Психолог Ольга Бочкова: «Каждая серия "Смешариков" — возможность обсудить с ребенком то, что ему кажется важным»
Мы узнали у клинического системного семейного психолога, недирективного игрового терапевта Ольги Бочковой, как мультфильмы знакомят детей с окружающим миром и как «Смешарики» дают ответы на самые серьезные вопросы о смысле жизни, плохом и хорошем.
— Чем в целом хороши мультфильмы как инструмент познания мира?
— Мультфильмы — это замечательный вспомогательный инструмент для знакомства с миром, его явлениями, отношениями и правилами. Чтобы просмотр был полезным, важно учитывать соответствие содержания мультфильма возрасту ребенка. Не потому, что более взрослое содержание навредит малышу — он его просто не поймет. Например, до трех-четырех лет мир познают через взаимодействие с предметами. Поэтому и польза от мультфильма может быть только тогда, когда взрослый поможет соединить увиденное на экране с предметами в реальной жизни.
В этом же возрасте детям очень важны постоянство окружающей среды, предметов и явлений – то есть, ощущение стабильности. Вот почему они выбирают один и тот же мультфильм или серию, и не поддаются уговорам посмотреть что-то новое. И это совершенно нормально.
Абстрактное мышление запускается только к пяти-семи годам, когда ребенку становится проще что-то представить в уме. До того времени он познает мир, в основном взаимодействуя с ним. Но есть такие вещи, которые мы, родители, не очень хотим, чтобы ребенок пробовал, потому что это может быть неприятно, больно, обидно, опасно, страшно. Как же ребенку объяснить? На помощь приходят ожившие сказки или мультфильмы.
— «Телепузиков» многие ругали, а вот «Смешариков» хвалят. А ведь и то, и другое — мультфильм. В чем разница?
— Мультфильм — лишь форма выражения смысла. Трудно сравнивать «Телепузиков» и «Смешариков» — у них разные возрастная аудитория, смысловая нагрузка и задачи. Например, «Телепузики» предназначены для детей от 9 месяцев до четырех лет, и критиковали их потому, что у наблюдателей было ощущение, будто дети зависают на картинке. Это не удивительно, ведь многие исследования показали, что ориентировочно до двух-трех лет дети не способны воспринимать изображение на экране целиком, и видят лишь краски и быструю смену картинки, которая перевозбуждает их мозг. При этом внешне кажется, что ребенок заинтересованно следит за сюжетом. Этот сериал критиковали и потому, что «Телепузики» не демонстрировали позитивной ролевой модели для детей, скорее воспроизводили поведение малышей двух-четырех лет. То есть закрепляли поведение, свойственное тоддлерам: капризы, обиды, удары в ответ на разочарование.
В свою очередь «Смешарики» рассчитаны на детей от четырех лет и старше: они уже способны воспринимать изображение целостно, наблюдать за простым сюжетом, рассуждать. В этом возрасте у ребенка развивается наглядно-образное мышление, копирование увиденного, и таким образом он знакомится с новыми формами поведения. В сюжете серий есть развитие, драматургия, выводы, которые и дают детям необходимые знания.
— Изначальная установка мультсериала – говорить с детьми обо всем на понятном им языке. Как это помогает родителям и какой он, этот язык?
— Язык анимации конкретный и наглядный, каждая история — ситуация с завязкой, кульминацией и развязкой, в ней нет нудных и прямолинейных выводов, а все идеи доносятся через ситуации, переживания, реплики героев, часто очень юмористические. Например, в серии «Телеграф» Карыч замечает болезненную зависимость героев от гаджетов. Но вместо чтения нотаций о вреде телефонов и необходимости проводить время вместе вживую, ночью перевоплощается в супергероя и уничтожает вредные аппараты. А утром вместе со всеми преувеличенно грустит из-за необходимости вернуться к походам в гости и чаепитию. Юмор ломает сопротивление, которое обычно вызывает у детей идея, что нужно «вынырнуть» из гаджетов.
Что интересно, в «Смешариках» темперамент, характер всех персонажей разный, и у каждого есть какие-то особенно яркие черты. То, кого выбирает ребенок – кому больше всего симпатизирует и в которого чаще всего играет – своего рода проективный тест, который расскажет родителям о характере его ребёнка, особенностях взаимодействия с миром и возможных проблемах или стремлениях. Интересно узнавать, на кого считает себя похожим ребенок — на холеричного Кроша, слегка эмоциональную Нюшу или флегматичного Ёжика, меланхоличного Бараша или всезнайки Лосяша, мудрого Карыча. Этот выбор может быть связан с его нынешним состоянием или желанием «примерить» на себя эту роль.
— Есть вещи, о которых дети не всегда говорят старшим, просто выбирая равного собеседника – например, любимую игрушку или друга по играм во дворе. Могут ли герои мультфильмов стать такими доверительными друзьями и ролевыми моделями для юных телезрителей?
— Игра для ребенка — единственный инструмент освоения всего, что его окружает. Сначала он сам придумывает последовательность событий, манипулируя предметами. Затем — вживается в роль полюбившегося персонажа: копирует полностью его движения, мимику, интонацию, действия, характер – и таким образом лучше узнает себя и других. К школе формируется сюжетно-ролевая игра, при помощи которой происходит знакомство со всеми формами отношений в мире.
Многие дети выбирают мультперсонажей в качестве доверенных друзей, таких переходных объектов, которые помогают им почувствовать себя уверенно, смело и защищают от тревоги. Например, ребенок выбирает другом Кроша — смельчака, который защитит от темноты и монстров, придумает, как выйти из сложной ситуации, и пожалеет, если обидели. Со временем та сила, которой обладает смешарик, становится частью самого ребенка.
Кстати, существует методика, при которой терапию с дошкольником проводит психолог, скрытый за анималистическим персонажем: зайкой, мишкой, совой, итд. Ребенок сам выбирает героя и общается с ним, открывая свои переживания и получая поддержку.
— О каких вещах говорят с детьми «Смешарики»?
— О самых разных: от разных форм взаимоотношений до культуры и искусства. А также о таких сложных вещах, как смысл жизни, религия, добро и зло, хорошее и плохое, справедливость и её относительность. Например, в сериях «ПинКод» есть образовательные вставки, где рассказывается об химии, физики, биологии, астрономии и параллельно развивается линия отношений, взаимодействия друг с другом персонажей. Эти мультфильмы уже нацелены на детей более старшего возраста.
— Чему они могут научить?
— В первую очередь, разнообразию и принятию. Хотя у героев сериала разные характеры, это не мешает им уважать особенности друг друга и учитывать их в общении. Вспомнить только серию «Рецепт хорошего отдыха», когда книга с рецептами Совуньи слегка пострадала в мясорубке, из-за чего она погрузилась в ступор. Друзья же сплотились и бросили все силы на то, чтобы восстановить книгу и помочь Совунье выйти из шокового состояния, не высмеивая и не обесценивая ее чувства. Ведь то, что не имеет значения для нас, может быть ценно для других. При этом родители могут обсудить с детьми еще несколько моментов: книга могла бы не испортиться, будь Нюша более внимательна, а если бы Совунья не была такой тревожной, она более спокойно пережила утрату книги — не все вещи заслуживают таких переживаний.
Серии учат находить общий язык друг с другом, договариваться и идти на компромиссы, и всегда оставаться в диалоге. Так, в серии «Как собрать друзей по-быстрому» мы видим скучающую Нюшу, которая притворяется больной и устраивает заварушку только потому, что слишком эмоциональна и обидчива. При этом друзья принимают ее особенность. Конечно, в финале серии мы понимаем, что лучше проговаривать словами свои желания, чтобы никто не пострадал.
В серии «Лили» Крош не оставляет друга одного даже в опасной ситуации, ведь он видит необъяснимую озабоченность Ёжиком незнакомкой Лили. Несмотря на то, что она оказывается лишь фото с этикетки лимонада, Крош не обижается на Ёжика. А родители могут обсудить с детьми важную мысль: не стоит рисковать собой и друзьями ради неизвестности.
Каждая серия — вот такой простой сюжет часто с открытым финалом, и главное в мультфильме не поиск истины, а возможность обсуждать с ребенком то, что ему кажется важным.