«Убогая, иди отсюда!» История одной школьной травли — со счастливым концом
Photo by Annie Spratt on Unsplash
«Убогая, ха-ха-ха, иди отсюда! Здесь таким не место!»
Таня уже привычно втянула голову в плечи и пошла чуть быстрее. Сейчас главное – дойти до угла школы, завернуть... и потом можно немного пробежаться, пока они не догнали. Может быть, успеет выбежать из школьного двора.
Таня училась в новом классе уже два месяца. Никто не хотел с ней дружить. В первый день учительница попросила ее встать у доски и представила классу: «Познакомьтесь, это Таня. Она будет учиться с нами». И Маша – самая популярная девочка в классе – презрительно хмыкнула: «Одета как бомж. Еще одна убогая».
Когда класс делился на команды, Таню никто не хотел принимать. Таниным рюкзаком частенько играли в футбол. Однажды Тане в волосы кинули жвачку, и она там намертво застряла. Когда мама дома вздохнула и взялась за ножницы, Таня заплакала.
Маме было непросто. Бабушка тяжело болела, младших братьев не брали в детский сад. Мама работала поваром в детском саду. Денег на одежду и игрушки не хватало, но зато иногда мама приносила с работы котлеты или тушеную капусту. Папу Таня не знала.
...Эта история могла бы закончиться плохо. Но однажды Таниной маме позвонила учительница из школы и рассказала, что есть место, где семья может получить поддержку.
Так Таня с мамой попали в программу профилактики социального сиротства и укрепления семьи благотворительной организации «Детские деревни – SOS».
Специалисты программы помогли Тане. Когда стало понятно, что речь идёт о настоящей травле, они связались со школой и предложили свою помощь. Началась работа с классом. Специалисты вместе с детьми выработали правила класса и «Термометр здоровья класса». Удалось обратить внимание детей на их агрессивные действия в адрес друг друга, помочь детям выявить источник напряжения, научиться справляться с сильными эмоциями и договориться о недопустимости травли в коллективе.
А в прошлом месяце Таню назначили капитаном команды в школьной спортивной олимпиаде.
Специалисты программы профилактики социального сиротства и укрепления семьи часто в своей практики сталкиваются с неприятием детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Буллинг (травля, унижение) – одна из проблем, с которой часто сталкиваются дети, но которую недооценивают родители и педагоги. А ведь последствия буллинга могут быть очень серьезными и даже трагичными. Предотвращение травли детей в школе – одна из задач, с которой работают специалисты «Детских деревень – SOS».
Чаще всего люди молча стоят в стороне
Проблема буллинга распространена, но официальных статистических данных по ней нет. Поэтому «Детские деревни – SOS» провели опрос детей и взрослых. В исследовании приняли участие 1220 взрослых и 272 ребенка. Исследование показало, что буллинг в той или иной форме касается почти всех.
Так, 87% взрослых ответили, что сталкивались в своей жизни с травлей. В роли жертвы побывали 47% из тех, кто сталкивался с буллингом, а вот сами были зачинщиками лишь 13%.
Чаще всего люди молча стоят в стороне: 71% сталкивавшихся с буллингом указали, что были наблюдателями, и лишь 42% вступались за жертву.
При этом взрослые думают, что жертвой травли могут стать не только дети, выделяющиеся из общей массы (34% ответов), но и вообще кто угодно (78%).
«У ребёнка, над которым издеваются сверстники, понизится самооценка, он перестанет доверять людям, верить в их доброту и бескорыстие. Именно с этими убеждениями он войдёт во взрослую жизнь, и ему будет очень трудно», – один из ответов детей – участников опроса.
56% детей сообщили, что их самих, одноклассников или их друзей «донимали с особой настойчивостью». В отношении себя это указали 21% опрошенных.
Как и раньше, самое распространенное место травли детей – школа: 68% случаев. На втором месте – интернет (29%). Каждому шестому приходится прогуливать школу из-за травли.
В 46% случаев дети рассказывают о проблемах с одноклассниками взрослым членам семьи: мамам и папам, бабушкам и дедушкам. При этом учителям жалуются лишь 12%.
В большинстве случаев (66%) учителя, узнав о проблеме, помогали её решить, но в 33% случаев – никак не реагировали...
К счастью, лишь немногие учителя поддерживали травлю, смеясь над жертвами вместе с другими детьми (3%).
В последнем вопросе исследования детям предложили самим написать ответ: «Что вы посоветуете сделать взрослым, чтобы помочь детям, которым приходится тяжелее всего от насмешек?» Ответы были разнообразными, но каждый отметил, что детям нужна помощь взрослых.
Опрос показал, что проблема буллинга была актуальна многие годы назад и остается таковой сейчас. «Детские деревни – SOS» подготовили для родителей и детей полезный контент по теме, который будет опубликован на страницах организации в социальных сетях: Вконтакте, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Вот несколько небольших советов родителям.
Что делать, если ваш ребенок столкнулся с буллингом?
Поддержка
Дайте возможность ребенку быть услышанным, проявите внимание и заинтересованность. Лучше не давать советов и не расспрашивать, если он пока не готов все рассказать.
Главное, что ребенок должен услышать от родителя:
«Это не нормально!»
«Причина не в тебе, ты не плохой человек»
«Я на твоей стороне и сделаю все, чтобы помочь остановить травлю»
Помощь ребенку
Буллинг травмирует всех участников. Ребенку, столкнувшемуся с травлей, может понадобится помощь психолога. Родитель в этой ситуации тоже испытывает сложные эмоции. Мы рекомендуем родителю также обратиться за поддержкой.
Изменение ситуации
Остановить буллинг в классе можно, только привлекая социального педагога и администрацию школы. Это долгая системная работа по изменению норм и правил взаимодействия в классе, по созданию безопасной среды.
Чтобы остановить травлю, родители, педагоги и дети должны объединить усилия и действовать в одной команде. Для начала стоит обратиться к классному руководителю и сообщить о травле. Педагогу бывает непросто признать, что в классе есть буллинг, поэтому постарайтесь собрать конкретные факты, которые помогут ему увидеть проблему. Важно поддержать педагога, не обвинять его.
Если классный руководитель не идет на контакт, вы можете обратиться к директору или в отдел образования. Можно предложить школе подключить к решению проблемы некоммерческую организацию, специалисты которой станут дополнительным ресурсом для и без того загруженных педагогов.
Не закрывайте глаза
Если вы или ваш ребенок сталкивались с буллингом, даже если просто были свидетелями, не закрывайте на это глаза. Многим семьям нужна помощь специалистов. Поддержите работу благотворительной организации «Детские деревни – SOS» и помогите детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям из кризисных семей.
В поддержку детей, которые сталкиваются с буллингом, организация запустила на своем сайте акцию #SOS_ПРОТИВ_БУЛЛИНГА. Акция приурочена к 1 сентября. Собранные средства будут направлены на оплату работы психологов, социальных работников, логопедов и репетиторов с детьми из Детских деревень – SOS и с подопечными программы профилактики социального сиротства. А также на работу специалистов Детских деревень – SOS с учителями, учениками и родителями – на образовательные программы для школ в 8 регионах России.
Принять участие в акции и помочь детям справиться с буллингом может любой желающий.