Честный трагикомический сериал о буднях выживания матери-одиночки с двумя детьми в российских реалиях, о которых она вещает со сцены маленьких баров и кафе. 49-летняя Лена, артистка эпизодов, дважды бывшая жена двух актеров, которые не платят алименты (или же это вырванные клещами копейки), становится стендапером поневоле. Во-первых, за это дают гонорар, во-вторых, куда легче справляться, когда о своих бедах рассказываешь первым встречным, а они в ответ смеются и хлопают. Всем причастным к жизни-борьбе, когда одна в метро, одна в магазине, долги по квартире и сборам в садике, «негуляная» собака, на ночь укрываешь детей, ложишься в кровать без мыслей, а в сердце бездна любви, посвящается.
«Я не шучу», «В гостях у Элис» и другие фильмы о радостях и тяготах жизни после сорока
«Я не шучу», сериал, Россия, 2021
«Женщины за 40»/On the Verge, сериал, Франция, 2021
Французский «Секс в большом городе», в котором меньше гламура и больше тонких моментов. И хотя живут героини в Лос-Анджелесе, проблемы озвучиваются более глубинные, чем принято в американских сериалах про четырех разных подруг. Это не странно, ведь снимала фильм француженка Жюли Дельпи. Она же сыграла одну из героинь — шеф-повара Жюстин, пишущую бесконечную книгу о дыре в душе, сидя в кладовке, чтобы спрятаться от редко покидающего квартиру, желчного безработного мужа.
У других трех раны не меньше. Ясмин никак не выйдет из декрета, особенно после фразы работодателя «сотрудники будут слегка юны для вас». Элл пытается заработать на жизнь, пока над ней посмеиваются ее собственные дети, чьи три разных отца находятся неизвестно где. Энн нянчится с молодым мужем, пытаясь отражать атаки его авторитарной матери. Всем четырем хорошо, когда они дружно напиваются на вечеринке, как будто остального мира больше не существует, а есть только их задорный смех, исцеляющий любую боль.
«В гостях у Элис»/Home again, США, 2017
В день своего 40-летия Элис (Риз Уизерспун) плачет в ванной, а ее дочери колотят в дверь с плакатом в руках, желая поздравить маму. Элис пытается бодриться и шутить, но очевидно, что от этой тревожной даты она ожидала чего-то большего. Бывший муж (Майкл Шин) звонит с поздравлениями: «Ну удачи тебе». И удача приходит. В виде трех молодых начинающих режиссеров, выселенных из квартиры за неуплату и пропивающих последнее в том же ресторане, в котором Элис отмечает свой грустный юбилей. Барная стойка, случайный разговор. И вот уже 20-летние парни перемешиваются с 40-летними девчонками.
Банальное начало, но интересное продолжение. Оказывается, Элис – дочь известного режиссера и легендарной актрисы. Проснувшись в ее доме, парни раскрывают рты, узнав ее знаменитую маман, а та уговаривает дочь поселить троицу в гостевом домике. Молодая кровь обновляет взрослый кризис Элис без пошлости и шаблонов. Легкий, приятный фильм, смешной ровно настолько, насколько на это способна американская комедия, показывающая чуть причесанную жизнь, в которой уютно даже когда приходит время паники и грусти.
«Мосты округа Мэдисон»/The bridges of Madison country, США, 1995
Экранизация одноименного романа Роберта Джеймса Уоллера, профессора экономики, не имеющего отношения к литературе. Эту историю он написал всего за 11 дней, просто чтобы подарить друзьям. И фильм, и книга имели бешеный успех. При бюджете в 24 миллиона мелодрама собрала 182 миллиона долларов по всему миру, а тираж романа превысил 60 миллионов экземпляров, став одним из главных бестселлеров ХХ-го века. Так что же в нем такого?
Обычная мимолетная интрижка двух взрослых людей. Всего четыре дня, о которых они помнили весь остаток жизни. Секрет же в том, что Франческа (Мэрил Стрип), замужняя женщина, тихо живет на захолустной ферме в Айове, решила не покидать семейную матрицу, зная, что ее случайный возлюбленный фотограф Роберт Кинкейд (Клинт Иствуд) – абсолютная ее половинка. Тоскливая неизбежность, задевшая за живое многих, проходящих похожий этап. «Женщина делает свой выбор, когда выходит замуж и рожает детей. С одной стороны, ее жизнь начинается, с другой – это конец», — говорит Мэрил Стрип, глядя в глаза Клинту Иствуду. За эту роль актрису номинировали на «Оскар».
«Прогулка под весенним дождем»/A walk in the spring rain, США, 1970
Старая добрая классика, поднимающая по-прежнему актуальные темы. Как не потерять себя, когда ты только начинаешь быть матерью, как избежать бессмысленности, когда у тебя уже внуки. Героиню Либи играет разменявшая пятый десяток Ингрид Бергман, которой возраст только к лицу. Ей скучновато с мужем, пишущим в их совместной поездке «сухой и педантичный» учебник, и интересно с новым знакомым Уиллом (Энтони Куинн), хозяином деревенского дома, у которого они снимают жилье. Рядом с ним ее жизнь наполняется яркими солнечными кадрами, пением птиц и красивой музыкой. Но что она выберет – стать никем, как все леди ее возраста, отдав себя в няньки внуку и партнеры пресному супругу, или ухватить свой кусок счастья? Фильм дает печальный ответ, но заставляет задуматься об альтернативном.