Как выйти из декрета и не умереть?
«У тебя своя работа — это садик, у мамы — своя», — часто объясняют родители детям. Взрослым, конечно, никто ничего подобного не говорит. А ведь психологическая адаптация работающих мам проходит не легче, а иногда и сложнее детской, а выход из декрета в «большую жизнь» зачастую выглядит совсем не так, как мы его себе представляли.
Но важно вот что: в современном мире у женщины, к счастью, много возможностей. Она может посвятить себя работе, совмещать семью и карьеру или вообще сделать выбор в пользу детей. Главное, как вы себя при этом ощущаете.
Если считаете, что, пока вы дома, жизнь проходит мимо и зря, если хочется что-то изменить, попробовать себя в новой сфере — отправляйтесь на работу. Или поменяйте ее, а то и уйдите, если почувствуете себя несчастной. Выход из декрета — не проверка на успешность и не экзамен, который нужно сдать на отлично, это просто один из вариантов развития событий. Хорош он или нет, решать только вам.
Как я оставлю ребенка?
Ожидание
Сын или дочка радостно целуют маму в щеку и бегут в группу к доброй Марье Николаевне. Мама машет вслед и довольная бежит на работу.
Реальность
Ребенок самозабвенно рыдает в раздевалке, а вы чувствуете себя чем-то средним между ехидной, кукушкой и огнедышащим драконом. Чувство вины испытывает, наверное, каждая работающая мать. Как же иначе — в глазах общественности (а иногда и собственных) она же вышла на работу развлекаться. Предала свою кровиночку, оставила на растерзание чужой тетке и посвятила жизнь карьере.
А кровиночка каждое утро шмыгает носом и спрашивает, когда же мама заберет его из сада. Да еще и свекровь вздохнет: «Сереженька так скучает, так тоскует по маме», — то воспитатель в саду закатит глаза: «Опять ваш последним в группе остался. Мол, понятно, деньги зарабатывать важнее...»
Как быть?
Психолог Евгения Пайсон уверена: в первую очередь важно договориться не с ребенком, не с окружающими, а с собой. Тогда и остальные поймут и примут. «Я хорошая мать, и я делаю все правильно» — мантра, которую стоит затвердить наизусть и повторять ежедневно. Можно даже на холодильник прикрепить листок — выглядит странно, но помогает.
Жизнь может сложиться как угодно, а деньги и профессиональная востребованность лишними не бывают. Кроме того, когда ребенок подрастет, он будет гордиться мамиными успехами. И самое важное, что при таком положении дел, как «да, у мамы есть семья, но есть и работа, любимое дело», дети понимают, что все мире развивается гармонично, а не крутится вокруг них.
Это осознание в дальнейшем поможет им строить отношения с окружающими, находить свое место в коллективе. А страдая от чувства вины, пытаясь как-то компенсировать свое отсутствие, мы делаем хуже всем. Ребенок ощущает нестабильность, нервозность матери, и сам думает, что происходит что-то не то, считает, что его бросили. Да, времени на ребенка стало меньше, но увеличьте насыщенность общения. Пусть это будут полчаса в день, но без отвлечения ни на что.
Я все успею!
Ожидание
Днем — работа, ровно в шесть — домой, вечером — воссоединение с семьей, чаепитие и разговоры о том, что у кого произошло.
Реальность
За день домашние дела копятся и достигают критической массы. Буквально с порога приходится хвататься за пылесос, сковороду и голову одновременно. Результат очевиден — дикая усталость, нервная атмосфера и выходные, когда хочется зарыться головой в подушку и не вставать. О быт способна разбиться не только семейная лодка, но и карьерные убеждения. Чтобы не превратиться в загнанную лошадь, необходимо продумать множество моментов.
Как быть?
Жизнь в доме не должна останавливаться до прихода мамы с работы. Как это обычно бывает: женщина приходит с сумками и пытается одновременно пожарить котлеты, подмести пол и сделать поделку из шишек и семечек на праздник осени для детского сада. Дела можно, нужно и важно уметь делегировать. Муж может зайти в магазин или погулять с ребенком, старший брат или сестра — подмести пол.
После возвращения с работы маме необходимо брать паузу для отдыха, напоминает Евгения Пайсон. Хотя бы полчаса посидеть на диване с чаем и книжкой, принять душ. Потом — все остальное. Нет, это не блажь и сибаритство, а вклад в семейную атмосферу, в отношения. Отдохнув, вы дадите семье гораздо больше и с большей охотой.
И не стремитесь переделать все по-своему. Понятно, что самый заботливый муж и самый ответственный подросток не всегда знают о существовании специального порошка для стирки цветных тканей и могут купить сметану не той жирности. Но они старались — и заслуживают благодарности, а не критики. Так что определите зону допустимого и приемлемого и не тратьте нервы на остальное.
За порогом — жизнь!
Ожидание
Жизнь станет ярче и интересней — новое общение, новые дела, ощущения.
Реальность
Первое время в голове будет полный сумбур, а вы будете очень уставать. Бесконечные разговоры на детской площадке про каши и педиатров, чтение «Тараканища» и «Золушки» по кругу, уборка, готовка — в какой- то момент работа начинает казаться оазисом и праздником. Но после длительного перерыва вписаться в новый ритм достаточно сложно.
Общение с коллегами не всегда проходит гладко. Вы возвращаетесь к ним с настроением «сейчас начнется праздник», а у соратников — очередные горящие сроки и несданные отчеты. Тяжело проходит даже такая банальная вещь, как смена режима дня.
Как быть?
Работающим матерям в кино все удается на удивление легко. Они отводят ребенка в сад, балансируя на шпильках, одной рукой пишут отчет, а другой — список покупок для ланча в средиземноморском стиле.
Матери реальные несколько уступают героиням: они могут уставать, не справляться с домом и детьми, чувствовать себя неуспешными и — о ужас! — жалеть о том, что вообще вышли на работу, и просто не хотеть никакого общения.
«Дайте себе несколько месяцев на адаптацию (в среднем от одного до трех), — рекомендует Евгения Пайсон, — и не делайте скоропалительных выводов. Учтите, что даже при самом хорошем раскладе будут возникать сложности: усталость, обида, ощущение, что не справляешься и ничего не можешь. Этот период пройдет, и тогда можно будет более объективно оценить происходящее».
Как войти в рабочий ритм
Ожидание
Вас не было всего-то три года, но вот вы вернулись — и будто не уходили: мозг работает как часы, в руках все горит.
Реальность
Да, оно и правда горит — но это ужас и паника. Похоже, вы просто все забыли, не можете ни на чем сосредоточиться, не понимаете, о чем говорят коллеги. Все пропало, вы безнадежно отстали от этого поезда.
Перерыв в карьере обычно и правда дается тяжело: во-первых, мир не стоит на месте, и в какой бы области вы ни работали, все неизбежно уйдут вперед. Во-вторых, за время декретного отпуска вы занимались совсем другими делами, чаще всего не имеющими отношения к работе, так что как специалист явно не выросли.
Как быть?
Бизнес-тренер Елизавета Ефремова считает, что это просто ваше субъективное восприятие ситуации. Конечно, вы не стали хуже как работник, вы просто временно выпали из «рабочего контекста», но при этом чувствуете, как снизилась ваша самооценка. А объективно все иначе: работодатели очень ценят женщин, вышедших из декрета! Во-первых, ниже вероятность, что они снова уйдут рожать и придется искать сотрудника на замену.
Во-вторых, они обладают неоценимыми качествами: ответственностью, умением хорошо планировать свое время и делать несколько дел сразу, способностью договариваться и управлять процессами. Никто не ждет от вас трудовых подвигов, просто дайте себе время войти в ритм. Чтобы почувствовать себя увереннее, читайте тематические статьи и книги, поучаствуйте в семинарах, слушайте лекции — повышайте квалификацию, и скоро всех догоните.
Я не боюсь конкуренции
Ожидание
Я уходила в декрет отличным специалистом — и вернулась отличным специалистом. Я уверена в себе, скоро меня оценят — и, конечно, повысят.
Реальность
Вокруг вас много людей, которые, кажется, работают гораздо лучше. И многие из них — молодые девушки, занимающие более высокие должности, чем ваша (и зарплата у них тоже, наверное, больше).
Как быть?
Кто-то ощущает недостаток уверенности в себе и своих силах, кто-то становится жертвой стереотипов, предписывающих матерям обставить стол фото с младенцами, постоянно отпрашиваться на утренники и сидеть на больничных — и перестает напрягаться по поводу своей успешности.
Но посмотрите на это иначе: время в декретном отпуске многие женщины используют, чтобы научиться чему-то новому. И это совсем не обязательно связано с бизнесом: может, вы научились водить машину и получили права, или освоили новое хобби, или наловчились вести домашнее хозяйство легко, быстро и без напряжения.
Почему же в офисе вы теряете уверенность? «Нет смысла конкурировать с молодыми сотрудниками, у которых еще нет семьи и они могут полностью сконцентрироваться на карьере, — говорит Елизавета Ефремова. — Не сравнивайте себя с ними — у вас совсем разные "весовые категории", сравнивайте с собой — год назад, месяц назад. Лучше ищите сферы деятельности, где вы более успешны, где чувствуете себя уверенно».