А у вас есть совесть?
Непростой вопрос, знаете ли. Очень даже непростой, потому что сначала нам придется ответить, что же это такое — совесть.
Только поиски я предлагаю начать с выяснения, что мы называем справедливостью, моралью и нравственностью.
Итак, справедливость и, конечно же, несправедливость. Вы обращали внимание, что слово «несправедливость» практически всегда употребляется для оценки чьих-то чужих действий? И почему-то «несправедливо» всегда оказывается удивительно совпадающим с «мне не нравится», «меня не устраивает», «для меня невыгодно»
Вот видите, мы уже и до нравственности добрались. Только вот почему-то про «мораль сей басни» при этом сказать можно, а про нравственность выговорить не получается. Да и вообще-то все слова, которые устроены так же, как и слово «нравственность», обычно означают свойство, качество, характеристику чего-либо — «чувственность», «двойственность», «преемственность»
И все было бы неплохо, если эти представления действительно существовали в четко оформленном виде. Так ведь нет же! И не надо напоминать мне про заповеди: там ведь сказано только про то, чего нельзя делать. А что можно-то? Как решить?
Смотрите, какая интересная штука получается: назвать какой-то поступок (или человека) аморальным можно, а выяснить, на основании чего сия номинация была осуществлена, невозможно. Думаете, я ошибаюсь? А вы попробуйте перечислить все существующие моральные принципы, чтобы на их основании можно было бы однозначно какой-то поступок назвать моральным или аморальным.
С нравственностью все сложнее. Оценка «безнравственный поступок» или «безнравственный человек» в русском языке вполне допустима, а сказать «нравственный человек» опять-таки затруднительно: приходится использовать слово «высоконравственный». То есть наряду с безнравственными существуют еще и «низконравственные» люди? Но есть еще высказывание Иммануила Канта: «Две вещи убеждают меня в существовании Бога — звездное небо у меня над головой и нравственный закон у меня в сердце». Значит, нравственность — это собственные взгляды человека на то, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет.
Так, может быть, нравственность это и есть синоним совести? Но последняя может мучить человека угрызениями, а нравственность на такое не способна. Если мораль — свод внешних правил, а нравственность — внутренних, то вполне может возникнуть ситуация, когда эти два свода начинают друг другу противоречить. Человек будет вынужден сделать выбор, и результатом этого выбора станет либо поступок моральный, но безнравственный, либо высоконравственный, но аморальный. Уж очень сложно получается...
Короче, предлагаю собственное определение слова «совесть» — это умение каждый свой поступок соотносить с желанием уважать самого себя. Не любить себя, не восхищаться собой, не соответствовать идеалу или неведомым общепринятым нормам, а уважать. А для этого необходима собственная внутренняя конституция, к созданию которой я вас призывала выше. Человек знает, что лично для него допустимо, а что ни в коем случае недопустимо, и потому может себя уважать.
ЕСЛИ СОВЕСТЬ ВАС МУЧАЕТ, ЗНАЧИТ, ВЫ С НЕЙ ЕЩЕ НЕ РАЗОБРАЛИСЬ |
В общем, если совесть вас не мучает, это означает, что ее у вас просто нет или вы — человек, обладающий внутренней ясной конституцией и ставящий желание уважать себя выше прочих желаний. А если мучает, значит, вы с ней еще не разобрались...
ФОТО: FOTOBANK/GETTY