Слёзы Ивлеевой и метод Янковского: как и где снимался сериал «Монастырь»
Поскольку в монастырях проходит значительная часть сюжета, выбору мест для съемки уделили особое внимание. Всего съемочная группа на этапе подготовки побывала в десяти обителях.
«Мы искали не просто место с историей, но и с красотой вокруг. Поскольку съемки проходили в разные времена года (зимой, весной), нам важно было показать, как меняется природа, — рассказывал в интервью КиноПоиску локейшен-менеджер Михаил Лонцих. - Вдобавок была задача от продюсера найти не слишком отдаленное место, чтобы артистам не приходилось добираться на отделанный остров за тысячу километров. В итоге остановились на Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях в Вологодской области».
Знакомиться с локациями группа поехала в ноябре, когда в Москве было около нуля градусов, налегке — в спортивных костюмах, кроссовках, легких куртках, — думая, что там примерно такая же погода, ведь ехать нужно всего пять-шесть часов. Когда коллектив приехал на место, людей ждал 30 градусный мороз.
Во время съемок погода киношников тоже не баловала, поэтому артисты пользовались согревающими пластырями, носили термобелье, отдыхали в палатках с газовыми обогревателями. И все же, рабочие смены по 12 часов на холоде были нелегкими.
Снимать в самих монастырях тоже было непросто. И Ферапонтов монастырь, и Кирилло-Белозерский — наполовину действующие обители, наполовину — музеи. Параллельно съемкам монахи жили своей жизнью, и с этим нужно было считаться, поэтому график съемок был составлен так, чтобы не мешать устоявшейся внутренней жизни обитателей монастырей.
Можно сказать, что в сериале представлен собирательный образ монастыря. В Кирилло-Белозерском монастыре 12 храмов на территории, шесть из них доступны для посещения, а службы проходят в двух. Поэтому киношники перемещались между храмами при выборе обстановки для той или иной сцены.
По словам киногруппы, братия отнеслась к ним очень благосклонно, несмотря на то, что большинство монахов и знать не знают, кто такая Настя Ивлеева. Монахи и служители ко всему относились с пониманием и помогали чем могли. А вот настоящих монашеских келий в сериале нет — они снимались в других помещениях монастырей, поскольку там одна архитектура, сводчатые потолки, похожее пространство.
Для Анастасии Ивлеевой роль Маши стала драматическим дебютом. В общей сложности новоиспеченная актриса была задействована в 40 съемочных сменах, которые, напомним, длились по 12 часов.
В один из дней из-за перенапряжения и усталости у нее случилась истерика. Правда, режиссер Александр Молочников отметил, что ни он, ни команда, на Ивлееву не в обиде. Напротив, и режиссер, и другие участники съемочного процесса дебютантку хвалили и поддерживали: ведь все остальное время Настя проявляла чудеса работоспособности и адекватности восприятия себя на новом поприще, она не сопротивлялась советам и старательно работала над ролью.
«Это было сурово — 12 часов на площадке в холод проводить. В этом плане Настя Ивлеева оказалась чудо-девочкой: выносливой, не капризной, понимающей, что надо работать и что это тяжелый труд», — добавил в интервью Михаил Лонцих.
Партнер Ивлеевой по фильму, Филипп Янковский, сыгравший священника — отца Варсонофия, рассказывал в свою очередь, что Ивлеева очень волновалась, потому что это ее дебют в большом кино.
«Она оказалась очень органичной, способной и желающей обучаться, развивающейся прямо в процессе фильма. Прекрасно работала, ни разу не опоздала, всегда знала текст. Показала свой уровень профессионализма, в котором мы и не сомневались», — сказал не только актер, но и режиссер Филипп Янковский. Кроме того, по его мнению, Анастасия разнообразила свою роль по сравнению с первоначальным сценарием и привнесла в образ Маши свои краски.
Разглядел потенциал Ивлеевой режиссер Александр Молочников. Изначально Настя планировала вплотную заняться актерским мастерством, а уже потом искать драматические роли. Однако Молочников поверил в ее потенциал и решил, что она уже готова к сложным перевоплощениям.
«Еще на пробах мне нужно было сыграть сцену, в которой моя героиня плачет. Я сразу подумала, что у меня ничего не получится, и, скорее всего, это не моя история, потому что заплакать в кадре я ни за что не смогу. Но в итоге все получилось буквально с первого дубля. Я просто старалась пережить эмоции своей героини», — рассказывала сама Настя.
С творческими вопросами Настя обращалась не только к режиссеру, но и к своему экранному партнеру Филиппу Янковскому. Он поделился с ней своим методом работы над ролью и запоминания текста: он постоянно повторяет реплики с разной интонацией в любой ситуации — во время обеда, перекура, грима. В итоге слова запоминаются до автоматизма и во время дубля можно сосредоточиться только на проигрывании эмоций и переживаний.
А еще в работе над ролью Ивлеевой помагал Борис Гребенщиков, но не лично, а посредством своего творчества. Чтобы поддерживать тяжелое эмоциональное состояние героини, она постоянно слушала песню БГ «Вечное возвращение».
К слову, съемочной группе пришлось не только мерзнуть, но довелось и погреться — на съемках в Тунисе, где работали над частью первой серии, которой по сюжету Мария живет на вилле подруги и ее мужа-миллиардера.
На момент съемок в мире была в разгаре пандемия коронавируса, в некоторых странах действовали очень серьезные ограничения. Организаторам показалось, что в туристическом Тунисе будет проще, а в итоге съемочная группа проходила контроль и таможню в течение восьми часов.
«Тунис — мусульманская страна со своими законами. Чем дальше мы отъезжали от туристических мест в глубину страны, двигаясь в сторону Сахары, тем сложнее было. Но все получилось, — рассказывал Михаил Лонцих. - Например, мы начали снимать сцену угона машины из первой серии, и в какой-то момент центральную площадь города перекрыли для нас, все подъезды, рынки. И это без всяческих согласований и разрешений».