«Я и город»: Куратор и преподаватели творческой лаборатории для людей с ментальными особенностями о своей работе
Семь месяцев победители опен-колла создавали фотографии, коллажи, ассамбляжи и инсталляции в компании современных художников. Произведения, созданные в рамках лаборатории, можно увидеть на выставке «Я и город» в Музее Москвы до 29 января.
Куратор лаборатории и старший научный сотрудник Музея Москвы Полина Жураковская
В чем состояла главная цель лаборатории?
Мы хотели дать людям с ментальными особенностями возможности для творческого развития и реализации творческого потенциала, а также стремились создать рабочие каналы коммуникации между художниками с ментальными особенностями и профессиональным сообществом.
Как вы представляли результат семи месяцев работы и совпало ли ваше видение с итогами?
Семь месяцев — это совсем недолгий срок. Но все происходило очень интенсивно и, в определенном смысле, результаты превзошли наши ожидания. Например, участница лаборатории, Маргарита Усманова, в какой-то момент начала интенсивно думать и выстраивать образы, хотя на входе ее работы были намного более детскими. После занятий по фотографии она сделала много кадров с необычными ракурсами и тонкими сюжетами, складывающимися в цельные истории. Тимофей Пешехонов сделал потрясающий контррельеф на стене деревянной постройки на даче. Ксения Зенченко продумала заранее свою работу в стиле поп-арт, что было для нас довольно неожиданно. Все очень активно подхватили идею о том, что фотографией теперь могут быть не только снимки реальных физических объектов, и сделали много интересных работ в духе постфотографии.
Не уверена, что нам вполне удалось наладить каналы коммуникации. Например, один из наших участников, Аркадий Эрлих — настоящий профессионал и очень талантливый художник, однако, у него есть некоторые сложности, связанные именно с общением и недостатком нужных социальных связей. Для меня было важно познакомить его с галереями. Возможно, еще удастся сделать это в будущем. С другой стороны, некоторые участники сейчас готовятся вести экскурсии. Я надеюсь, что скоро они смогут сами вести занятия и экскурсии в Музее Москвы.
По какому принципу вы выбирали преподавателей?
Я хотела, чтобы это были самые крутые и известные художники. С Ирой Кориной и арт-группой «ЕлиКука» для меня все было довольно очевидно в плане желаний, я только не была уверена, найдется ли у них свободное время. Но к счастью, они с радостью и без колебаний согласились. На курс фотографии мы с коллегами решили позвать художника из того поколения, которое ближе к поколению наших участников. В итоге занятия вел прекрасный фотограф и художник Алексей Абанин.
Как вы готовили их к преподаванию? Проходили ли они какое-то обучение?
Художники прошли два тренинга. С социальным педагогом Евгенией Хилькевич они узнали, что понимается под ментальными особенностями, как они воспринимались в разные периоды времени, а с учителем-дефектологом Полиной Богорад поговорили про специфику проведения занятий для людей с ментальными особенностями.
Итог лаборатории — одноименная выставка в Музее Москвы. Участники создавали произведения на одну тему заданную куратором или каждый творил что хотел?
Преподаватели задавали тему и технику, но внутри задания было много свободы. Работы очень разнообразны по духу и настроению. Некоторые строгие, упорядоченные, в других больше, хаоса, буйства жизни, иронии. Такого масштаба выставка, в значительной степени фокусирующаяся на равноценности разных типов восприятия городского пространства и представляющая работы людей с ментальными особенностями как произведения искусства, проводится в Музее Москвы впервые.
Рассказывают художники
Почему вы решили принять участие в этой лаборатории? Был ли у вас уже опыт работы с людьми с ментальными особенностями?
Алексей Абанин, курс фотографии:
Я, конечно, делал фотопроекты с нейроотличными героями, но это был всегда взгляд со стороны. Например, я снимал молодого художника и фотографа Маркуса Мартиновича, который создает свои работы, живя с аутизмом и тяжелой формой эпилепсии. И как раз со стороны всегда было понимание, что нейроотличные дети и взрослые гораздо искреннее воспринимают весь окружающий мир. Точно так же они его и передают через творчество, особенно изобразительное: фотографию, рисунки, видео. И поработать вместе с такими людьми — это огромное удовольствие и большой опыт.
Ирина Корина, курс инсталляции:
Как продолжать работать и что делать — сегодня для многих из нас это главные вопросы. Для меня эта лаборатория стала ответом, ведь это интересно и приносит пользу людям. Опыта творческого взаимодействия с художниками с ментальными особенностями у меня не было, но мне очень помогли лекции от специалистов перед началом занятий.
Олег Елисеев и Евгений Куковеров (арт-группа «ЕлиКука»), курс коллажа и ассамбляжа:
Мы проводили различные мастер-классы с детьми и взрослыми, но мы никогда не работали с людьми с ментальными особенностями. Художники, да и вообще все люди в той или иной степени, — «люди с особенностями». Нам стало любопытно, как одни люди с особенностями (художники) взаимодействуют с другими людьми с особенностями.
Как была организована работа вашей мастерской?
А.А.: У нас были лекции и практические задания, все они проходили офлайн. Заниматься только теоретическим обучением — не самый интересный для всех формат. Гораздо важнее создавать и творить, в процессе пытаясь понять и технические детали, и визуальные нюансы.
И.К.: У меня было два блока занятий: весенний и осенний. Например, первый блок был посвящен импрессионизму и инсталляции. Занятия начинались с видеопрезентации и обсуждения увиденного с ребятами: какие состояния передают художники-импрессионисты, как они работают с цветом, как определить время суток и сезон на этих работах? Вторая часть занятия начиналась с лотереи: каждый участник тянул жребий и получал свою комбинацию сезон-время суток. Например: зима-утро или весна-вечер.
После этого ребята пытались подобрать к своей теме цвета и фактуры. Из предложенной политуры материалов у каждого был подобран свой набор и цветовая гамма.
О.Е и Е.К.: Когда все приходили на занятия мы в первую очередь приветствовали друг друга и болтали. Потом обсуждали план занятия, давали теоретическую базу, показывали произведения разных художников — в качестве примера, как можно работать. Затем объясняли практическую часть, и ребята начинали создавать шедевры. В конце мы обсуждали их работы, пили чай с конфетами, пели песни, читали стихи и просто балдели.
На что была направлена мастерская: научить или ввести в художественный контекст? Или что-то другое?
А.А.: Мы стремились раскрыть художественный потенциал ребят. Все они давно занимаются творчеством — рисуют, снимают, поют, играют в театрах. Учить их только теории не так важно. Главное — находить какие-то необычные таланты и помогать их раскрывать, перенаправлять в нужное русло. Также важно было, конечно, помогать им не стесняться ощущать и выражать то, как они видят и как чувствуют. Поэтому на самих лекциях кроме теории мы очень много смотрели на разные культовые и не очень фотографии, пытаясь понять, как они сделаны, и ощутить, почему то или иное изображение визуально цепляет, удивляет или даже пугает.
И.К.: Нам была важна работа вместе, в одном пространстве. Приветствовались высказывания участников и обсуждения темы и впечатлений. Конечно, было важно объяснить значения новых слов: импрессионизм, ассамбляж, инсталляция.
О.Е и Е.К.: Самым важным было научиться взаимодействовать и наладить контакт. Как у преподавателей-художников был у нас и меркантильный интерес — узнать у ребят приемы и подходы к созданию произведений.
Для кого-то город — привычное и понятное пространство. Кого-то он пугает шумом, ярким светом, неудобными переходами, людными улицами.
Каким видели город участники вашей лаборатории?
А.А.: Город каждый участник видел по-своему, каждого привлекали абсолютно разные вещи, но что точно можно сказать общего, так это то, как их глаза цепляются за какие-то мелкие детали, которые я, например, часто пропускаю и недооцениваю.
И.К.: Мы изображали город как большую пространственную общую работу. Во второй осенней части проекта ребята создавали дом снаружи и изнутри и объединяли их в единую групповую композицию.
О.Е и Е.К.: Все видели совершенно по-разному, но у всех было очень личное отношение к городу, они воспринимали его как продолжение себя.
Лаборатория «Я и город» проводилась в партнерстве с «Колесом Обозрения», РОО «Контакт» и с использованием гранта Благотворительного фонда социальной помощи и поддержки «Свет».