Что такое дисграфия, и как помочь ребенку с трудностями в обучении?
Что такое дисграфия
Дисграфия — это неврологическое расстройство письменной речи, которое ухудшает способность к письму и мелкую моторику в целом. Она влияет практически на все аспекты процесса письма: правописание, разборчивость, расстояние между словами, их размер и вызывает трудности в обучении. По статистике, от 7 до 15% детей в России сталкиваются с проблемами в школе из-за дисграфии и дислексии. Это очень большие цифры: получается, что в каждом классе будет от двух до пяти детей с этим расстройством.
Без вмешательства дисграфия не проходит с возрастом; более того, она часто не проявляется до совершеннолетия. От дисграфии могут страдать и взрослые люди. Часто дисграфия идет рука об руку с СДВГ. Впрочем, этот диагноз в России взрослым практически не ставят, а в случае с детьми часто используется как способ избавиться от нежелательного ребенка в школе, но не помочь ему. С дислексией ситуация обстоит не намного лучше.
Симптомы дисграфии
Несмотря на то, что обычно дисграфию выявляют, когда ребенок учится писать, не стоит путать ее с обычными орфографическими ошибками первоклашек. Обратите внимание на эти признаки:
- Проблемы с формированием букв.
- Плотный, неудобный или болезненный захват ручки.
- Ребенку трудно писать в строчку и не вылезать за поля.
- На письме есть трудности со структурой предложения и грамматикой, которых нет в устной речи.
- Ребенку трудно письменно формулировать мысли.
- Сильно отличается понимание темы на письме и при устном изложении.
Дисграфия у младших школьников чаще всего вызывает проблемы с техникой письма и мелкой моторикой. У старшеклассников дисграфия проявляется в виде трудностей с грамматикой и синтаксисом, понимаем и изложением мыслей на бумаге.
Дисграфия и дислексия — одно и то же?
Многие путают эти понятия, поскольку в советской практике было принято называть оба расстройства дислексией. Сейчас под дисграфией понимают трудности при письме, а с дислексией — трудности с чтением. Люди с обеими проблемами имеют трудности с правописанием и это делает диагностику куда более трудной. Впрочем, одно не исключает другое: человек может страдать дисграфией и дислексией одновременно.
Что вызывает дисграфию?
Советский невропатолог Ткачев считал, что причина дисграфии — в плохой памяти. Дети плохо запоминают буквы и плохо соотносят их со звуками, из-за этого у них возникают затруднения при письме. Психиатр Мнухин считал, что причина — неудачные гены: алкоголизм, эпилепсия, психопатии у родителей — или родовые травмы. Современные ученые тоже разделяют дисграфию на два типа.
Приобретенная дисграфия
Связана с повреждениями головного мозга, которые могут быть вызваны травмой или болезнью. Они приводят к тому, что человек утрачивает приобретенные навыки письма.
Дисграфия развития
Она чаще всего проявляется в детском возрасте. У ученых пока нет единого мнения на счет причин возникновения этого расстройства, однако они сумели определить несколько подтипов с разными неврологическими механизмами возникновения и развития.
- Моторная дисграфия — трудности с письменными работами и проблемы с мелкой моторикой. Для этого типа характерен неразборчивый почерк, плохие навыки рисования и медленное шевеление пальцами (например, при выполнении специальных упражнений).
- Пространственная дисграфия — вероятно, связана с проблемами при ориентировании в пространстве. Для этого типа характерны трудности с письмом в строчку и рисованием, хотя с правописанием и мелкой моторикой проблем нет
- Лингвистическая дисграфия — влияет на навыки обработки речи, необходимые для письма. Сильнее всего она заметна при написании спонтанного текста (не под диктовку и не «списыванием»).
Диагностика дисграфии
В Соединенных Штатах дисграфия не считается психическим расстройством. Но в России все расстройства обучения попадают в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», подраздел «Нарушения психологического развития» (Код МКБ 81.1). Такой подход, конечно, не лучшим образом влияет на отношение к детям и взрослым с этим диагнозом. Впрочем, получить диагноз все равно важно, чтобы вовремя начать лечение дислексии.
В России для диагностики дисграфии используют анализ письменных работ и изучают его навыки письменной и устной речи с помощью специальных тестов и опросников.
В Штатах диагноз ставят по четырем критериям:
- По крайней мере один из шести симптомов, связанных с трудностями в обучении, проявлялся в течение шести месяцев больше одного раза.
- Академические навыки гораздо ниже, чем положено по возрастной группе.
- Трудности начались в школе, даже если обострились во взрослом возрасте.
- Необходимо исключить умственную отсталость, проблемы со здоровьем, плохое зрение, отсутствие внятных инструкций.
В Штатах диагноз должен ставить лицензированный психолог. В России этим занимается логопед-дефектолог.
Почему так важен диагноз дисграфия?
Даже сейчас, когда большая часть общения происходит через сообщения на клавиатуре, письмо от руки постоянно требуется в школе и за ее пределами. Из-за дисграфии ребенок может отставать от класса, она может вызвать проблемы с самооценкой и постоянным переутомлением из-за трудностей в учебе. Более того, сам процесс письма часто позволяет «разложить по полочкам» в мозгу нужную информацию. Когда физический акт письма невероятно сложен, ребенок не может показать свои знания: все силы уходят на борьбу с хитрыми закорючками.
Лечение дисграфии
Дисграфия и другие расстройства обучения — это не болезнь, которую можно вылечить. Это состояние, которое останется с вами на всю жизнь. Но не отчаивайтесь: его успешно можно скорректировать с помощью определенных практик и приспособлений.
Лайфхаки при дисграфии в школе и во взрослой жизни:
- Используйте толстые карандаши и ортопедические ручки для формирования правильного захвата.
- Используйте бумагу с выдавленными линейками, за которые неудобно вылезать.
- Договоритесь о дополнительном времени на выполнение письменных работ.
- Попросите разрешения ответить устно или пользоваться заметками.
- Попросите разрешения использовать гаджеты, например те, которые преобразуют голос в текст.
- Попросите копию лекций или номер раздела в учебнике, которые изучали на занятии.
- На совещании попросите разрешения делать заметки.
- Упражнения при дисграфии.