«Взрослая» любовь и ребёнок: 5 лучших фильмов об отношениях с большой разницей в возрасте
Почему подростки влюбляются во взрослых состоявшихся людей — своих учителей, друзей родителей или родителей одноклассников? Как возникают такие пары, что ищут партнеры друг в друге и всегда ли такие романы обречены на трагический финал? Разбираемся вместе на примере пяти фильмов, вышедших в прокат за последние 10 лет.
«Роман»
2018, Норвегия
Как могли решиться на отношения взрослая учительница и ученик? Аните, главной героине, 42 года, она преподает в школе физкультуру старшеклассникам. Но ни возраст, ни трудоустроенность, ни статус замужней женщины, ни иные атрибуты её «взрослой» жизни не введут в заблуждение зрителя. Сразу подмечаешь, что Анита очень инфантильна. Это так и не повзрослевшая девочка, которую очень ярко отыгрывает норвежская актриса Андреа Брайн Ховиг (она известна по картине «Надежда» из шортлиста «Оскара-2021» за лучший иностранный фильм).
Сюжет фильма на первый взгляд банален. Брутальный и дерзкий юноша положил глаз на свою красивую, подтянутую учительницу. Она следит за собой, ведет активный образ жизни, что не мешает сразу после пробежки проглотить огромный кусок пиццы. Анита будто бы соткана целиком из подростковых противоречий. А харизматичный Маркус, её ученик, в тот же период переживает бурное взросление. Мальчик-подросток чувствует, как становится мужчиной и ищет некий «полигон для испытаний» своего обаяния и темперамента. Ему страстно требуется новый опыт.
А она давно живет в браке и тоже нуждается в новом опыте. Можно было бы посоветовать героине разнообразить свою семейную жизнь, где она очевидно откровенно скучает. Но Анита выбирает иной путь и вступает в тайные и запретные отношения с молодым юношей. Можно ли сказать, что «так проще»? Не является ли это фатальной ошибкой? А может быть, это еще одно проявление инфантилизма героини? Эта история очень красиво снята, потрясающе оформлена музыкой и мастерски сыграна. По мере просмотра забываешь, что в фильме есть кто-то еще, кроме пары главных героев, и весь мир будто бы замкнут только на них двоих.
«Май декабрь»
2023, США
В английском языке есть устойчивое словосочетание: «май-декабрь». Так говорят о парах с заметной разницей в возрасте. Главные герои картины, Грейси и Джо — семейная пара, жена старше мужа более, чем на 20 лет. Их роман когда-то вызвал сенсацию и общественное негодование, а женщина провела за решеткой положенный срок за совращение малолетнего. Но теперь у пары трое детей, и спустя годы их историю хотят экранизировать. Казалось бы, герои давно повзрослели, страсти и эмоции улеглись. Можно вспомнить всё отстранённо и на холодную голову. Но в их жизнь вторгается молодая актриса. Она работает над образом, готовится к роли, но тем самым вскрывает все болевые точки и старые раны героев.
Те, кто уже посмотрел картину, отмечают, что в ней очень много юмора, но не светлого, а агрессивного, циничного, местами злого. Такой юмор бьет наотмашь и его обычно называют «суровой правдой жизни» — это настолько смешно, что плакать хочется. Натали Портман в роли киноактрисы и Джулианна Мур в роли ее прототипа — настоящие исчадия ада, токсичные и жестокие манипуляторши. Только одна пытается оправдать себя спустя годы жесточайшей травли. А другая ни перед чем не останавливается, чтобы во имя искусства создать достоверный образ.
В фильме великолепная актерская игра, роскошные пейзажи и очень красивый, но совсем не мудрёный метафорический язык. Третий главный герой, мальчик-муж Джо, увлекается разведением редких бабочек. Это единственное для него личное пространство, куда не вторгаются ни дети, ни киношники, ни его взрослая, властная и глубоко травмированная жена. Джо мечтает, как его питомцы, однажды превратиться из куколки в бабочку и обрести свободу. Ему не нужен ни этот брак, ни этот фильм, ни внимание к своей персоне. Но он единственный из героев, кому сопереживаешь и надеешься, что он всё-таки достойно пройдёт испытания, ниспосланные жизнью.
«Уна»
2016, Великобритания, США, Канада
Девушка Уна (Руни Мара) встречает мужчину, с которым у неё в детстве была сексуальная связь. Ей было 13, ему — за 30, и когда всё вскрылось, он по всей строгости правосудия отправился за решётку. 15 лет спустя герои встречаются вновь. Рэй (Бен Мендельсон) искупил своё преступление и пытается наладить мало-мальски спокойную жизнь. Между ними должен быть сыгран некий заключительный акт их трагической пьесы, чтобы каждый мог дальше жить без оглядки на прошлое. Но отпустить это прошлое оказывается очень трудно. Уна за 15 лет так и не поняла, почему связь с взрослым мужчиной — это запретно и плохо. А герой так и не смог признать, что поступил слабовольно, пойдя на поводу у своих плотских желаний и прикрывая их романтическими чувствами, вспыхнувшими к девочке.
Режиссёр постоянно ставит перед зрителем вопросы и предлагает разобраться, кто есть кто. Кем является девочка в этой истории? Однозначно ли она жертва или маленькая влюблённая глупышка, которая буквально преследует своего взрослого кумира и готова сделать для него всё? Даже то, чего он, в сущности, не желает. Флэшбеки воспоминаний Уны, перемешанные с событиями из основной временной линии фильма, только усиливают ощущение хаоса. Став взрослой, она по-прежнему хочет преследовать своего давнего возлюбленного, пытается отомстить и разрушить его нынешнюю жизнь. А герой никак не может поверить в то, что он больной человек, и продолжает лгать девушке и самому себе о любви.
Отдельного внимания заслуживает режиссёрская работа. Большинство сцен сняты на складе, и это, конечно, эффектная метафора. Такие декорации олицетворяют всё, что творится в душе маленькой девочки, перенесшей тяжёлую травму и похоронившей её внутри огромного склада собственной памяти. За 15 лет не нашлось ни одного человека, кто бы помог Уне навести на этом складе порядок, выбросить хлам и больше не блуждать в этих мрачных лабиринтах подсознания. А у зрителя за время просмотра картины должен появиться свой ответ на вопрос: возможна ли любовь между ребёнком и взрослым и существовала ли она в данном случае?
«Минута молчания»
2016, Германия, Дания
В небольшом рыбацком городке на берегу Балтийского моря перед самым началом учебного года зарождается трогательный роман: ученик влюбился в свою учительницу. Симпатия между героями оказывается взаимной. Кристиану 18, а новая учительница по английскому Стелла — молодая, но все-таки взрослая женщина. Стелла (Юлия Кошиц) и Кристиан (Йонас Най) постепенно сближаются, у них завязываются отношения, притом довольно страстные.
В фильме много красивых сцен, иллюстрирующих первую любовь юноши. Это и праздник урожая, традиционного для этого маленького городка, где Кристиан завоевывает внимание и восхищение Стеллы. И тайные встречи влюбленных на пляже, где они нашептывают друг другу свои секреты. И нарастание близости, которое всё труднее скрывать от окружающих, родителей, одноклассников. И прогулки по морю вдвоем. Драматический поворот случается именно во время такой прогулки. Женщина падает за борт, получает травмы, несовместимые с жизнью и впоследствии погибает в больнице. Юноше даже не позволяют увидеться с ней в больнице, когда возлюбленная еще жива.
Это фильм о первой любви, но больше — о первой скорби. Кристиан вместе с одноклассниками стоит у мемориала Стеллы. Каждый потрясен случившимся, но зрителю постепенно раскрываются чувства именно этого мальчика, вынужденного стремительно повзрослеть после глубокой утраты. Его глазами нам показана вся история его первой любви, полной ошибок, невинных шалостей, страхов, глупостей и огромной надежды на то, что всякая любовь будет длиться вечно.
«Рассказ»
2017, США, Германия
Биографическая картина, сценарий который написала по собственным воспоминаниям режиссёр Дженнифер Фокс. Однажды мать героини, взрослой документалистки, обнаруживает детский рассказ своей дочери. Прочитав его, мать приходит в ужас: оказывается, у её малышки в 13-летнем возрасте была связь со взрослым мужчиной. Между тем, у самой героини абсолютно отсутствуют эти воспоминания. Произошло вытеснение: она попросту забыла всё, что связывало с этим травматичным опытом из далёкого прошлого. «Рассказ» прежде всего повествует о том, какие игры заводит с нами психика, уничтожая и подавляя болезненные переживания.
Маленькая Дженнифер увлечённо занимается верховой ездой и бегом, работает над спортивными результатами. В конной школе-интернате к победам её ведут прекрасный 38-летний тренер и его подруга-помощница. Тренер говорит девочке о ее необычности, о доверии, любви и заставляет её ощутить себя взрослой и выдающейся личностью. Увы, все эти разговоры имеют под собой только одну цель... В фильме откровенно и местами чрезвычайно жестоко показаны и поведение жертвы, и психология преступника. У взрослого преступника-тренера есть сообщница в исполнении Элизабет Дебики (Диана из сериала «Корона»). Красивая и добрая молодая женщина цинично помогает своему приятелю-любовнику добиваться взаимности от несовершеннолетних девочек.
Для психики ребёнка этот факт оказался настолько невыносимым, что повзрослевшая главная героиня забыла даже эту красивую женщину, и всё, что она совершила. Картина очень эффектно и эстетично снята. Максимально точно и с глубоким знанием психологии показаны чувства героини как в детстве, так и во взрослом возрасте. Именно на психологический аспект здесь сделан очень серьезный акцент, и это неслучайно.
Без сомнения, проблема, поднятая в этом и других фильмах подборки, несмотря на свою крайнюю степень болезненности и драматичности, крайне важна и ее нельзя замалчивать. Только информированность может предотвратить повторение подобных ситуаций. Героиня «Рассказа» демонстрирует, как травмирующие истории могут спрятаться в глубинах памяти, опуститься на дно подсознания и, не исключено, оказывать скрытое влияние на дальнейшую жизнь человека.
Что еще посмотреть
- «Чтец» (2008)
- «Аквариум» (2009)
- «Гуманитарные науки» (2012)
- «Молли Максвелл» (2013)
«Учительница французского» (2019)
«Гуров и Анна» (2014)