Расстройство аутистического спектра (РАС): кто такие — «дети дождя»
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это сложное нейробиологическое расстройство, которое характеризуется трудностями в вербальном общении и социальных отношениях с другими, наряду с необходимостью участвовать в повторяющемся поведении или языке.
Некоторые распространенные ранние признаки, отмеченные родителями, — это задержка речи, ограниченные интересы, не реагирование, когда его называют по имени, и избегание зрительного контакта.
Расстройство аутистического спектра встречается в широком диапазоне тяжести. Некоторые люди с РАС испытывают только легкие проблемы. Для других это состояние мешает повседневной жизни.
Трудности диагностики расстройства аутистического спектра
Согласно статистике, количество людей с расстройством аутистического спектра увеличивается с каждым годом.
При этом врачи склоняются к мнению, что такая тенденция – результат более качественной диагностики. Ранее многие формы РАС просто не выявлялись, теперь же к вопросу относятся более внимательно.
При этом к диагностике аутизма все еще есть ряд вопросов. Основная проблема – постановка диагноза на основании опроса и отсутствие достоверных обследований и анализов.
А поскольку РАС является достаточно широким спектром различных особенностей, его симптомы могут сильно отличаться у разных людей.
Например, несмотря на то что аутизм не является приобретенным и проявляется уже в 2-3 года, по данным American Psychiatric Association, функциональные нарушения могут быть незаметными до тех пор, пока ребёнок не пойдет в школу.
Исследователи из Northwestern University смогли выявить аутизм, вызванный дислипидемией, с помощью анализа липидограммы у младенцев еще до проявления симптомов. Но речь идет лишь о малой части людей с РАС – такой тип аутизма выявляется только у 6,55%.
Общие особенности людей с расстройством аутистического спектра
Согласно Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5), общими признаками людей с РАС являются всего два критерия:
- Трудности при любом взаимодействии с людьми, непонимание социальных норм.
- Повторяющееся и ограниченное поведение, касающееся жизни в целом и деятельности в частности.
Родителям стоит знать, какими бывают ранние признаки аутизма, однако надо учитывать, что РАС может быть очень разным.
Ранние признаки расстройства аутистического спектра у детей:
1. Например, трудности социализации могут выглядеть как серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, а могут выражаться лишь в отстраненности и непонимании некоторых невербальных жестов.
Ученые из University of California в Сан Диего установили, что для детей ясельного возраста с РАС общим является игнорирование социальных стимулов. Проявляется оно в том, что дети сосредотачивают свое внимание не на окружающих людях, а на геометрических изображениях.
2. Характерным признаком РАС являются различные нарушения речи, как последствие плохой социализации. При тяжелой форме речь может отсутствовать вообще, а при других – просто быть скудной, «роботизированной», безэмоциональной.
3. Такие же существенные различия могут быть и в ограниченном поведении. У одних будет ярко выражена зацикленность на одном действии, теме и даже питании, другие же будут просто с трудом переносить изменения в графике и новые ситуации.
Современная классификация расстройства аутистического спектра
Ранее РАС считалось одним из типов аутизма, кроме него существовало еще три сходных диагноза: синдром Аспергера (самая легкая форма), первазивное расстройство развития без уточнений и детское дезинтегративное расстройство.
В новом издании DSM-5 2013 года и его обновлённое редакции DSM-5-TR 2022 года РАС применяется как общее понятие, объединяющее все эти формы. По сути, современная диагностика сводится к возможностям реабилитации человека с разными степенями РАС.
Выделяются три уровня расстройства аутистического спектра:
- Первый уровень (требует поддержки). К этому уровню, в частности, относятся люди с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом. У них возникают трудности в понимании социума и взаимодействия с окружающими. При этом они способны наладить жизнь, а за счет высокой концентрации внимания могут добиваться больших успехов в выбранной деятельности. Люди с 1-м уровнем РАС наиболее сложно диагностируются, часто аутизм у них выявляется уже во взрослом возрасте.
- Второй уровень (требующий существенной поддержки). Признаки РАС выявлены более ярко, негибкое поведение часто приводит к эмоциональным срывам. Навыки вербальной и невербальной коммуникации заметно снижены. Если при 1-м уровне РАС человек не понимает социальное взаимодействие, но способен обучиться определенным правилам, например, пожимать руку на прощание, то для людей со 2-м уровнем такие навыки будут вызывать трудности. Люди с РАС 2-го уровня нуждаются в помощи при организации повседневных дел.
- Третий уровень (требующий очень существенной поддержки). Наиболее тяжелые симптомы, в частности, может полностью отсутствовать речь. Такие люди дают минимальную реакцию на социальное взаимодействие, даже с близкими. Стереотипное поведение выражено так сильно, что будет забирать все время, и без постоянной поддержки человек в принципе не может обходиться.
Сильные стороны людей с расстройством аутистического спектра
РАС может быть диагностировано у детей и взрослых, не страдающих умственной отсталостью.
А ограниченность в интересах и повышенная концентрация внимания на одной сфере на практике может проявляться как положительное качество:
- Например, такие люди обладают уникальной памятью, могут держать в голове большое количество цифр, последовательностей и даже визуальных образов.
- В выполнении точных задач они показывают лучшие результаты, чем нейротипичные люди.
- При РАС проявляется более высокий уровень мотивации и непредвзятость.
- Непонимание норм социального взаимодействия тоже может быть плюсом. Например, такие люди могут предлагать новые подходы к решению проблем, поскольку не опираются на принятые авторитеты и оценивают ситуацию вне зависимости от устоявшегося мнения.
- Люди с РАС нередко проявляют талант в искусстве. Из них часто получаются хорошие музыканты и яркие художники.
Изменение симптомов расстройства аутистического спектра с течением времени
Исследования показывают, что симптоматика РАС может меняться с возрастом.
При сопутствующих заболеваниях признаки аутизма могут ухудшаться. Но чаще наблюдается обратная картина – симптомы становятся менее выраженными.
Ученые из University of California в Дейвисе, исследовавшие на протяжении 14 лет 125 детей с РАС, обнаружили, что у 30% испытуемых в 6 лет симптомы аутизма были меньше, чем в 3 года. Все дети проходили реабилитацию и те, кто проявлял лучшие адаптивные навыки в разных областях, избавлялись от тяжелых проявлений РАС.
Исследование также выявило, что девочки показывают лучшие результаты в развитии, чем мальчики.
Одним из возможных объяснений такого различия между полами является способность девочек маскировать симптомы в социальных ситуациях.
Действительно, у женщин с диагнозом РАС социальное компенсаторное поведение развито сильнее. Этим же отчасти можно объяснить и то, что аутизм чаще диагностируется у мальчиков – на 1 девочку с РАС приходится 4 мальчика с таким диагнозом.
На что обратить внимание родителям, чтобы вовремя диагностировать расстройство аутистического спектра
Еще до постановки диагноза родителям следует обращать внимание на красные флажки. Они могут указывать на РАС и требуют экспертной оценки:
- отсутствие или плохая реакция на имя и обращенную речь после 12–14 месяцев;
- нет жестов в 14–15 месяцев;
- нет отдельных слов к 16–18 месяцам или фраз к 2 годам;
- утрата ранее приобретенных языковых или социальных навыков;
- плохой зрительный контакт;
- тяга к определенному расположению игрушек или предметов;
- отсутствие улыбки или ответной эмоциональной реакции.
Более поздние признаки РАС (для детей старше двух лет):
- постоянно повторяющиеся движения (машут руками, раскачиваются);
- трудности с началом и поддержанием разговора;
- проблемы с участием в социальных играх и играх, требующих воображения;
- дословное повторение одних и тех же слов или фраз в сочетании с непониманием, как их использовать, изменение местоимений на обратные («ты» вместо «я»), несвязные ответы на вопросы, необычный голос (певучий или роботоподобный);
- озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин);
- жесткое соблюдение определенных распорядков или ритуалов (ребенок придерживается строгого маршрута, сильно тревожится при малейших изменениях в режиме дня, не любит новые места).
Чем отличается расстройство аутистического спектра от СДВГ
Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.
Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.
Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.
Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.
Наиболее явные отличия расстройства аутистического спектра от СДВГ или особенности:
- Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
- Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
- Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
- Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
- Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
- Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
- Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
- Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.
Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.
Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.
Как ставится диагноз расстройства аутистического спектра
Ни один лабораторный тест не может диагностировать РАС, т.к. симптомы чрезвычайно широки и уникальны для каждого человека.
Поскольку некоторые симптомы совпадают с СДВГ, диагностика и разделение расстройств могут быть затруднены. Протокол диагностики РАС требует специфической для аутизма оценки поведения, проводимой квалифицированным специалистом с подготовкой в области диагностики нарушений развития у детей.
Формально в России такая подготовка есть только у врачей-психиатров, хотя ей могут обладать и неврологи, и педиатры, и клинические психологи.
Но диагност также может предложить проверку слуха или зрения, чтобы исключить другие нарушения. Например, проблемы с реакцией на обращенную речь могут возникать как при нарушении слуха, так и при аутизме. Еще могут назначить ЭЭГ или МРТ, но только при подозрении на дополнительное расстройство, например эпилепсию.
Терапия и коррекция поведения детей с расстройством аутистического спектра
Нельзя говорить, что человек «излечился» от РАС – так же как от пневмонии, например.
Учёные научились облегчать симптомы и уменьшать дезадаптацию, но пока не могут навсегда избавить человека от них. В каком-то смысле РАС – это хроническое расстройство, которое может требовать постоянного лечения и сопровождения.
Терапевтические меры для детей с РАС делятся на:
- профилактические – развитие навыков (структурированное обучение, обучение навыкам общения);
- лечебные – решение проблемного поведения (поведенческий анализ, медикаментозная терапия).
Терапевтические варианты:
- ранние образовательные вмешательства;
- специально-педагогическое ведение;
- когнитивная и образовательная терапия;
- обучение с психотерапией родителей.
Симптоматическое лечение – психофармакологическая терапия (строго по назначению детям с РАС):
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- психостимуляторы;
- агонисты альфа2-адренергических рецепторов (Клонидин);
- селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.
Всегда ли полезна терапия расстройства аутистического спектра
Терапия расстройства аутистического спектра может навредить, когда:
- Не учитывают потребности конкретного человека. Например, в ходе «терапии поведения» маленького ребенка с РАС могут активно усаживать за стол, заставляя раскладывать карточки и предметы определенным образом. При этом ему может быть важнее научиться выражать желания, эффективно взаимодействовать со взрослыми, повторять за ними и получать от этого удовольствие. В результате многие дети начинают избегать такого активного «лечения».
- Используют препараты, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ для терапии РАС – антипсихотики и нейролептики. Они помогают при выраженных нарушениях поведения: раздражительности, агрессии и самоагрессии, но практически не влияют на развитие, навыки и внимание. При этом они могут вызвать серьезные побочные эффекты. Когда их назначают ребенку без расстройств поведения, который нуждается в обучении – вместо пользы он получает вред.
- Прибегают к альтернативным методам, у которых нет доказательств эффективности – например, лекарствам, содержащим вытяжку мозга крупного рогатого скота или свиней.
РАС – группа сложных отклонений, нарушающих развитие общения в раннем детстве, препятствующих созданию нормальных межличностных отношений. Это препятствие, мешающее людям адаптироваться к среде, в которой они живут. Жизнь становится для них хаосом без правил, поэтому они создают правила, понимаемые только их логикой.