Спилили перила на пирсе и нарисовали театр: где и как снимали сериал «Раневская»
Таганрог, родной город Раневской
Детство и юность актрисы прошло в Таганроге. Здесь Раневская росла, училась, здесь она заболела театром. И отсюда она уехала, чтобы реализовать себя в актёрской профессии. Поэтому большинство эпизодов начала сериала снимали в родном городе актрисы. Готовились к съёмкам в Таганроге почти месяц, искали локации, тщательно собирали декорации, а вот снимали всего две недели. Если вы не бывали в Таганроге — то посмотрите сериал «Раневская», чтобы уловить удивительную атмосферу этого аутентичного приморского города. Рельефный, с перепадами высоты, со старыми улочками и новыми домами, по нему хочется гулять пешком, чтобы ловить вот эту атмосферу вековой и полувековой давности...
Как рассказал режиссер сериала Дмитрий Петрунь, съёмочной группе пришлось плотно поработать, чтобы максимально воссоздать реальный облик дома, где прошла юность Раневской: «Съёмки — это довольно сложный технологический процесс, и тот дом, где жила Фаина Георгиевна сложно использовать для кинокартины, потому что он жилой. Поэтому локацию было решено поменять. Здесь, в центре Таганрога, мы нашли идеальное место. По задумке в этом доме прошли её юношеские годы: 19-летие, когда она занималась в театральной студии, первые влюбленности, конфликт с отцом и побег из дома».
Во время съёмок эпизодов возле дома Раневской улицу не перекрывали. Поэтому любопытные таганрожцы могли совершенно спокойно наблюдать за процессом работы съёмочной группы. Не каждый день ведь можно увидеть, как снимается кино. Дмитрий Петрунь вспоминал: «Во время съемок очень смешно наблюдать за людьми. Мы, например, выстроим историческую улицу: лошади запряжены в повозку тех времен, люди в исторических костюмах. Кадр к съемке готов. Как тут из соседнего магазина выходит человек в "хорошем настроении", он беззаботно несет свои звенящие покупки в стекле домой, а перед его глазами едет повозка с кучером. Представляете реакцию? Я всегда говорю: давайте такое снимать — обаятельные и смешные моменты!»
Москва: «Живу над хлебом и зрелищами»
В Москве съёмочная группа сериала провела очень много времени. Оно и понятно, ведь большую часть своей жизни Раневская провела в столице. Сюда она равалась, здесь ей пришлось пережить время, когда юную провинциалку с нестандартной внешностью не хотели брать ни в одном театре... И именно здесь она стала той самой Раневской, которой до сих пор восхищается вся страна.
Одно из знаковых мест — квартира в доме на Котельнической набережной. Интересно, что жила актриса над булочной, рядом с которой в том же доме был кинотеатр «Иллюзион». Помните шутку Раневской: «Живу над хлебом и зрелищами»? Ну так вот, именно эту квартиру и нужно было воссоздать съёмочной группе сериала. Пришлось снимать её в нескольких локациях. Снаружи в кадре был тот самый исторический дом в знаменитой «сталинской высотке». А эпизоды внутри квартиры Раневской снимали в высотке на Красных воротах, где удалось найти помещение с подходящим интерьером. Оставалось лишь дополнить всё это яркими и достоверными деталями...
Практически в реальной обстановке снимались и эпизоды в театре Моссовета, где Раневская служила более четверти века. Для полной достоверности съёмочная группа воссоздавала обстановку в театре прошлого века и декорации спектаклей, где играла актриса.
Кроме этого создатели «Раневской» побывали со съёмочной группой на Красной площади, на Новодевичьем кладбище, в МХТ имени Чехова, на Николиной горе и в павильонах Мосфильма. И везде пришлось «состаривать» действительность, ведь многие события прошли очень давно... Посмотрите на канале Цитаты кино отрывки из фильма «Подкидыш» с той самой фразой Раневской: Муля, не нервируй меня!
Санкт-Петербург: встречи с Ахматовой
Съёмочная группа провела здесь немало времени по нескольким причинам. Во-первых, это был знаковый город для Фаины Раневской. Во-вторых, в Санкт-Петербурге жила поэтесса Анна Ахматова, с которой Раневская дружила всю жизнь. Актриса писала об этом: «Я познакомилась с Ахматовой очень давно. Я тогда жила в Таганроге. Прочла её стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я, кажется, сказала: "Вы мой поэт", — извинилась за нахальство. Она пригласила меня в комнаты — дарила меня дружбой до конца своих дней».
Осенью 1941 года Раневская и Ахматова почти одновременно эвакуировались в Ташкент. Ехать так далеко ради пары съёмочных дней создатели сериала посчитали нерациональным. Поэтому роль Ташкента в фильме сыграли железнодорожные пути в Шушарах, где до сих пор стоят исторические вагоны. Кроме этого, в Питере снимали рабочие будни Раневской на Ленфильме, Дом культуры общества глухих «превратили» в румынский кинотеатр, а Дом композиторов — в экранный театр Корша.
Выборг: сыграл роль Парижа и Евпатории
Этот город, сохранивший множество исторических зданий и улочек, «сыграл» несколько европейских и российских городов. Так, именно здесь снимали эпизоды с участием отца Раневской, Гирша Фельдмана, в период, когда он с женой жил в Румынии. Кроме этого, в Выборге пришлось снимать сцены в Париже и Евпатории. Так как Раневская много путешествовала, создателям фильма нужны были «вокзальные» сцены. Собирательную роль единого пункта для всех отправлений актрисы в сериале отлично выполнил Выборгский вокзал.
Ростов-на-Дону: знакомство Раневской с Вульф
Именно здесь, в Ростове-на-Дону, юная Фанни Фельдман познакомилась с уже известной и успешной актрисой Павлой Вульф, которая станет подругой и учительницей Раневской. Для Фаины Георгиевны это была знаковая фигура, она писала в своём дневнике: «Павла Леонтьевна Вульф — это имя для меня свято. Только ей я обязана тем, что стала актрисой». В Ростове-на-Дону съёмки сериала проходили в парке Горького и у ТЮЗа. Посмотрите на канале В рейтинге трейлер сериала.
Кронштадт: спилили перила на пирсе
Не зря этот город называют «самым киношным» в стране. Он очень атмосферный, здесь сохранилось много исторических зданий. Неудивительно, что кинематографисты приехали сюда, чтобы отснять часть материала. Чтобы снять кронштадтский пирс таким, каким он был в начале прошлого века, съёмочноё группе пришлось спилить все перила. Не беспокойтесь, по большому счёту пирс не пострадал, после съёмок создатели фильма всё вернули в изначальный вид.
Ярославль: МХАТ на хромакее
В Ярославле съёмочная группа воссоздала декорации московской коммуналки, в которой Фаина Раневская жила до того, как переехать в квартиру на Котельнической набережной. Нашли дом под снос, облагородили подъезд, двор и одну из квартир, поклеили обои и покрасили потолки, понатащили туда мебели... Получилось очень красиво. И нет, обратно в первоначальный вид, ту квартиру и тот подъезд, никто, естественно, не возвращал...
Кроме этого, в Ярославле проходили все съёмки сериала, со сценами возле МХАТ имени Чехова почти вековой давности (возле современного театра ничего подобного снять бы не удалось). Для воссоздания нужной атмосферы, декораторы фильма сделали копию двери в театр с крыльцом и ступеньками, брусчатку, натянули хромакей и рисовали здание МХАТ в цифровом виде. И потом, в этих сложных декорациях, вели съёмки.
Как снимали сериал «Раневская»
Всё было непросто, ведь создатели картины прекрасно понимали, что к Раневской в России особое отношение. Это тот самый случай, когда актриса, которая всю жизнь была во втором эшелоне и практически никогда не получала в кино главных ролей, позже стала культовой личностью для всей страны. Воссоздать её образ на экране? Для этого нужно было иметь огромную смелость.
Возможно именно поэтому к созданию сериала подходили так тщательно. И долго. С момента возникновения самой идеи снять такой сериал, до выхода его в эфир прошло больше десяти лет. Идея появилась ещё в 2012 году, но сама работа над сериалом началась в феврале 2016 года. Планировалось, что изначально в сериале будут играть другие люди. Так, Софья Письман должна была сыграть Фаину Раневскую в зрелости, Павлу Вульф — Мария Порошина, Владимир Симонов — Василия Качалова, Сергей Барковский — Юрия Завадского, а Артур Ваха — Гирша Фельдмана. Но позже всё переиграли.
В результате главную роль в сериале получила актриса Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук и художника Сергея Цигаля, правнучка Мариэтты Шагинян. Василия Качалова сыграл Александр Домогаров, Павлу Вульф — Полина Кутепова, Любовь Орлову — Ирина Гринёва, Юрия Завадского — Даниил Спиваковский, Анну Ахматову — Юлия Авшарова, а Екатерину Гельцер — Эмилия Спивак. Всего же в сериале снялось около 150 актёров. Да, вот такой огромный людской водоворот.
Очень тщательно создатели сериала искали актрису на роль Раневской. Оно и понятно, исполнительнице этой роли выпала сверхзадача: повторить неповторимую Раневскую. Важно было, чтобы исполнительница сильно отличалась от других актрис. А ещё создатели фильма поставили перед собой задачу: найти очень талантливую, но не очень известную актрису.
Как рассказал режиссёр сериала Дмитрий Петрунь: «У нас кастинг прошли довольно именитые актеры. Если бы взяли кого-то из них, создалось бы ощущение, что это просто женщина в маске и костюме. А этого как раз хотелось избежать. Тут важна внешность и внутренняя составляющая. Поэтому спустя долгое время на главную роль выбрали Мариэтту Цигаль-Полищук».
Три возраста Фаины Раневской
Временные рамки «Раневской» очень широкие, начинается фильм в 1915 году, а заканчивается в 1978. То есть, в начале сериала Фанни 19 лет, а в конце — 82. Как всё это сыграть одной актрисе? Несмотря на сложности, создатели сериала решили не менять актрис по мере того, как Раневская взрослеет и стареет. Мариэтта Цигаль-Полищук сыграла все возрастные периоды жизни актрисы. Причём, на момент съёмок ей было уже 36 лет. Как мы уже сказали выше, в начале сериала Раневской — 19. Гримерам пришлось изрядно потрудиться. Посмотрите на канале gobbi2354 последнее интервью с Фаиной Раневской.
Поэтому актрису гримировали в пять разных вариантов пластического грима. Кроме грима для юной Фанни был грим для Раневской в средние годы. И три разных возрастных гримма. И вот для того, чтобы состарить молодую актрису, каждый день на грим уходило по четыре часа!
Мариэтта Цигаль-Полищук рассказала, что далеко не сразу решилась сыграть Раневскую: «Я бесконечно много читала о Фаине Раневской, смотрела все сохранившиеся видео с ней. Перед сменой накануне смотрела, какой период жизни снимаем, пересматривала фильмы и другие записи с ней примерно того времени. Поначалу было сложно преодолеть ступор от ответственности: пугала и сложность роли, и величина личности, и многое другое... Постепенно ступор ушел из-за элементарного отсутствия времени на рефлексию. Мы старались, как мне кажется, не снимать впрямую биографическое кино... Очевидно, что я играю не саму Раневскую, а некоего персонажа, основанного на нашем (всей нашей команды) общем представлении о том, какой она была и что за путь прошла в жизни и профессии. Надо быть идиоткой, чтобы считать себя способной сыграть Фаину Георгиевну в точности такой, какой она была — Раневская неповторима».