Не просто шлепок: почему физическое наказание ребёнка не будет эффективным
Примерно 70% родителей считают, что могут легко отшлепать ребенка и это будет приемлемым наказанием. Но проведённые научные исследования показали, что это опасный путь, вред от которого мы сами не до конца понимаем.
Почему родители прибегают к шлёпанью?
Шлепки — это форма насилия, но некоторые родители пытаются рационализировать этот метод наказания. Часть родителей до сих пор считает, что физическое наказание — единственный действенный способ воспитания. Как правило, это люди с патриархальными, устаревшими взглядами на жизнь.
Важной характеристикой, присущей всем родителям, применяющим телесные наказания к своим детям, является беспомощность и отчаяние. Когда дети плохо себя ведут, родителям может показаться, что они на пределе своих возможностей и не знают, что еще можно сделать. Родители в таких ситуациях приходят к мысли: «Похоже, больше ничего не помогает». Это усугубляется тем, что первое время эффект от шлепков будет действенным и мгновенным.
Другая распространенная причина, по которой родители шлепают ребенка — это недовольство, злость и вспышки гнева. В этом случае дело не в проступке ребенка, а в количестве накопившихся неоправданных ожиданий родителей.
Родитель позволяет себе сорваться сначала на крик в адрес ребенка. Вскоре этого становится недостаточно, чтобы высвободить внутреннее напряжение, и взрослый переходит к физическому насилию.
Кроме того, предпосылками к телесному наказанию может стать бедность, маргинализация семьи, культурологические особенности, в том числе конфессиональные. «Телесная дисциплина» нередко переходит из поколения в поколение как традиция семейного уклада, когда взрослый не понимает, что бить ребенка нельзя. Наказания могут быть тесно закреплены в обществе: как дома, так и в школе и детском саду.
Шлепки наносят долгосрочный ущерб отношениям между родителями и детьми. Причем многие родители впоследствии жалеют о том, что ударили своего ребенка.
Научные исследования
Американские ученые из Техасского и Мичиганского университетов проанализировали данные о 150 тысячах детей за последние 50 лет. Их вывод неутешителен: шлепанье в детстве провоцирует ответную агрессию, асоциальное поведение, проблемы с психикой и когнитивные трудности, низкую самооценку и целый ряд других печальных последствий.
Положительный эффект такого метода воспитания абсолютно нулевой, считают ученые. Шлепая ребенка, родители, как правило, не достигают эффекта искупления вины. А самое страшное — то, что с этим сталкивается абсолютное большинство детей.
Ученые пришли к выводу, что телесные наказания в том числе шлепки имеют отдаленные последствия. Кроме повышенной агрессивности, дети, получавшие регулярные шлепки (и никакой «серьезной» порки) имели заниженную самооценку и были склонны к асоциальному поведению. В результате отношения между выросшими детьми и родителями были напряженными, либо вовсе прекращались по инициативе детей.
«К старшим классам школы по крайней мере 85% детей уже были отшлепаны родителями», — говорит ведущий автор исследования Элизабет Т. Гершофф. «Мы используем слово "шлепать" как эвфемизм, но на самом деле это остается банальным битьем. Нельзя отделить это слово от того, что оно означает».
«Вы выросли нормальным, несмотря на это, а не благодаря. Когда я была ребенком, в автомобилях не было ремней безопасности, но я не говорю, что не погибла в аварии, благодаря этому».
Взрослым не нужно бить детей, чтобы доказать свою силу, считает эксперт. Достаточно установить четкие границы, быть последовательным и вести себя как модель для подражания. Телесные наказания учат детей ответной агрессии.
Психологи и социологи университета Миссури во главе с Г. Карло также провели многолетнее исследование и пристально следили за жизнью 1850 семей в течение 10 лет.
Они отслеживали методы воспитания и их последствия, начиная с полуторалетнего возраста детей. Следующая контрольная точка — 3 года. Затем — 10 лет. В ходе работы опрашивались не только родители и подросшие дети, но и учителя. Ученые приходили домой к семьям, в школы.
По итогам многолетнего исследования выяснилось:
- дети, подвергавшиеся регулярным наказаниям в младенчестве, становились более агрессивными;
- их нервная система нестабильна, они склонны к повышенному раздражению;
- поведение детей, в том числе непослушание и плохая успеваемость, не претерпевало изменений.
Неэффективность шлепков
Помимо того, что шлепки являются неадекватным решением поведенческих проблем, они могут привести к еще более серьёзным и необратимым последствиям.
Шлепки не учат правильному поведению
Ребенок, которого отшлепали за ссору с братом или сестрой, не научится в будущем лучше ладить с ними или другими людьми. Только адекватный подход к контролю и воспитанию учит ребенка новым навыкам общения, повышает его компетентность и уверенность в себе. Шлепанье, наоборот, подрывает доверие и уверенность в себе, а также учит ребенка тому, чего делать нельзя.
Шлепки моделируют агрессию
Ребенок понимает, что агрессия — это нормально. Что именно так и решаются все проблемы и споры. Все слова мамы и папы, что плохо бить слабых, мучить животных, унижать других людей, не будут услышаны. Ведь поведение родителей доказывает обратное. А дети склонны не слушать, а подражать значимым взрослым. И если мама или папа используют силу для разрешения конфликта, — это то, что ребенок будет запоминать и повторять. Да и вопрос, насколько долго поднимающий на ребенка руку взрослый будет значимым.
Шлепки вызывают стыд и депрессию
Даже когда вы просто шлепнули ребенка ладонью — вы его унизили. Малыш чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, неправильным и недостойным. Он подумает: «Я плохой». Малыши начинают сомневаться в любви своих мам и пап в тот момент, когда подвергаются физическому наказанию.
Учитывая, что жизнь ребенка вращается вокруг его родителей, он начинает чувствовать себя совершенно нелюбимым и может начать страдать от депрессии. Это приведет к формированию неуверенности в себе, комплексам, возникнут проблемы с самооценкой, доверием и психическим здоровьем. Все это нарушит процесс социализации ребенка.
Шлепки формируют негативное мышление
Вместо того, чтобы помочь ребенку подумать о том, что он может сделать лучше в следующий раз, шлепок, вызовет у него злость на родителя и отсутствие веры в собственные силы. Дети в такой ситуации начинают действовать по алгоритму: «Чтобы я ни сделал — меня все равно накажут». Впоследствии, это приведет к формированию негативного мышления. У ребенка начнет развиваться подсознательное стремление воспринимать все с недоверием и зацикливаться на негативных событиях. Дети, испытывающие чувство стыда, не мотивированы на улучшение своего поведения и начинают считать, что не могут добиться большего.
Со временем теряют эффективность
Физическое наказание не эффективно в процессе воспитания. Первое время ребенок из страха будет подчиняться. Но страх быстро пройдет, а малыш начнет хитрить и врать. Доверие будет разрушено, что, без сомнения, скажется в подростковом возрасте. Иногда дети решают, что плохое поведение «того стоит». Они могут даже «привыкнуть» к телесному наказанию, и тогда оно перестает быть сдерживающим фактором.
Более того, когда физическое наказание не может исправить плохое поведение, некоторые родители считают, что им нужно приложить больше усилий — в том числе физической силы, чтобы заставить ребенка подчиниться. Это создает порочный и неэффективный круг, в котором ребенок травмируется более суровыми формами телесных наказаний, а родители все больше разочаровываются в их эффективности.
Это не работает для детей старшего возраста и подростков
Если вы всегда использовали шлепки для воспитания своего ребенка, что вы будете делать, когда он станет подростком? Применение физического наказания учит детей тому, что для более сильного человека нормально причинить боль тому, кто делает что-то, что ему не нравится. Родители используют шлепки, чтобы наказать за неприемлемое поведение, вместо того чтобы разобраться с причиной агрессивного поведения ребенка.
Наказания лишают подростка возможности осознать свое плохое поведение. Когда волна первого напряжения спадает и наступает успокоение, он, вместо того, чтобы сожалеть о своем поступке и думать, как загладить вину, размышляет, как бы отомстить родителям и избежать повторного наказания.
Альтернатива физическому наказанию: воспитание детей без шлепков
Формирующие приемы воспитания без физического воздействия позволят ребенку гармонично изменяться и взрослеть. Формирование поведения означает, что вы подаете ребенку соответствующие сигналы и поощряете его в направлении приемлемого поведения. Психологи советуют следующие альтернативные, физическому наказанию и шлепкам методы, которые прервут порочную цепочку привычного насилия в отношении беззащитных детей.
- Объясните ребенку последствия поступка, почему так плохо делать. Например, если ваш ребенок рисует на стенах, логичным последствием будет настойчиво попросить вымыть стены. Это научит его более бережно относиться к собственности. Это также дает понять, что их плохое поведение будет иметь последствия
- Выработайте систему «подкреплений». Для положительных, желательных действий — сигналы одобрения, «положительное подкрепление». То, что вызывает у ребенка приятные ощущения, радует его и приносит удовольствие. Это ласка, игра, похвала, улыбка, объятие, получение чего-то желанного. Для нежелательных действий и поведения — сигналы порицания, осуждения, неодобрения, лишение чего-либо желаемого, игнорирование несущественных требований, отмена поощрения. Например, лишите ребенка просмотра мультфильмов или игр на планшете, поездки в развлекательный центр, конфет. Того, без чего не пострадает его развитие. Не стоит «отбирать» хобби в знак наказания.
- Хвалите ребенка для поощрения позитивного поведения. Когда вы заметите своего ребенка за хорошим и приемлемым поведением, похвалите его. Например, ваш малыш разлил воду и стал ее вытирать –обнимите его, дайте ему понять, что это правильное действие. Только убедитесь, что он знает, что вы это заметили. Дети стремятся соответствовать ожиданиям родителей. Важно, чтобы самоощущение детей не потерялось в родительских ожиданиях. Детям необходимо развивать чувство гордости за свое поведение, основанное на внутренней мотивации, а не на внешнем одобрении.
- Если жизнь малыша вне опасности (он не сует ничего в розетку, не высовывается из окна, не стремится перебежать проезжую часть), позвольте ему на собственном опыте понять, чем чревато его поведение.
- Будьте последовательны. Дети — не маленькие взрослые. Они не все способны понять сразу, поэтому обязательный принцип успешного воспитания без насилия — последовательное усложнение требований. Бесполезно шлепать годовалого ребенка за то, что он не умеет ловко обращаться с ложкой или часто спотыкается и падает. Бесполезно объяснять ему, почему нельзя рвать деньги, которые он добыл из маминого кошелька. Который вообще, кстати, не должен оказываться в пределах досягаемости малыша. Придет время — поймет. Это произойдет быстрее, если родители будут последовательно, от простого к сложному, объяснять малышу, «что такое хорошо и что такое плохо». Терпеливо и доходчиво. Без отмазок под девизом «потому что я так сказала».
- Обязательность и неизменность требований. То, что нельзя делать, должно быть нельзя всегда, без исключений. То, что можно — точно так же. Если границы устанавливаются, они должны быть незыблемыми. Это основа воспитания. Вопреки расхожему мнению, вседозволенность детям не нравится и на пользу не идет. Им гораздо комфортнее жить в определенном, имеющем границы пространстве, внутри рамок. Это благотворно сказывается на нервной системе ребенка и помогает ему освоиться в социуме, выстроить систему отношений с внешним миром. Позывы потакать капризам ребенка лучше душить в себе на корню. Это вовсе не означает, что жить нужно строго по расписанию, пресекая любую спонтанность. Так вообще не бывает в реальности. Но границы быть должны.
- Дети должны иметь право на совершение собственных ошибок. Это не означает, что взыскания не последует. Но не потому, что родители разгневались, а потому что таков принцип последовательности и неизменности требований. Сделал плохое — неси ответственность. Сделал хорошее — получи награду. Выбор есть, но за него надо отвечать. Исключение составляют ошибки, совершенные случайно. Наказания за них быть не должно. Гораздо плодотворнее вместе с ребенком найти способ исправить ошибку или устранить по возможности ее последствия.
- Честное отношение к себе необходимо. Если ребенок добрался до шкатулки с украшениями и все их разбросал, то накажите себя. За то, что не позаботились убрать дорогие вещи из зоны досягаемости. Ребенок изучает мир, он любопытен и обязательно будет тянуться ко всему, что привлечет его внимание. Задача родителей — предлагать ему подходящие предметы и изолировать от неподходящих. Шлепок за порванную золотую цепочку или утопленное в унитазе кольцо —заслуживают родители, если они честны с собой (нет, никто не заслуживает шлепка, конечно. К себе важно относиться бережно — дети это тоже считывают).