Произведения из личного собрания Владимира Спивакова в Музее русского импрессионизма
Обширная и разнообразная коллекция объединила русскую живопись и графику рубежа
Среди произведений русского искусства рубежа
Личными историями наполнена вся коллекция: например, «Циркачек» Артура Фонвизина маэстро подарила вдова знаменитого художника, а «Женский портрет» Ладо Гудиашвили — дар самого автора. Знаточеский взгляд позволяет Владимиру Спивакову находить сокровища на блошиных рынках: некоторые акварели Александра Серебрякова, сына художницы Зинаиды Серебряковой, музыкант нашел именно там.
Несмотря на разнообразие и обширность классической составляющей коллекции, наиболее значимая часть собрания представлена произведениями современного русского искусства. К этому направлению относятся работы неоакадемиста Егора Острова, нонконформистов Владимира Немухина и Бориса Жутовского, представителя московского концептуализма Игоря Макаревича и художника-кинетиста Александра Григорьева.
В пространстве экспозиции философские образы из серии «Галерея Пиноккио» Игоря Макаревича перемежаются с монументальными «ликами» Егора Острова, интерпретатора работ старых мастеров в стилистике оп-арта.
Помимо живописных произведений, в экспозиции будет показан кинетический объект петербургского художника Александра Григорьева «Взаимопроникновение», которую Владимир Спиваков называет воплощением «музыки сфер». «Работы Григорьева минималистичны. Они напоминают мне музыку Арво Пярта. Его композицию "Взаимопроникновение" я очень люблю, она такая "звучащая". Изначально Григорьев воплотил этот тонкий замысел в стекле. Но этот "стеклянный" вариант, к сожалению, не сохранился», — комментирует Владимир Спиваков.
Отдельного внимания заслуживает редкая подборка произведений народного искусства Западной Европы конца XIX — начала XX веков — работы мастеров подстекольной живописи. Маэстро начал собирать «стекла» во французском Кольмаре, где ежегодно проходит международный музыкальный фестиваль под его руководством. Спиваков рассказывает: «Однажды в одном из антикварных магазинов в Кольмаре я увидел яркие расписные "стекла" на религиозные темы. Я поинтересовался, что это за произведения, зная, что Василию Кандинскому нравилась народная живопись на стекле. С тех пор я решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной работы». Всего в состав экспозиции включены более 20 «стекол»: это образы святых и сюжетные композиции, которые описывают полный цикл земной жизни Христа.
Неслучайно выбрано название выставки — «Увлечения». Мало кто знает, что некогда начинающий скрипач Владимир Спиваков серьезно обучался живописи и стоял перед выбором: быть музыкантом или художником. Выбрав однажды музыку, маэстро не утратил страсть к изобразительному искусству. По сей день живопись остается одним из его главных увлечений наравне с увлечением всей его жизни — музыкой. Более 100 работ из своей коллекции Владимир Спиваков подарил Московскому международному Дому музыки, которым руководит уже 15 лет.
К открытию выставки будет издан иллюстрированный каталог, в который войдут интервью Владимира Спивакова и эссе о важнейших разделах коллекции маэстро, в частности, первый исследовательский обзор собрания подстекольной живописи.