Что такое невербальное расстройство обучения (НРО): как помочь ребёнку полноценно учиться и общаться
Многие считают, что термин «расстройства обучения» покрывает только проблемы с вербальными навыками, вроде чтения или письма. Но что, если ребенок обладает хорошими вербальными навыками и большим словарным запасом, но не понимает, когда кто-то саркастичен? Что, если он читает на продвинутом уровне, но не может определить ключевые части истории?
Это классические признаки Невербального Расстройства Обучения (англ. Nonverbal learning disabilities NVLD / NLD). Невербальное расстройство обучения (далее НРО) влияет на такие навыки, как абстрактное мышление и организованность. НРО влияет на способность к обучению ребенка, но создает еще больше проблем, когда дело касается общения.
Причины возникновения невербального расстройства обучения
Точная причина невербального расстройства обучения пока не ясна.
Одни исследователи считают, что это связано с нарушением координации в разных процессах головного мозга, расположенных в левой и правой областях головного мозга.
Другие считают, что проблемы могут быть связаны с лобной долей мозга, которая отвечает за навыки исполнительных функций, такие как рабочая память, организованность и планирование.
Несмотря на растущую осведомленность об этом расстройстве, невербальное расстройство обучения вызывает споры в медицинских кругах.
НРО не фигурирует в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5)), последнем обновлении руководства, используемого терапевтами для диагностики расстройств обучения.
Как проявляется невербальное расстройство обучения
Невербальное расстройство обучения влияет на социальные навыки ребенка, но не на его навыки речи или письма:
- Как правило, дети с невербальным расстройством обучения очень много разговаривают, но им не всегда удается делать это приемлемыми способами. Они часто упускают важную информацию, не понимают языка жестов, поэтому им трудно заводить друзей и часто могут возникнуть недопонимания с учителями, родителями и другими взрослыми.
- В отличие от детей с расстройствами обучения, связанных с речью и письмом (дислексия, дисграфия), детям с НРО сложно понимать невербальное общение. Это включает язык жестов, интонации и выражения лица.
- Когда одноклассник говорит что-то саркастично, ребенок с невербальным расстройством обучения может воспринять это буквально. Он может рассмеяться над чем-то серьезным, потому что говорящий улыбается. Из-за того, что ребенок не понимает невербального подтекста к словам, ему сложно заводить друзей.
- У некоторых детей с НРО хорошие навыки владения языком, но они испытывают трудности с анализом информации и пониманием скрытого смысла. Возможно, у них нет проблем с письменной или устной речью, но они воспринимают информацию буквально, не понимая подтекста.
- Невербальное расстройство обучения может являться причиной трудностей с обучением, но это не значит, что ребенок с НРО не сообразительный. Как и большинство детей с расстройствами обучения, дети с НРО обычно имеют уровень интеллекта средний или выше среднего.
Также важно знать, что невербальное расстройство обучения — это не то же самое, что расстройства аутистического спектра, хотя они тоже могут влиять на социальные навыки и социальное взаимодействие.
Симптомы невербального расстройства обучения
Основные симптомы невербального расстройства обучения включают в себя плохо развитые социальные навыки, но оно может проявляться и другими способами.
Например, дети с НРО могут испытывать трудности с математикой, пониманием прочитанного, письмом и/или физической координацией.
Вот некоторые из симптомов, которые вы можете обнаружить у своего ребенка с НРО:
- Запоминает информацию, но не знает, почему она важна;
- Общается социально неприемлемыми способами;
- Обращает внимание на детали, но не видит общей картины;
- Испытывает трудности с чтением;
- Испытывает трудности с математикой, особенно с задачами;
- Физически неловкий и неуклюжий;
- Плохой почерк;
- Воспринимает информацию буквально;
- Не понимает интонаций, языка жестов, мимики;
- Плохие социальные навыки;
- нарушает личностные границы других – может встать слишком близко к собеседнику;
- Не обращает внимания на чужую реакцию;
- Резко меняет тему разговора;
- Слишком зависит от родителей;
- Боится оказаться в непривычной ситуации;
- С трудом приспосабливается к изменениям.
Детей с НРО часто неправильно понимают из-за того, что они так себя ведут. Сверстники и взрослые могут посчитать их странными или незрелыми. Не зная, что у ребенка невербальное расстройство обучения, учитель может подумать, что он невнимательный или дерзкий.
Развитие невербального расстройства обучения с возрастом
Маленькие дети с невербальным расстройством обучения могут казаться смышлеными и развитыми не по годам, потому что у них хорошие вербальные навыки.
Они как маленькие профессора задают взрослым много вопросов и фонтаном извергают полученную информацию.Несмотря на хорошую память им может быть трудно интерпретировать и делать выводы из того, что они читают.
По мере взросления детей симптомы НРО могут стать более очевидными и создать больше проблем. Дети понимают, что воспринимают социальные ситуации иначе, чем их сверстники, но не знают, что с этим делать.
У некоторых развивается тревожность, которая может привести к компульсивному поведению, например, касаться дверной ручки определенное количество раз, прежде чем открывать дверь.
Чем раньше вы узнаете о проблемах вашего ребенка, тем скорее вы сможете найти лечение и стратегии, которые помогут улучшить социальные навыки и облегчить тревожность.
На какие навыки влияет невербальное расстройство обучения
Невербальное расстройство обучения не влияет на всех детей одинаково, но у большинства оно оказывает влияние на следующие навыки:
- Концептуальные навыки: сложности с решением проблем, пониманием больших концепций и причинно-следственных связей.
- Моторные навыки: проблемы с координацией и движением. Это включает в себя грубые двигательные навыки (например, бег), мелкие моторные навыки (например, письмо) и баланс (например, катание на велосипеде).
- Визуально-пространственные навыки: проблемы с визуальными изображениями, визуальной обработкой и пространственными отношениями. Ребенок может запомнить то, что он услышал, но не то, что он увидел.
- Социальные навыки: трудности с обменом информацией социально приемлемым образом. Ребенок может не понимать сарказма или мимики, может перебивать собеседника посреди разговора.
- Абстрактное и критическое мышление: проблема с пониманием прочитанного и пониманием «общей картины». Ребенок может хорошо запоминать детали, но не понимать более крупные концепции, стоящие за ними. Также могут возникнуть проблемы с организацией своих мыслей.
Как распознать невербальное расстройство обучения: памятка родителям
Так как не существует общепринятого теста на невербальное расстройство обучения, процесс диагностики включает несколько шагов:
Шаг 1: Пройдите медицинское обследование.
Врач вашего ребенка, вероятно, не является экспертом в вопросах расстройств обучения, но вы можете поговорить с ним о своих проблемах и узнать, может ли медицинское состояние вызвать симптомы вашего ребенка. Врач может помочь найти специалиста, например, невролога для дальнейшей оценки.
Шаг 2: Получите направление к специалисту в области психического здоровья.
После устранения медицинских причин врач, скорее всего, направит вас к специалисту в области психического здоровья, например, к неврологу. Специалист поговорит с вами и вашим ребенком о ваших проблемах.
Затем он проведет различные тесты для оценки способности ребенка в следующих областях:
- Речь и язык: Развитие речи у маленьких детей; вербальные навыки, понимание абстрактных идей и контекста у детей постарше.
- Визуально-пространственная организация: Способность проводить параллель между визуальной информацией и абстрактными концептами, например, читать карту или определять время по часам.
- Моторные навыки: Навыки мелкой моторики, такие как рисование и письмо, и навыки крупной моторики, например, способность кидать и ловить предметы.
Шаг 3: Анализ полученной информации.
После сбора всей информации специалист будет искать сильные и слабые стороны, которые характерны для детей с НРО. Это поможет определить, имеет ли ваш ребенок отклонение.
Общие сильные стороны:
- Уровень интеллекта средний или выше среднего;
- Хорошие вербальные навыки;
- Раннее развитие речи;
- Хорошая память и способность повторять сказанное;
- Лучше усваивает то, что услышал, чем то, что увидел.
Общие слабые стороны:
- Социальные навыки;
- Баланс, координация, почерк;
- Понимание причинно-следственной связи;
- Визуализация информации;
- Уровень активности (выше в юном возрасте, понижается с возрастом).
Какие расстройства связаны с невербальным расстройством обучения
Невербальное расстройство обучения — это отклонение, наиболее тесно связанное с проблемами социальных навыков. Тем не менее, есть несколько других расстройств, которые мешают детям полноценно воспринимать информацию.
Эти расстройства не связаны, но они могут возникать вместе с невербальным расстройством обучения:
- СДВГ: детям с НРО сначала могут по ошибке поставить диагноз СДВГ. Оба отклонения имеют схожие симптомы, например, чрезмерная разговорчивость, плохая координация и привычка перебивать собеседника. Но СДВГ не является расстройством обучения. Это отклонение, которое зарождается в мозге, из-за которого детям сложно концентрироваться, думать о последствиях и контролировать импульсы.
- Нарушения развития речи: это проблемы с речью (экспрессивное нарушение развития речи) и пониманием языка (рецептивное нарушение развития речи). Детям с этими отклонениями трудно понимать и использовать язык жестов, следовать указаниям и поддерживать разговор. НРО также может напоминать некоторые симптомы социального коммуникативного расстройства.
- Расстройства аутистического спектра: это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка социализироваться и общаться с другими людьми. Очень многие симптомы расстройства аутистического спектра и НРО совпадают, и исследователи предполагают, что около 80% детей с РАС также имеют НРО. Но это два отдельных расстройства.
Методы помощи детям с невербальным расстройством обучения
Существует ряд методов лечения и образовательных стратегий, которые могут помочь вашему ребенку справиться с симптомами НРО.
К ним относятся:
- Группы обучения социальным навыкам, где детей учат, как себя вести в социальных ситуациях, например, как приветствовать друга, присоединяться к разговору, распознавать и реагировать на поддразнивания.
- Помощь родителям от психолога необходима, чтобы помочь родителям научиться сотрудничать с учителями и помогать детям улучшать социальные навыки.
- Трудотерапия помогает снизить страх перед неизведанным, улучшить координацию и улучшить навыки мелкой моторики.
- Когнитивная терапия помогает справиться с тревожностью и другими видами психических расстройств.
Советы родителям детей с невербальным расстройством обучения
Воспитание ребенка с невербальным расстройством обучения может быть сложным, но есть много вещей, которые вы можете сделать дома, чтобы помочь ребенку справиться с симптомами и овладеть социальными навыками.
Эти шаги могут помочь вам внести позитивные изменения в жизнь вашего ребенка и в вашу семейную жизнь:
- Подумайте о том, как вы говорите. Помните, что дети с НРО плохо понимают сарказм и интонации и они, вероятно, будут понимать то, что Вы говорите, буквально. Например, если вы скажете: «Если я еще раз увижу у тебя в руках эту вещь...», он может продолжать игру с запрещенным предметом, отвернувшись, чтобы вы не могли его видеть. Давайте четкие инструкции, такие как: «Пожалуйста, не трогай эту вещь».
- Помощь с переходами. Дети с НРО склонны не любить перемены, потому что им трудно их понять. У них может не быть навыков абстрактного мышления, необходимых для того, чтобы представить, что будет дальше. Вы можете подготовить своего ребенка к изменениям в рутине, используя логические объяснения. Вместо того, чтобы сказать: «Мы скоро поедем поужинать с бабушкой», попробуйте «Мы сегодня пообедаем в доме бабушки, потому что это ее день рождения. Мы выходим через час».
- Следите за своим ребенком. Ребенка с НРО могут шокировать внезапно возникшие внешние раздражители, такие как шум, запахи, звуки и температура. Старайтесь избегать ситуации, которые могут спровоцировать шоковые реакции у Вашего ребенка.
- Устраивайте встречи с друзьями. Помогите ребенку найти друзей со схожими интересами, будь то любовь к комиксам или готовке. Приглашайте друзей в гости, чтобы ребенок получил социальный опыт в знакомой обстановке. Продумайте, чем дети будут заниматься, предложите им игры, чтобы они не сидели без дела. Также лучше приглашать гостей в то время дня, когда ребенок обычно хорошо себя ведет.
- Делайте заметки. Следите за поведением и симптомами, которые проявляются у ребенка, когда и где они проявляются. Ваши наблюдения будут ценной информацией для профессионалов, которые могут помочь Вашему ребенку.
- Расскажите врачу ребенка о ваших наблюдениях, чтобы обсудить возможные следующие шаги. Это может включать направление к психологу, который может провести комплексную оценку и составить план лечения.
- Поговорите с учителем вашего ребенка, чтобы узнать, с какими проблемами ребенок сталкивается в школе. Спросите, какие методы помощи применялись и какие из них наиболее эффективны. Обсудите с учителями, нуждается ли ребенок в специальном образовании.
- Свяжитесь с другими родителями. Обсудите свои наблюдения с родителями, которые сталкивались с подобными проблемами, возможно, они могут поделиться своим успешным опытом с Вами.
Невербальное расстройство обучения может стать причиной как социальных, так и академических проблем для вашего ребенка и нет проверенного способа его лечения. Но есть много подходов, методов лечения и стратегий, которые могут помочь вашему ребенку развить социальные навыки и преодолеть трудности. Узнав как можно больше, вы сможете лучше помочь вашему ребенку.