Дед Мороз и дети: психолог Мария Зеленова о том, зачем верить в чудесное
С точки зрения психологии, человек склонен верить во что-то большее, чем он сам. Вера — естественное адаптивное свойство человеческой психики. Она помогает принять реальность и мотивирует на изменения и создание новой реальности. Магическое мышление — это вера в то, что человек сам может определять ход событий в мире с помощью своих мыслей, слов и придуманных ритуалов. Как полагал Зигмунд Фрейд, магическое мышление лежит в основе всех суеверий и религий. Когда мы молимся Богу, мы верим, что наша жизнь изменится к лучшему. Антропологи уверены, что магическое мышление было характерно даже для древних обществ, с его помощью люди пытались объяснить устройство мира. А кому, как не детям, особенно важно понимать, как этот мир устроен?
Примерно с 3 до 7 лет (именно в этом возрасте к детям обычно и «приходит» Дед Мороз) у ребёнка ведущая деятельность — игровая. Это значит, что мир он познаёт через игру с помощью воображения и фантазии. Именно через игру и веру в чудеса дети пробуют осознавать главные принципы жизни, учатся видеть хорошее, побеждать плохое и отличать одно от другого. Психологически — это попытка контролировать пугающие аспекты жизни, например через суперспособности или магические предметы. Когда кажется, что ты становишься невидимым, и тебе не страшно. Или заколдуешь время, и вот уже пришла мама быстрее с работы.
Дети играют в то, чего не может быть в реальности. И в тот мир взрослых, который реален, но им ещё недоступен: в дочки-матери и другие ролевые игры. Ранние годы детства — прекрасные тренировки, когда дети внимательно наблюдают за отношениями и поведением взрослых, а потом отыгрывают особенно запоминающиеся моменты между собой в разных вариациях.
Вера в сказки помогает находить смысл в происходящем и утешиться, если что-то идёт не так, как хочется. А совместное время с любимыми людьми — наряжание ёлки, украшение дома, приготовление праздничных блюд, обмен подарками — всё это запоминается детям на всю жизнь как лучшие моменты близости и счастья. Ценность таких моментов и в ожидании доброго Деда Мороза, который обязательно придёт и исполнит все желания.
Важно постепенно формировать у ребёнка идею, что ценность праздника прежде всего в эмоциях, а не в стоимости подарков, поэтому, если аппетит ребёнка слишком разыгрался, можно прибегнуть к хитростям и договориться, что подарков будет ограниченное количество, чтобы их хватило на всех детей в мире. Можно через письма Деду Морозу и обсуждение планов заранее разузнать, о чём ребёнок мечтает и чем его порадовать. Объясните, что волшебные подарки просить нельзя, потому что иначе все бы их просили – и в мире случился бы хаос. А волшебство должно быть мудрое.
Обсудите возможность или невозможность попросить живой подарок, например собаку или котёнка. Такие подарки – большая ответственность, и ребёнок должен понимать, что это – живое существо, за которым надо будет ухаживать. И дарить такие подарки можно, только если взрослые готовы сами принять нового члена семьи, даже если ребёнок после каникул наиграется и перестанет смотреть за животным. Если подарок ожидался не тот, что был подарен, ребёнок может расстроиться.
И родителям важно поддержать его и придумать адекватное объяснение, почему так произошло. Говорите о важности внимания и силе любви, а не стоимости и количестве подарков. Волшебство – это про доброту и любовь, а они выражаются по-разному и приходят в нашу жизнь тоже разными путями. В светлые праздники Нового года и Рождества приходит то волшебство, которое на самом деле человеку нужно, а это не всегда то, чего он хочет осознанно.
Шантажировать ребёнка подарками из-за хорошего или плохого поведения не следует, так нарушается вера в беспристрастность и безусловную доброту Деда Мороза. Разговаривать про поведение в целом, конечно, нужно, и воспитательные правила в каждом доме есть. Но вряд ли стоит манипулировать детским чистым сознанием. Ребёнок исследует мир, устанавливает границы, познаёт себя и периодически может вести себя неудобным для взрослых образом. Что не делает его менее любимым родителями, а значит, не должно становиться причиной отсутствия волшебства в Новый год и в жизни в целом. Если с ребёнком трудно – это повод разобраться в отношениях и, возможно, обратиться к психологу, но никак не лишать малыша сказки.
Есть семьи, где не принято ждать Деда Мороза, и взрослые изначально лишают ребенка иллюзий, откуда берутся подарки под ёлкой. Это право каждой семьи, но тем не менее с любым ребёнком важно говорить про веру в добро, про надежду, про волшебство, поддерживая светлое детское стремление к сказке. Также с такими детьми важно говорить про то, что другие дети могут верить в Деда Мороза, гномов, зубных фей и так далее, и о том, как важно не разрушать эту веру, даже если они узнали правду раньше. Дайте право и своему ребёнку верить или нет во что-то. Не настаивайте на своей точке зрения. Говорите о том, что выбор – верить или нет – всё же остаётся за ребёнком, но поделитесь, что наполняет именно ваше сердце счастьем в период праздников.
Тут однозначного ответа не может быть. Кто-то предпочитает поговорить с ребёнком по-взрослому, тогда надо быть готовым к расспросам и, возможно, слезам разочарования. Поддержите ребёнка, обнимите, скажите, что делали для него сказку, потому что любите его. И это само по себе уже сказка. Если вы предпочитаете оставить интригу, не отвечайте прямо на вопрос, а говорите про то, что у каждого в сердце найдётся место магии. Детям младшего подросткового возраста можно рассказать, что Дед Мороз перестаёт приходить к детям, которые перестают в него верить, но вы, родители, так сильно их любите, что сами теперь будете для них «дедморозить». А можно добавить, что как только дети перестают верить в Деда Мороза, они сами могут им стать. И взять за традицию делать маленькие подарочки для друзей и соседей. Можно придумать что-то своё, ведь главное – позволить ребёнку чувствовать, что он не обманут, а любим и ценен, и что в его жизни всегда должна быть вера во что-то светлое и доброе. А в этом и есть главный смысл Рождества и Нового года.