Что такое исполнительная дисфункция у детей: признаки, симптомы и лечение

Исполнительная дисфункция — обычная проблема (фактически, каждый борется с ней в то или иное время), но у некоторых детей она может быть особенно серьёзной. Однако сам термин расплывчатый, и людям, ищущим дополнительную информацию, может быть трудно понять, что на самом деле означает исполнительная дисфункция и как её можно лечить.
Что такое исполнительная дисфункция у детей: признаки, симптомы и лечение
Pixabay
Нарушения исполнительной функции: что нужно знать педагогам и родителям.
Содержание статьи

Умственные навыки исполнительной функции позволяют нам планировать, концентрировать внимание, запоминать инструкции и справляться с множеством повседневных задач. До 90 % детей с СДВГ свойственна исполнительная дисфункция, которая нарушает поведение, направленное на достижение цели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое нарушение исполнительной функции

Что такое нарушение исполнительной функции
Pixabay

Исполнительная функция — это широкая группа умственных навыков, которые позволяют людям выполнять задачи и взаимодействовать с другими.

Нарушение исполнительной функции может ухудшить способность человека организовывать и контролировать свое поведение. Однако нарушение исполнительной функции не является специфическим, самостоятельным диагнозом или состоянием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо этого неврологические и поведенческие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), могут повлиять на исполнительную функцию человека.

Нарушение исполнительной функции может повлиять на способность человека концентрироваться и управлять временем

Навыки исполнительной функции помогают людям выполнять задачи и взаимодействовать с другими людьми.

Что такое нарушение исполнительной функции
Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Они включают в себя целый ряд навыков, таких как:

  • планирование и организация;
  • концентрация и контроль умственного внимания;
  • анализ и обработка информации;
  • контроль эмоций и поведения;
  • запоминание деталей;
  • управление временем;
  • многозадачность;
  • решение проблем.

Нарушение исполнительной функции ухудшает некоторые из этих навыков, что может повлиять на способность человека управлять и организовываться для достижения целей.

Однако эксперты не признают нарушение исполнительной функции в качестве специфического состояния психического здоровья.

Вместо этого проблемы с исполнительными функциями являются симптомами других неврологических, психических и поведенческих расстройств.

Исполнительные функции были исследованы в разных расстройствах развития: дислексии развития, СДВГ, аутистических нарушениях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Симптомы нарушения исполнительной функции у детей

Симптомы нарушения исполнительной функции
Pixabay

У людей с нарушением исполнительной функции могут быть следующие симптомы:

  • проблемы с контролем эмоций или импульсов;
  • проблемы с началом, организацией, планированием и выполнением задач;
  • проблемы с прослушиванием или вниманием;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • неспособность выполнять многозадачные или сбалансированные задачи;
  • социально неадекватное поведение;
  • неспособность учиться на прошлых последствиях;
  • трудности с решением проблем;
  • трудности с изучением и обработкой новой информации.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нарушение исполнительной функцией может привести к:

  • плохой успеваемости в школе;
  • проблеме с формированием и поддержанием отношений;
  • проблеме с настроением;
  • низкой самооценке;
  • избеганию сложных задач;
  • низкой мотивации или потере интереса к деятельности.

Для развития исполнительной функции требуется время, поэтому многие из этих форм поведения совершенно нормальны у маленьких детей.

Однако, если такое поведение сохраняется с возрастом, то может указывать на то, что у ребенка имеются нарушения исполнительных функции.

Как нарушение исполнительной функции связано с СДВГ

Как нарушение исполнительной функции связано с СДВГ
Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диагноз СДВГ чаще ставят в детстве, чем во взрослом возрасте.

СДВГ — это нарушение развития исполнительной функции, которое может вызвать гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Симптомы СДВГ могут различаться по типу и тяжести, но могут включать:

  • нервозность, беспокойство, неспособность усидеть на месте и чрезмерная болтовня;
  • непродуманные действия, человек ведет себя социально неподобающим образом;
  • часто прерывает разговоры или действия других людей;
  • склонность отвлекаться или иметь недостаточную концентрацию внимания;
  • склонность совершать неосторожные ошибки на работе или в школе;
  • трудности с организацией, выполнением или сосредоточением на задачах;
  • общую забывчивость.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Люди с нарушением исполнительной функции могут иметь СДВГ. Однако СДВГ — не единственное заболевание, которое может повлиять на исполнительную функцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причины исполнительной дисфункции у детей

Причины исполнительной дисфункции
Pixabay

Состояния и заболевания, которые могут вызвать нарушения исполнительных функции, включают:

  • СДВГ;
  • депрессия и тревога;
  • биполярное расстройство;
  • шизофрения;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • аутизм;
  • болезнь Альцгеймера;
  • лобно-височная деменция;
  • деменция с тельцами Леви;
  • синдром Туретта;
  • травматические повреждения головного мозга.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Временные причины нарушения исполнительных функции могут включать:

  • истощение;
  • сильная боль;
  • стресс;
  • отвлекающая обстановка;
  • употребление наркотиков и алкоголя;
  • сильная скука.

Диагностика нарушения исполнительных функции у детей

Диагностика нарушения исполнительных функции у детей
Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Врачи могут использовать различные диагностические тесты, чтобы оценить исполнительную функцию человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, человек просматривает названия цветов, которые отображаются разными цветными чернилами. Таким образом, слово «красный» может быть написано зелеными чернилами, а слово «желтый» может быть написано синими чернилами. Для каждого слова человек должен сказать, какой цвет чернил, а не название написанного цвета.

Тест поможет оценить психический контроль человека и избирательное внимание.

Другие тесты, которые врач может использовать для оценки исполнительной функции, включают:

  • Поведенческий опросник исполнительной функции (BRIEF): Письменный тест в развернутой форме, который могут заполнять дети, взрослые, воспитывающие детей, или учителя.
  • Шкала дефицита исполнительного функционирования Баркли (Barkley Deficits in Executive Functioning Scale, BDEFS): Тест, который можно использовать для оценки функционирования с течением времени.
  • Комплексный опросник исполнительных функций (Comprehensive Executive Function Inventory, CEFI): Измеряет сильные и слабые стороны исполнительных функций у детей и подростков в возрасте 5-18 лет.
  • Родительская рейтинговая шкала Коннерса: Определяет проблемы с обучением по конкретным предметам у детей в возрасте 6-18 лет.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если врач заподозрит определенное расстройство, такое как СДВГ, он может пропустить тесты на исполнительное функционирование и вместо этого сравнить симптомы человека со стандартными диагностическими критериями для данного состояния.

Иногда врач может также рекомендовать дополнительное обследование, чтобы исключить другие причины. Например, может назначить магнитно-резонансную томографию (МРТ), чтобы исключить инсульт или опухоль головного мозга у людей с признаками деменции.

Лечение исполнительной дисфункции у детей

Лечение исполнительной дисфункции у детей
Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тип лечения будет зависеть от состояния, вызывающего нарушения исполнительной функцией. Хотя некоторые методы лечения могут замедлить течение болезни, со временем симптомы могут усиливаться.

Однако многие причины нарушения исполнительной функции хорошо поддаются лечению не только медикаментозно, но с помощью психологических методик.

Методы лечения могут включать:

  • стимулирующие препараты;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты;
  • психообразование;
  • профессиональная или логопедическая терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Как распознать нарушение исполнительной функции в повседневной жизни детей

Как распознать нарушение исполнительной функции в повседневной жизни детей
Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нехватка навыков исполнительной функции может быть не так очевидна, когда дети находятся дома и не выполняют каких-то учебных задач.

С точки зрения родителей это может выглядеть как то, что ребенок постоянно вас перебивает или пытается говорить одновременно с другими людьми.

Возможно, это вовсе не отсутствие хороших манер. Это может указывать на нехватку навыков исполнительной функции:

  • Низкий контроль над импульсами, трудности с тем, чтобы подумать, прежде чем действовать, и понять чужие слова, прежде чем отвечать, — все это связано с исполнительной функцией.
  • Точно так же вы можете заметить, что ребенку трудно запомнить одну или две инструкции, ребенок выполняет одно действие и забывает второе или ему в принципе сложно выполнять инструкции, даже если он понимает их смысл. Это может указывать на какие-то нарушения исполнительной функции.
  • То, что часто выглядит как игнорирование чужих слов или правил, может быть в реальности нарушением внимания и/или проблемой рабочей памяти, и то и другое относится к исполнительной функции.
  • Ребенку также может быть сложно выполнять задачу, состоящую из нескольких шагов, даже после повторений и напоминаний.
  • Кроме того, на нарушения исполнительной функции может указывать неспособность синтезировать новую информацию с прежними знаниями или управлять своей деятельностью, например, напоминать самому себе, что нужно сделать.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советы родителям по профилактике исполнительной дисфункции у детей

Советы родителям по профилактике исполнительной дисфункции у детей
Pixabay

1. Моделируйте бытовые навыки и навыки самообслуживания для ребенка, при необходимости составляйте визуальное расписание или список действий для каждого шага.

  • Например, если вы хотите научить подростка стирать свою одежду, то разделите весь процесс на конкретные шаги, составьте список и несколько раз пройдитесь по этому списку вместе с ребенком, выполняя задачу вместе.
  • Проговаривайте и отмечайте в визуальном расписании каждый шаг, который вы выполняете.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Используйте визуальные подсказки и ярлыки для помощи в бытовых задачах.

  • Например, наклейте стикеры на корзину с бельем, чтобы напомнить ребенку, что нужно разделить одежду на светлое и темное.
  • Наклейте стикер, картинки или записку на стиральную машину, чтобы напомнить, как правильно выбрать режим стирки.
  • Проговаривайте шаги с ребенком с помощью структурированного, конкретного и четкого языка. Используйте конкретные фразы с такими словами, как «сейчас», «потом», «затем», «в конце».
Советы родителям по профилактике исполнительной дисфункции у детей
Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, повседневные дела, такие как стирка, подготовка ко сну, одевание с утра, нужно: разделить на конкретные шаги, смоделировать все шаги для ребенка, подсказать ребенку конкретными инструкциями и сделать эти дела постоянной рутиной.

Уровень поддержки с такими делами, как упоминалось выше, может быть очень высоким поначалу, но его нужно уменьшать со временем.

Может быть, первый раз вы будете сами стирать, проговаривая шаги, а ребенок будет просто смотреть. Затем вы постепенно будете уменьшать свою поддержку до тех пор, пока ребенку не будет комфортно выполнять всю задачу самостоятельно.

3. Если ребенок допустил ошибку, используйте ее как возможность для обучения. Не ругайте его, проговорите его процесс рассуждений или его отсутствие, спросите ребенка, что ему следовало бы сделать иначе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если уместно, приведите пример, как вы сами допустили подобную ошибку и как вы решили проблему.

Если у ребенка есть нарушения исполнительной функции, ему важно знать, что все сталкиваются с трудностями и что работа над ошибками — это часть роста.
Советы родителям по профилактике исполнительной дисфункции у детей
Pixabay

4. По возможности, побуждайте ребенка анализировать собственное поведение: что побудило тебя так поступить? Что, как тебе казалось, произойдет? Что ты мог бы сделать иначе?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. Добавляйте веселья в работу над укреплением исполнительной функции с помощью подходящих для возраста игр, занятий или соревнований.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Игры вроде «Мемори» отлично подходят для развития рабочей памяти.
  • Различные карточные игры и многие настольные игры помогают детям лучше контролировать импульсы, следовать правилам и планировать стратегию для достижения цели.
  • Также можно подключить музыку для работы над навыками самоорганизации. Используйте песни или мелодии как подсказки для повторяющихся действий, ребенок будет знать, что, если песня закончилась, пора перейти к следующей задаче.
  • Различные игры вроде «Найди, что неправильно» или «Я вижу что-то...» помогают ребенку тренировать выборочное внимание и меньше отвлекаться на посторонние стимулы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы видите признаки и симптомы исполнительной дисфункции у своего ребёнка, возможно, вам стоит поговорить со своим лечащим врачом. Определение причины дисфункции является важным шагом в получении соответствующего лечения и сохранения психического здоровья.

Нажми и смотри