исследования и мнения экспертов с противоречивой теорией доктора Раффа о причинах, вызывающих СДВГ – генетических против экологических триггеров.
В своей статье в журнале «Клиническая педиатрия» (ClinicalPediatrics) доктор РАфф называет СДВГ «эпидемией современности». Что это значит? Единственное ли это объяснение СДВГ?
Доктор Рафф: «Я говорю о культурной среде, которая преобладает в наши дни – современном образе жизни и его влиянии на развивающийся мозг. Современные дети погружены в мир мгновенных сообщений, стремительных видеоигр и телешоу. Сегодняшние родители так спешат и так много работают, чтобы заработать денег на покупку все новых вещей, что у них остается все меньше времени на своих детей».
«Когда дети привыкают к такому быстрому темпу, им становится сложно приспособиться к сравнительно медленному темпу классной комнаты. Они переносят ощущение срочности, которое видят дома, на свою учебу».
«Исследователи Дафна Равелье и Шон Грин продемонстрировали, что видеоигры в стиле "экшн" могут улучшить скорость обработки информации. Торкель Клинберг показал, что постоянное использование адаптивных видеоигр улучшает навыки рабочей памяти и изменяет структуру мозга».
«Увеличение серого вещества в правом гиппокампе, мозжечке и правой прифронтальной коре наблюдались во время исследования взрослых, игравших в Супербратьев Марио. Другое исследование продемонстрировало, что что игра в тетрис привела к увеличению коры головного мозга и повышению эффективности работы мозга».
«»StarCraft«, игра в стиле "экшн", может привести к улучшению гибкости мозга и решения проблем. Игра "Бешеные кролики Рэймана" может улучшить навыки чтения у детей в возрасте 7-13 лет. Видеоигры для тренировки мозга изменяют работу мозга и замедляют степень умственного распада в преклонном возрасте. Все эти результаты хорошо задокументированы».
«Однако, как буквально во всем на свете, слишком много хорошего – плохо для нас. Если пить слишком много сока, есть слишком много фруктов или проводить слишком много времени на пробежках, это приведет к негативным последствиям. Помогать вашему ребенку находить баланс между физическим, социальным, бессистемным, творческим и цифровой игрой жизненно важно. Видеоигры приносят детям наибольшую пользу, если играть в них от 60 до 90 минут в день».
Редакторы журнала «ADDitude»: Влияние видеоигр на детей с СДВГ нейтральна, за исключением крайних случаев негативной навязчивой фиксации на них. И хотя, согласно рекламе, многие игры улучшают когнитивные функции, память и другие навыки, их польза в тренировке мозга не доказана.
Существуют доказательства того, что СДВГ имеет биологическую основу. Означает ли это, что он передаётся по наследству?
Доктор Рафф: «Не совсем так. Юный мозг очень податлив. По мере созревания одни клетки мозга постоянно создают новые связи с другими клетками – этот процесс известен, как "древовидное разветвление", в то время как другие "отсекаются". Разветвление и отсечение определяют, как устроена схема в префронтальной коре, области, которая в основном отвечает за контроль импульсов и способности концентрироваться. Нам не удалось найти подтверждения того, в каком объеме факторы окружающей среды влияют на эти процессы».
Редакторы журнала «ADDitude»: Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что СДВГ имеет генетическое происхождение – передается от родителей к детям. Похоже, что он «прокручивается в семьях», по крайней мере в некоторых семьях.
- Вероятность того, что у ребенка с СДВГ есть родственник с СДВГ, в четыре раза выше.
- По меньшей мере у трети всех отцов, страдавщих СДВГ в юности, имеются детей с СДВГ.
- Большинство однояйцевых близнецов имеют общие проявления СДВГ.
Также имеются доказательства того, что токсины и загрязнение окружающей среды способствуют развитию СДВГ, хотя необходимы дополнительные исследования этих факторов.
Роль окружающей среды в возникновении СДВГ – интересная теория, но существуют ли доказательства в её поддержку?
Доктор Рафф: «Исследований о роли окружающей среды на развитие СДВГ не так уж много, но некоторые из них наводят на определенные мысли. В 2004 году исследователи Вашингтонского университета обнаружили, что у малышей, которые слишком много смотрят телевизор, чаще развиваются проблемы со вниманием. С каждым часом просмотра в день риск возрастает на 10 процентов».
«Моя групповая практика в Джаспере, Индиана, обслуживает более 800 семей амишей, которые запрещают телевизор и видеоигры. Ни одному ребенку в этой группе мы не поставили диагноз СДВГ».
«С другой стороны, мы обслуживаем несколько семей амишей, покинувших церковь и принявших современный образ жизни, и мы действительно видим СДВГ... у их детей. Очевидно, что гены в этих двух группах одинаковы. Отличается только окружающая среда».
«Также есть некоторые свидетельства того, что академические проблемы редко встречаются в социальных и культурных группах, которые традиционно высоко ценят образование, усердный труд и сплоченную семейную структуру. К примеру, исследование, проведенное журналом "tag15ScientificAmerican "в 1992 году, показало, что дети вьетнамских беженцев, обосновавшихся в США, лучше учились в школе и имели меньше проблем с поведением, чем их одноклассники – коренные американцы. Исследователи отмечали, что вьетнамские дети проводили больше времени за выполнением домашних заданий, чем их сверстники, а их родители почеркивали послушание и превозносили обучение, как приятный опыт".
Редакторы журнала «ADDitude»: Хотя некоторые факторы окружающей среды почти наверняка влияют на развитие СДВГ, было также проведено более 1800 исследований о роли генетики в СДВГ, и получены убедительные доказательства того, что СДВГ в основном генетическое расстройство.
Генетические доказательства возникновения СДВГ можно игнорировать, но отмахнуться от них нельзя. Исследования близнецов и семей ясно показывают, что генетические факторы являются основными причинами возникновения СДВГ, говорит Рассел Баркли, доктор философии, автор книги «Совладание с СДВГ у взрослых» «Taking Charge of Adult ADHD» . По оценкам, от 75 до 80 процентов различий в тяжести симптомов СДВГ являются результатом генетических факторов. В некоторых исследованиях эта цифра достигает 90 процентов.
Как родители могут снизить вероятность развития тяжёлой формы СДВГ у своих детей?
Доктор РАфф: «Я советую родителям ограничить время, проведенное за просмотром телевизора. Призываю их каждый день читать детям, начиная с годовалого возраста, играть в настольные игры и поощрять другие виды деятельности, которые побуждают размышлять и проявлять терпение. Также я призываю родителей больше заниматься с детьми неторопливой, поэтапной деятельностью, например, кулинарией и садоводством. Выделяйте больше времени, когда вы не очень заняты. Отложите мобильник и прекратите многозадачность».
Эдвард Хэллоуэлл, доктор медицинских наук, практикующий психиатр, основатель Центра когнитивного и эмоционального здоровья Хэллоуэлла :»Мы знаем достаточно о СДВГ, чтобы предложить научно обоснованные рекомендации, которые могут помочь снизить вероятность развития этого расстройства».
Он советует будущим матерям не «злоупотреблять алкоголем, курением и запрещенными наркотиками, не обращаться плохо с собой и будущим ребенком. И получайте хороший дородовой уход. Плохое медицинское обслуживание (во время беременности) повышает риски развития СДВГ».
«Заранее позаботьтесь, чтобы во время родов вам оказывали отличную медицинскую помощь... Недостаток кислорода при родах, травмы и инфекции, полученные во время родов, могут привести к возникновению СДВГ».
«Как только вы родили или принесли домой приемного ребенка, радуйтесь. Начинается захватывающее и знаменательное путешествие в родительство. Тем не менее, вашему очаровательному малышу потребует от вас много работы. Вам может не хватать сна и времени, и у вас может возникнуть искушение усадить ребенка перед телевизором, чтобы чем-то занять. Не делайте этого. Исследования показали, что у младенцев и детей ясельного возраста, которые проводят за просмотром телевизора больше двух часов в день, более вероятно развитие СДВГ, чем у других детей».
«Выключая телевизор, выключите человеческое общение. Социальные связи укрепляют навыки, которые минимизируют влияние СДВГ. Поэтому часто устраивайте семейные обеды, читайте вместе вслух, играйте в настольные игры, гуляйте, по очереди забрасывайте мяч в корзину или бросайте фрисби – играйте, играйте, играйте. Позаботьтесь также о том, чтобы персонал школы, в которую пойдет ваш ребенок, был дружелюбен и поощрял социальные контакты».
«Существуют практические меры, которые могут снизить вероятность развития СДВГ у ребенка. Помните также, что унаследованные гены, предрасполагающих к этому расстройству, не обязательно его вызывают. Наследуется не СДВГ, но, скорее, предрасположенность к его развитию. Просто уменьшая время, которое ваш ребенок проводит с электронными игрушками, и увеличивая время, которое он проводит в общении, вы уменьшаете вероятность того, что гены, вызывающие СДВГ, будут проявляться по мере его взросления, даже если он их унаследовал».
«И последнее замечание: возможно, вам не удастся предотвратить развитие СДВГ у вашего ребенка, но это нормально. У меня СДВГ, и у двух из троих моих детей тоже. При правильном подходе СДВГ не должен быть помехой. Фактически он может стать огромным преимуществом. Человек может приобрести навыки для компенсации своих недостатков, но никто не может научиться дарам, которые так часто сопровождают СДВГ: творчеству, теплу, острой интуиции, активной энергии, оригинальности и "чему-то особенному", что не поддается описанию».
Если у ребенка уже есть СДВГ, могут ли изменения в его окружении помочь сдерживать симптомы?
Доктор Рафф:»Мозг может заново научиться таким исполнительным функциям, как планирование и внимание, даже на четвертом десятке жизни. Последовательная дисциплина, меньше телевизора и видеоигр, а также упор на физические упражнения по-видимому, являются ключевыми факторами. Занятия спортом способствуют улучшению поведенческого поведения и помогают снять «усталость от письменного стола», из-за которой детям трудно спокойно сидеть в классе».
Колин Гуар, двадцатичетырехлетний писатель-фрилансер и соавтор книги «Умные, но рассеянные» (Smart But Scattered Teens) : «Если бы видеоигры, от которых не отрываешься часами, гарантировали будущий успех, я бы уже был президентом».
«Это, конечно, не так. И все же большую часть моего умственного проворства и более четкой исполнительной функции – навыков мозга, которые требуются для выполнения задач – можно отнести на счет часов, проведенных перед монитором. Игры помогли мне справиться с недостатками, связанными с СДВГ».
Редакторы журнала «ADDitude»: Хотя родители утверждают, что видеоигры отвлекают от учебы и становятся помехой на пути к знаниям, исследования говорят об обратном. В своей книге «Чему видеоигры могут научить нас в плане обучения и грамотности» (What Video Games Have to Teach Us About Learning and Literacy) Джеймс Пол Ги, доктор философии, замечает, что привлекательной игру делает ее способность создавать для игроков целостную обучающую среду. Некоторые видеоигры не только способствуют обучению, говорит доктор Ги, они также облегчают метапознание (решение проблем). Другими словами, хорошие игры прививают игрокам хорошие привычки к обучению.
Некоторые видеоигры предлагают людям с СДВГ возможность развлечься и при этом отточить свои исполнительные навыки. Вот четыре популярные, развлекательные, умственно полезные и классные игры для подростков: Portalи Portal 2, Starcraft и StarcraftII: Wings of Liberty, серия TheLegendofZelda и серия Guitar Hero.
Рэнди Кульман, доктор философии, основатель и президент LearningWorks for Kids : «Понаблюдайте несколько минут за своим ребенком, играющим в Майнкрафт или в другие игры с обучающими навыками, и вы увидите, что он планирует, организует и решает проблемы во время видеоигры – а это навыки, которые мы все хотели бы развить у наших детей с СДВГ. Разве не здорово, если он сможет перенести эти приобретенные во время игры навыки на повседневные задачи? Он сможет, с небольшой помощью от вас. Используйте следующие три шага, чтобы использовать потенциал видеоигр для развития навыков:
- Помогите вашему ребенку определить, какие навыки мышления и решения задач потребуются ему во время игры.
- Поощряйте метапознание и рефлексию, рассказывая о том, как эти навыки используются в реальной жизни.
- Вовлекайте своего ребенка в деятельность, в которой используются эти навыки, а затем поговорите с ним о том, как они связаны с игрой»
Для развития этих навыков Кульман рекомендует игры Bad Piggies, Roblox и Minecraft.
А как насчёт лекарств?
Доктор Рафф: Нет никаких сомнений в том, что медикаменты могут помочь контролировать симптомы СДВГ. Однако это становится проблематичным, когда врачи и пациенты считают, будто СДВГ – всего лишь результат «химического дисбаланса», не принимая во внимание то, что здесь может быть замешан и «дисбаланс образа жизни». Даже если медикаменты являются частью плана лечения вашего ребенка, все равно уберите телевизор из его спальни.
Редакторы журнала «ADDitude»: Никто не спорит, что здоровый образ жизни – богатые питательными веществами продукты, много воды, физические упражнения и меньше стресса – лучше при СДВГ. Однако, согласно исследованию, опубликованному в 2016 году в журнале «JournalofAttentionDisorders», происходит прямо противоположное – дети с СДВГ ведут здоровый образ жизни реже, чем их сверстники без этого расстройства. Здесь определенно еще многое надо улучшить.