Как игра в «казаки-разбойники» повлияла на наше ментальное здоровье: польза дворовых игр

Детские игры всегда отражают ту реальность, в которой живет ребёнок. Но иногда бывает так: реальность давно изменилась, но игра всё еще существует. Подвижные игры, которые появились в 17-18 веке, продолжали влиять на развитие детей до конца ХХ века, и их правила оставались неизменными. Одна из таких игр — «казаки-разбойники». Давайте обсудим, какие навыки развивали дети во время этой игры и что было утрачено, когда эта игра перестала быть привычным атрибутом детства.
Как игра в «казаки-разбойники» повлияла на наше ментальное здоровье: польза дворовых игр
Legion media
О том, как дворовые игры влияют на работу мозга, рассказала Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена, организатор образовательного форума «Пластичность мозга ребенка 2023».
Содержание статьи

Гибкие навыки (софт скиллз)

Сейчас принято считать, что самое главное в развитии ребенка – это софт скиллз – гибкие навыки. Они включают в себя:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • умение работать с информацией
  • умение организовать работу в команде, вести переговоры
  • способность быстро адаптироваться к изменениям
  • умение решать конфликтные ситуации
  • тайм-менеджмент
  • саморегуляция
  • эмпатия, эмоциональный интеллект

Где современный ребенок может приобрести эти самые софт скиллз? Умению работать с информацией учат в школе и на различных специализированных занятиях. Но уже ясно, что этого недостаточно для развития высокой личной эффективности. Практически утраченная культура дворовых игр обеспечивала возможность формирования всех остальных софт скиллз, причем в то время, когда даже понятия такого не было. Это происходило незаметно для ребенка и для его родителей. Давайте рассмотрим, как это было, на примере игры «Казаки разбойники». У этой игры достаточно сложные правила, поэтому в нее обычно играли дети старше 6 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подготовка к игре

  1. Этот этап очень важный, потому что для игры нужны определенные условия. Во-первых, нужно найти не менее 6 участников – иначе играть неинтересно. Чем больше игроков, тем увлекательнее получится игра. То есть придется работать в команде. Обычно среди детей спонтанно выявлялся лидер, который предлагал, каким образом будет происходит разделение на две команды: «казаки» и «разбойники». Могли использовать метод случайного выбора – считалку. Или позаботиться о том, чтобы команды были равноценными по качеству игроков: в каждую команду попадают дети, которые хорошо бегают, и дети, которые бегают плохо. В этом случае команды набираются лидерами.
  2. Во-вторых, важно выбрать место, где будет происходить игра, так как разбойникам нужно будет где-то прятаться, а казакам необходимо организовать тюрьму, куда они будут отправлять пойманных разбойников. Нужны деревья, кусты, камни, кучи песка, дров или различные строения. Казаки и разбойники также договариваются о границах территории, за которые нельзя убегать.
  3. Когда команды сформированы и переговоры проведены, казаки начинают обустраивать тюрьму. Разбойники же должны придумать пароль, который нельзя выдавать казакам (как только казаки узнали пароль, игра закончена), а еще разбойникам нужно добыть мел или какой-то камушек, которым можно рисовать стрелки, убегая от казаков.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Софт скиллз: итак, игра еще не началась, а ребенок уже получил опыт работы в команде, работы с информацией, кто-то из детей получил опыт лидера.

Игра началась

Казаки-разбойники
Legion media

Разбойники убегают. По правилам игры они должны рисовать стрелки на асфальте или на любых вертикальных поверхностях. Расстояние между стрелками должно быть около 20 метров. На перекрестках стрелки обязательны. Чтобы запутать казаков, разбойники обычно делились на группы. Группы бежали в разные стороны. Задача казака состоит в том, чтобы найти разбойника, запятнать (прикоснуться к нему рукой) и крикнуть:

— Красная печать, больше не бежать.

С этого момента разбойник становится пленником, казак берет его за руку и ведет в тюрьму. Вырываться и сопротивляться нельзя, но, если казак случайно отпустит руку разбойника, тот может убежать. Теоретически другие разбойники могут освободить пленника, но это маловероятно, потому что тюрьму охраняют казаки, которые могут запятнать любого, кто к ней приблизится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Софт скиллз: на этом этапе также происходит мощная проработка навыков. Для того, чтобы быть успешным в игре, нужно представить себе ситуацию глазами противника. В психологии способность посмотреть на ситуацию глазами другого человека называется theory of mind (модель психического). Это способность формируется у детей с 5 лет:

  • Где спрятаться, чтобы не нашли (думает разбойник)
  • Где тут подходящие места, где можно спрятаться (думает казак).

Кроме того, нужно постоянно рассчитывать время и расстояние – это основа тайм-менеджмента. Разбойник, который сидит в укрытии, должен сохранять неподвижность, не смеяться и тихо дышать – саморегуляция. Казаку лучше двигаться бесшумно, чтобы застать разбойника врасплох.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Узнать пароль

Казаки побеждают в двух случаях: они переловили всех разбойников или они выведали пароль у пленника. И тут начинается та часть игры, которая глазами современного человека выглядит несколько пугающе – пытки. На самом деле о том, какие именно пытки допустимы, игроки тоже договариваются до начала игры. Обычно дело ограничивалось тем, что пленников щекотали. В некоторых случаях допускалось найти какого-нибудь жука или червяка и угрожать тем, что это существо окажется за шиворотом разбойника, если тот не выдаст пароль.

Софт скиллз: эта часть игры позволяла развить эмпатию и эмоциональный интеллект. «Пытки» никогда не доставляли пленнику физическую боль и не пугали. Ведь на месте пленного разбойника завтра мог оказаться каждый из казаков. Если ты нарушишь правила и сделаешь больно пленнику, завтра тебя откажутся принимать в игру. Страх оказаться изгоем во дворе был вполне реальным. Кроме того, у пленника всегда оставалась возможность в какой-то неприятной ситуации использовать стоп-слово. Он мог сказать:

— Я больше не играю.

Умение достойно выходить из конфликтных ситуаций также было привычной частью игры. Конфликты могли возникать на почве разногласий по поводу выполнения правил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не только софт скиллз

Казаки-разбойники
Legion media

Для нормального развития ребенка важно, чтобы мозг получал достаточное количество информации от всех органов чувств. Современный ребенок перегружен зрительной и слуховой информацией, но ему не хватает информации вестибулярной, тактильной и мышечно-суставной (проприоцептивной). Такие игры, как «Казаки-разбойники», могли бы восполнить этот дефицит. Во время игры дети много бегают, это вестибулярная и проприоцептивная стимуляция. В процессе физического контакта с другими участниками игры (тебя запятнали, ты запятнал, казак за руку ведет разбойника в тюрьму, «пытки») обеспечивается тактильная стимуляция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дворовые игры исчезают. Что делать?

В небольших городах дети все еще играют на улице. Но в мегаполисах культура дворовых игр практически исчезла. Только с исчезновением дворовых игр стало понятно, что они были не просто развлечением, а прекрасным тренингом, который обеспечивал опыт, необходимый для развития мозга. Можно ли что-то сделать? Мы с режиссером Юлией Сапоновой решили снять документальный фильм-исследование о дворовых играх. Оказалось, что современным детям они тоже интересны. Более того, всего две недели дворовых игр меняют к лучшему функционирование мозга детей. Это подтвердили исследования на медицинской аппаратуре в начале и в конце нашего проекта. Так что «казаки-разбойники» — это совершенно бесплатный инструмент развития мозга ребенка и формирования софт скиллз. Мы надеемся, что фильм поможет привлечь внимание общественности к идее возрождения культуры дворовых игр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Премьера документального фильма-исследования состоится 10 сентября в Санкт-Петербурге на ежегодном образовательном форуме «Пластичность мозга ребенка», посвященном памяти детского невролога Олега Игоревича Ефимова.

Вы играли в детстве в "казаки-разбойники"?
Да
Нет
Нажми и смотри