Что не так с моим ребёнком: причины отставания в учёбе и секреты коррекции нарушений
Что такое специфические расстройства развития школьных навыков
Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) – это расстройства, при которых нарушены нормальные показатели приобретения учебных навыков. Эти расстройства не являются следствием низкого интеллекта, умственной отсталости, задержки психического развития, тяжёлой патологии или травмы ЦНС.
Расстройства проявляются нарастающим запаздыванием в развитии определённых академических, языковых и речевых навыков и включают нарушения чтения (дислексию), счёта (дискалькулию) и письма (дисграфию). Симптомы этих нарушений начинают проявляться еще в раннем детстве, а следствием могут стать сложности в обучении и низкая успеваемость в школе.
Причины специфических расстройств развития школьных навыков
Выделяют несколько групп этиологических факторов:
- Лёгкие органические поражения ЦНС. Повреждения вещества мозга, подтверждённые электроэнцефалографией, компьютерной томографией рассматриваются как факторы, усложняющие восприятие и обработку информации.
- Снижение когнитивных способностей. Затруднения формирования учебных навыков могут быть вызваны интеллектуальным снижением предпограничного уровня: недостаточным умением анализировать, обобщать информацию, дефицитом словарного запаса, визуальной памяти.
- Наследственная отягощенность. Установлено, что СРРШН чаще диагностируются у детей, чьи родители имели сложности в обучении.
- Психолого-педагогическая запущенность. Дефицит развития школьных навыков формируется вторично на базе недостаточности функций активного внимания, неорганизованности.
- Социальная запущенность. Рассматривается как фактор риска. Неблагоприятные условия проживания, плохое питание в детском возрасте увеличивают вероятность СРРШН.
- Языковой барьер. Проблемы в освоении чтения, переписывания, экспрессивного письма, пересказа, счёта возникают у школьников, обучающихся не на родном языке.
Что такое дислексия
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Для дислексии характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Её обнаруживают у 5-10% детей школьного возраста.
Симптомы дислексии
При дислексии затруднено узнавание слов, понимание предложений. Дети с трудом различают отдельные буквы, не всегда могут определить начало и конец предложения. Нарушено запоминание названий букв, соответствующих звуков. При чтении ребенок переставляет буквы в слове, слова в предложении. Затруднено воспроизведение слов по буквам. Постепенно чтение формируется, но не имеет интонации. Озвученный текст остается не понятым, оперирование полученной информацией невозможно.
Как помочь ребёнку с дислексией
- Слушайте аудиокниги вместе с ребёнком, побольше читайте вместе его любимые книги – по очереди и вслух.
- Сочиняйте песни, стихи и даже танцы, чтобы лучше запоминать вещи.
- Играйте в словесные игры.
- Тесно сотрудничайте с учителями в школе.
- Используйте современные технологии: планшеты, смартфоны, компьютеры. Это пригодится ребёнку, когда он станет старше.
- Помогите ребёнку разбить большие задачи на более мелкие части и отслеживайте сроки выполнения. Для детей старшего возраста напоминания и будильники на смартфонах, планшетах и компьютерах могут сыграть свою роль.
- Эмоционально поддерживайте ребёнка, будьте твёрдым, терпеливым и позитивным. Не ждите совершенства. Даже маленькие победы – это большой успех.
- Отмечайте успехи ребёнка.
- Помогите ребёнку понять, что такое дислексия. Они должны знать, что это не их вина, и вы справитесь с этим вместе.
- Выберите для ребёнка внешкольные занятия, которые ему нравятся. Это может сбалансировать трудности с обучением.
- Расскажите своему ребёнку, что многие невероятно талантливые люди имели или имеют дислексию — от Альберта Эйнштейна до Вупи Голдберг. Пусть он поверит в себя.
- Чаще говорите ему : «Я люблю тебя».
Что такое дисграфия
Дисграфия — нарушение письма, не связанное с интеллектом, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о её стойкости: если не помочь устранить расстройство, самостоятельно оно не пройдёт.
Симптомы дисграфии
Расстройство чаще всего проявляется нарушением письма. Дети не способны произносить слова по слогам, писать без ошибок. Определяются нарушения чередования букв, трудности в разделении слова на приставку, суффикс, окончание. При этом навык чтения, понимание прочитанного в норме. Имеются затруднения в выражении мыслей, построении монолога. Письменная и устная речь с большим количеством грамматических, смысловых ошибок, но фонетически развита нормально.
Как помочь ребёнку с дисграфией
- Попросите ребенка использовать бумагу с широкими линейками или с выпуклыми линиями, чтобы облегчить выравнивание букв и слов.
- Попробуйте вместо ручек карандаши для удобства письма.
- Разрешите использовать компьютер, чтобы печатать, а не писать.
- Не критикуйте небрежную работу. Похвалите их и подкрепите это поощрением.
- Не отрицайте того, что у ребёнка есть проблемы и поговорите с ним об этом.
- Научите его способам снятия стресса. Например, прежде чем писать, можно быстро встряхнуть или потереть руки.
- Научите ребёнка сжимать кистевой эспандер, чтобы улучшить силу мышц рук и координацию.
- Поговорите с учителем и попросите его давать ребёнку более короткие письменные задания, разрешить использовать компьютер для печати вместо записи, давать копии новых тем, чтобы ограничить письменную работу, использовать диктофон, делать устные домашние задания вместо письменных.
Что такое дискалькулия
Дискалькулия — это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления.
В основе дискалькулии лежит отсутствие способности оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчёта). За эту функцию в мозге отвечает внутритеменная борозда теменной доли. У людей с дискалькулией данный участок мозга меньше, чем у большинства людей, и недостаточно активен. Такие люди часто могут страдать ещё дислексией и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Симптомы дискалькулии
При дискалькулии определяются трудности овладения арифметическими операциями, прямым и обратным счётом. Ребенок плохо запоминает последовательность арифметических операций, не понимает вербальные и зрительные символы. Нарушена пространственная организация вычислений, затруднено выстраивание чисел по порядку. Слуховые, вербальные способности сохранны, но запомнить таблицу умножения, простые формулы очень тяжело. Обнаруживаются трудности понимания численных категорий (десятков, сотен, тысяч), дробей, соотношений «больше», «меньше», «равно» с применением чисел.
Как помочь ребёнку с дискалькулией
- Разрешите ребёнку пользоваться пальцами и бумагой, когда он считает.
- Используйте графическую бумагу. Это помогает сохранять столбцы и числа прямыми и аккуратными.
- Рисуйте картинки математических словесных задач.
- Играйте в математические игры.
- Хвалите его работу, а не результат.
- Поговорите с ним о дисграфии, поясните, что это не его вина.
- Обратитесь за помощью к опытному репетитору по математике.
- Поговорите с учителями наедине о состоянии вашего ребенка и образовательных потребностях. Попросите для него относительно тихое рабочее место, разрешение пользоваться калькулятором на уроках математики и контрольных работах, дополнительное время для завершения тестов, возможность записи лекций.
К кому обратиться при специфических расстройствах развития учебных навыков
Помощь детям с трудностями в обучении начинается с грамотной диагностики у специалистов, ребёнку необходима помощь логопеда и психолога. Помимо систематических занятий со специалистами психолого-педагогического профиля, в ряде случаев ребёнку с дислексией могут понадобиться консультации других специалистов. Например, невролога, нейропсихолога. Кроме того, следует показать ребенка педиатру для полного медицинского осмотра, в результате которого могут быть выявлены проблемы со зрением или слухом, вызывающие расстройства обучения.