Как разговаривать с детьми о страшном: катастрофе, стихийном бедствии, терроре
Как и какими словами объяснить ребенку то, что способен понять не каждый взрослый, как успокоить и не обмануть, вселить уверенность в завтрашнем дне, а не напугать еще больше.
Екатерина Сигитова,
психотерапевт, автор популярных книг по психологии и телеграм-канала для самоподдержки «Идеальный шторм»
Говорить
или молчать?
Разговоры о страшных событиях нельзя назвать обязательными для всех детей. Если ребёнок не смотрит телевизор и новости, если ему неоткуда услышать про трагедию — то, возможно, у вас не будет нужды в объяснениях прямо сейчас. Другое дело, что момент, когда нужно будет поговорить, рано или поздно наступит. Опросы показывают, что даже дети, которым узнавать о таких событиях неоткуда, как-то ухитряются что-то выяснить. Возможно, слышат обрывки разговоров взрослых, читают про непонятные им события в интернете или что-то им рассказывают другие дети, узнавшие неизвестно где и неизвестно что. Ещё одна проблема в том, что любая информация о чём-то угрожающем выглядит в глазах ребёнка жутко и пугающе. Мы и сами-то впадаем в эмоциональный паралич, даже если нас лично ничего не касается — что уж говорить о детях! Поэтому лучше всё же не умалчивать о таких вещах, а разговаривать о них, так как дети чувствуют наши переживания, и лучше дать объяснения. А в каких-то ситуациях это нужно делать обязательно, чтобы снизить риск психологической травмы и дать выход тревоге. Например, если что-то случилось рядом, если ребёнок услышал что-то и не может с этим справиться, если что-то произошло со знакомыми или родственниками — во всех этих случаях этот мануал вам поможет сориентироваться.
Как понять, разговаривать
прямо сейчас или нет?
Попробуйте прозондировать почву — задайте несколько вопросов типа:
Из ответов попробуйте составить общую картину:
Слышал/а ли ты что-то о...?
Что ты и твои друзья думаете о том, что происходит в ...?
Ты случайно не в курсе, что произошло в ...?
Ты знаешь, что такое ...?
А вот мы с тобой смотрели фильм про..., что ты думаешь о...?
Что ребёнок действительно знает?
Думает, что знает, но на самом деле не знает или понимает неправильно?
Какие у него/неё есть вопросы, неясности и тревоги?
А.
Б.
В.
Если ответы говорят о полном неведении ребёнка, и его/её явно ничего не беспокоит, то можно пока не развивать эту тему. Если ваши вопросы вызвали любопытство — пообещайте объяснить потом, либо скажите, что это пока не очень важно, вы просто хотели уточнить, кто что знает, так как ничего не знаете сам/а. После этого можете отложить разговор на какое-то время. Если же при ответах явно есть какое-то напряжение, или вы слышите разные фантастические версии и объяснения, почерпнутые непонятно откуда, то это подходящий момент, чтобы аккуратно что-нибудь рассказать.
Что делать
и чего не делать
Не старайтесь защитить детей, скрывая от них и свою реакцию, и факты (например, что погибло много людей). Задача родителей в таких ситуациях, когда уже ясно, что что-то страшное произошло — показать детям, что они умеют как-то с таким справляться. Может быть, не идеально, не очень хорошо — но умеют. Ваши горе и грусть, слёзы и даже тревога — абсолютно адекватная реакция. Так вы сможете дать образец эмпатии и в то же время самоподдержки.
При обсуждении любой темы не забывайте постоянно заверять ребёнка, что он/а и вся ваша семья живёт вне опасной зоны, и не находится прямо сейчас в опасности. Увы, сами дети до этой мысли додумываются не всегда и могут подолгу бояться, например, что пожар или другое угрожающее событие случится у них дома или в школе. Воспользуйтесь глобусом или картой мира/России, чтобы найти и показать на ней место, где произошло что-то страшное (заодно ребёнок ещё раз увидит, что это достаточно далеко от вас).
Если вы видите или чувствуете, что ребёнку некомфортно обсуждать страшные темы, временно сворачивайте на смежные — например, на обсуждение правил противопожарной безопасности, на игры во врачей и пожарных, на рисование и т.д.
Этот разговор будет сильно растянут во времени. Ребёнок может долго-долго обрабатывать информацию, а потом задать новый вопрос, в любое (обычно очень неподходящее) время. Это нормально, и если вам не хочется объяснять всё это в переполненном автобусе — пообещайте вернуться к теме чуть позже, дома (и обязательно сдержите обещание).
Не надо сразу рассказывать всё, что знаете, следуйте за вопросами ребёнка. Адаптируйте свои ответы в зависимости от вопросов, и давайте возможность прояснять и уточнять. Если в вопросе ребёнка содержится явное искажение фактов, сначала мягко скорректируйте его. Если это прямой вопрос: «Что такое...?», то ответ должен быть точным, кратким и по возможности безэмоциональным. Если у вас есть подозрения, что вопрос задан не просто так, и под ним есть ещё какой-то вопрос или чувство — сначала уточните контекст.
Совершенно точно не стоит объявлять возникающие вопросы ребёнка глупыми, нелогичными или неважными.
Про что в основном
нужно разговаривать?
Чаще дети спрашивают о чем-то актуальном на данный момент, но вопросы могут быть связаны с трагедией, которая произошла некоторое время назад или даже давно, но вызывает у ребенка тревогу, что такое может случиться вновь. Цель подобных разговоров — не просто информировать детей, а помочь им справиться со страхами, непонятными моментами и вопросами, которые у них уже появились. Эти страхи и непонятности могут выглядеть очень причудливо — например, «торговые центры и высокие здания постоянно горят, поэтому в них страшно находиться». Поэтому нужно будет уделить время их прояснению. Для детей постарше и для подростков цели разговора могут быть ещё и образовательными: чтобы они понимали правила поведения при каких-то ситуациях, чтобы понимали варианты действий на всех доступных им уровнях; чтобы они знали о разного рода проблемах, с которыми могут столкнуться и т.д.
Приведем здесь самые распространенные темы и примеры разговора с ребенком.
ПРО ТрагедиИ с большим
количеством жертв
К сожалению, человечество постоянно сталкивается с последствиями катастроф, трагедий и природных явлений, которые часто происходят без чьего-либо злого умысла. Например, в природе всё должно идти хорошо — солнце должно всходить и заходить, море и океан — приливать и отливать, растения должны расти, земля должна быть твёрдой и так далее, но так бывает не всегда. Где-то образуется слишком много воды, или снега, или тепла, и это может быть опасно для людей. Это называется природная катастрофа. Когда трясётся земля — это называется землетрясение, когда образуется слишком большая волна — цунами. Слишком сильный ветер — тайфун или смерч. Слишком много снега, который сползает вниз по горе — лавина. Часто от природных катастроф погибает или страдает сразу много людей, которые живут рядом с этим местом, потому что они не успевают никуда спрятаться или уехать.
Бывает, что и у людей не все идет гладко. Есть определённые правила, которые мы соблюдаем, чтобы ничего плохого с нами не случилось. Например, не играем со спичками и с ножами, не стоим на краю обрыва и так далее. Это называется техника безопасности. Но эти правила, к сожалению, соблюдаются не всеми и не всегда. От этого могут тоже случаться катастрофы, но они уже не природные, потому что возникли из-за людей. Например, кто-то что-то где-то забыл опасное выключить, или безопасное включить, или не потушил костёр в лесу, или не проследил, чтобы всё шло по плану на работе. И тогда что-то может загореться, лопнуть, взорваться или протечь, и может пострадать много других людей.
Это очень несправедливо, и грустно, и тяжело. Когда многим людям тяжело, им обычно легче грустить и горевать вместе. Для этого они могут делать разные вещи — например, отнести цветы и игрушки на то место, где произошла трагедия, или послать что-то тем, кто пострадал, или как-то показать своё горе другим — привязать чёрную ленточку или поставить свечку вместо своей фотографии в социальных сетях. Ты тоже можешь что-то сделать, если хочешь. В некоторых странах горюют вообще всей страной — для этого объявляется день грусти, он называется национальный траур, и развлечения на это время отменяются.
О воруженных конфликтах
Реалии нашего современного мира таковы, что, вооруженные конфликты и локальные столкновения по разным поводам всё ещё есть. Поэтому стоит немного рассказать ребенку про такие события с исторической точки зрения, и объяснить, как это выглядит сейчас. Пояснить, что иногда люди бывают друг с другом не согласны, и тогда они ссорятся или даже дерутся. Вооруженные конфликты — то же самое, только между большими группами людей, вплоть до целых стран. И они не просто дерутся, но применяют оружие и разную мощную технику, чтобы таким образом напугать или убить как можно больше людей. Группы людей и страны сражаются, потому что у них есть какой-нибудь спор, и они не могут или не хотят разобраться мирно. Споры могут быть о разном: о том, кому принадлежит какая-то территория, о каких-то различиях, о чём-то очень ценном для обеих воюющих сторон. Обычно в таких сражениях участвует армия — это группа людей, которые специально учатся сражаться: стрелять, бегать, прыгать, водить танки и т.д. Те, кто состоит в армии, называются солдаты. Армия есть почти у каждой страны, на случай, если будет вооруженный конфликт. Но каждый такой пример — это проблема, потому что в боях погибают люди, и это очень страшно для всех.
Про насилие и преступления
Здесь важно обрисовать общую идею: того, что в каждой стране есть законы, охраняющие жизнь, здоровье и имущество её граждан, и есть люди, которые не соблюдают эти законы по разным причинам. Поговорите об основных видах преступлений (лучше взять не самые тяжёлые, а, скорее, те, с которыми больше всего шансов столкнуться – вроде воровства). Чтобы люди не слишком сильно обижали друг друга, государства придумывают законы, которые все обязаны соблюдать. Самые первые законы были очень простыми: нельзя убивать, нельзя брать чужое без спроса (воровать), нельзя обманывать и так далее. Если сделаешь что-то из этого – другие люди тебя накажут, например, посадят в тюрьму.
Потом люди развивались, их жизнь становилась сложнее, и законы, которые охраняли бы их от плохих намерений других людей, тоже пришлось делать более сложными. Сейчас таких законов очень много, в каждом государстве свои, но в основном они все похожи. Ни в какой стране нельзя убивать и бить других людей, ни в какой стране нельзя воровать и обманывать. Есть и более простые законы – например, нельзя водить машину, если не умеешь это делать, и у тебя нет специальной карточки водителя (водительских прав). Нельзя напиваться пьяным и приставать к людям. Нельзя заниматься с другим человеком сексом, если он/а не согласны. И так далее. В России такой закон называется Уголовный Кодекс. То, что нельзя делать, по этому закону называется преступлением.
К сожалению, всегда есть люди, которые не хотят соблюдать такие законы, даже несмотря на то, что могут потом быть наказаны и сесть в тюрьму. Эти люди называются преступники. Как правило, преступнику всё равно, что он своими действиями делает кому-то плохо, или нарушает закон. Преступник часто думает только о себе и своей выгоде. Ещё есть люди, которые почему-то очень злые, и лезут драться и кричать по любому поводу. Они могут не быть преступниками, но при этом постоянно применять силу к другим людям, пугать их, угрожать, бить и мучить, заставлять что-то делать против воли. Это называется насилие. В мире довольно много людей, которые постоянно совершают насилие. Это очень грустно.
Про терроризм
Грустно, что наша ежедневная жизнь не даёт нам возможности обойти вниманием это явление. Придётся рассказывать. Не вдавайтесь слишком сильно в подробности, чтобы не напугать ребёнка ещё больше, дайте лишь общую канву. Очень важно не уклоняться в сторону дискриминации каких-то народов, как главных источников зла и насилия на планете (сейчас это модный тренд). Дети легко подхватят эту идею за вами, но она не соответствует действительности, и потом у них могут быть сложности из-за таких высказываний, поэтому дайте им, по возможности, судить обо всём самим. Расскажите, что некоторые люди становятся настолько злыми, что не могут или не хотят справляться со злостью, и решают убить или напугать сразу много других людей. Они могут брать оружие или бомбы, и идти туда, где много людей, чтобы там устроить стрельбу, или что-то взорвать, или наехать на машине на толпу. В этот момент им даже неважно, что страдают и умирают совсем не те люди, на которых они злятся. Это называется терроризм, потому что оружие и насилие используются, чтобы напугать как можно больше людей. Люди, которые таким образом убивают других, что-то взрывают, стреляют и т.л., называются террористы. Очень жаль, что они не понимают — как бы человек ни злился, он не имеет права из-за этого ранить и убивать других людей.
До какой степени
подробности пояснять?
Точного ответа на этот вопрос нет, всё зависит от вас и ребёнка, от ваших ценностей и вашей точки зрения на всю эту тему в целом, от реакции ребёнка на разговор и пр. В конце концов, лично вы тоже имеете право решать, что адекватно рассказывать ребёнку, а что нет — и будете правы, потому что вы лучше знаете его.
В целом, большинство психологов сходятся в том, что не надо знакомить детей со страшными подробностями — как именно кто погиб, какое точное количество жертв и пр. Также не стоит пытаться объяснять политические проблемы в стране со взрослой точки зрения, и давать информацию, которую они никак не могут использовать, и которая им непонятна. Лучше, наверное, в такие моменты говорить что-то вроде «Я точно не знаю, надо подумать».
Разные реакции детей
на разговор
У ребёнка может быть довольно сильная эмоциональная реакция на ваши ответы — например, он/а может выражать свою злость на виновников трагедии или на государство, может расстроиться из-за того, что люди умирают, может размышлять о сложных этических проблемах массовых трагедий. Это, в целом, нормально. Мы все сильно реагируем на темы, связанные со смертью и страданием, особенно, когда речь о десятках и сотнях людей, среди которых есть дети. И наши дети делают то же самое в соответствии с возрастом и уровнем их эмоционального развития. Не нужно делать ничего специального, если вы видите яркий эмоциональный ответ ребёнка — просто будьте рядом и признавайте, что такие чувства имеют право быть, и вы тоже чувствуете что-то похожее. Важно помнить, что все эти реакции совершенно нормальны, но нужно отнестись к ним с вниманием.
Злость и гнев
на «врагов», «плохих людей», «виновников»
Нервное возбуждение от темы трагедии, похожее
на восторг и радость
Дети, особенно дошкольники, легко заражаются идеей существования «плохих людей» и отмщения им за то, что случилось. Эти чувства тоже нормальны, потому что ребёнок пока не понимает всей сложности события. Он не сможет какое-то время понять, почему в мире всё это продолжается, и ему легче наклеить на участников некий ярлык, который бы всё объяснял. Некоторые дети даже делают тему «ответного удара» и поиска виноватых центральной в своих разговорах, рисунках и играх. Да, впрочем, и некоторые взрослые тоже. Здесь важно быть внимательными к тем чувствам, которые лежат под поверхностной агрессией: это может быть тревога, ощущение беззащитности и несправедливости, горе и переживание ущерба и т.д. Также добавьте к своим пояснениям то, что у способа «око за око, зуб за зуб» и у эскалации агрессии есть определённые последствия, — можно с примерами из обычных межличностных ситуаций (то, что все только больше злятся и ситуация может зайти очень далеко).
Сразу скажу, что дети, которые реагируют именно так, вовсе не являются поголовно психопатами, нуждающимися в лечении. Всё дело в окружающей среде. Приёмы (в т.ч. язык, видеоряд и пр.) для описания пожаров, битв, терактов и пр., которые используются в фильмах, видеоиграх и СМИ, зачастую представляют всё это очень романтически и привлекательно. Поэтому может создаваться ложное впечатление, что это что-то красивое, захватывающее и радостное. И дети, которые ещё толком не понимают, как страшно это на самом деле, оказываются втянуты в контекст, где всё выглядит возбуждающе, сильно и драматично. Конечно же, они верят этому, и в силу возраста не думают о том, что это не совсем правда. В связи с этим может показаться, что некоторым детям плевать на страдания и боль, они фокусируются лишь на красивой идее (надо сказать, что некоторые родители считают такую реакцию нормальной, например, для мальчиков, — и даже стимулируют её развитие, поощряя ребёнка как «будущего пожарника»). В итоге, конечно, решать вам, — если ребёнок реагирует именно так, вы можете его аккуратно разубедить, давая информацию об обратной стороне трагедий. А можете и не разубеждать, если это соответствует вашим ценностям и планам на воспитание.
Страх, бессилие и горе
Первым делом скажите, что испытывать это нормально и именно с таких чувств отдельных людей и начинаются все положительные изменения, которые делают мир безопаснее и лучше. Расскажите детям, что много тысяч людей по всему миру работают над тем, чтобы больше не было вооруженных конфликтов, терроризма, преступлений и пожаров. Предложите тоже что-то сделать, чтобы не чувствовать себя совершенно беззащитными и пассивными перед тем количеством плохого, которое есть в мире, а ещё, чтобы окружающая среда стала более мирной и спокойной, и чтобы люди (в т.ч. сами дети) чувствовали себя лучше. Например: нарисовать рисунки про пожарную безопасность, послать какие-то вещи пострадавшим, если это нужно, проверить работу пожарной сигнализации в школе, придумать какие-то способы эвакуации или сигнализации, не играть со спичками и т.д.
Разговоры с ребёнком,
пережившим что-то лично
И последнее: а есть ли какие-то особенности при разговоре с ребёнком, который уже вовлечён в тему больше, чем вы? Может быть, среди его близких есть те, кто пострадал при трагедии или сам стал свидетелем страшного. Конечно, такие особенности в разговоре есть. И советы по разговору с таким ребёнком можно развернуть в отдельную книгу. Пожалуй, вот что главное:
Фокус разговора должен быть не на информирование о самой трагедии, а на поддержку ребёнка, признание его права на горе, стресс и злость. Такие дети могут быть очень агрессивны в какие-то моменты беседы, и важно не допускать никаких своих суждений об их поведении, о событии, не оценивать их и не ретравмировать своим мнением. Кроме того, у них могут быть симптомы посттравматического стрессового расстройства (флешбеки, проблемы со сном и аппетитом, избегание людей, которые напоминают о событии, потеря интереса к жизни, апатия, ухудшение успеваемости, повышение конфликтности и раздражительности) — в этом случае будет нужна помощь специалиста.
Берегите себя и детей.
Источник: https://sigitova.ru/kak-razgovarivat-s-detmi-o-kemerovo-manual-1563/
ВЁРСТКА:
ЗАРИНА ЯРХАМОВА