Сказки ужасов: пять фильмов, снятых в СССР, которые реально пугали детей
№ 1. «Вий», 1967 год
Этот фильм, снятый режиссёрами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым считается первым советским фильмом ужасов и до сих пор считается самой известной экранизацией повести Гоголя.
Сказать, что временами там было очень страшно — ничего не сказать. Больше всего детей пугала сцена, где мёртвая панночка пытается прорваться за нарисованный круг. Дети, которых родители опрометчиво повели на «сказку», визжали, просили уйти из кинотеатра, а потом просыпались с криками по ночам.
Сама съемка фильма сопровождалась мистикой. Так, исполнительница роли мёртвой панночки, Наталья Варлей, вылетела из летающего гроба с большой высоты. В последний момент её спас Леонид Куравлёв, игравший Хому, но при этом травмировал руки, из-за чего не мог сниматься неделю. Позже деревянная церковь, в которой Хома читает заупокойную службу, сгорела.
Однако «Вий» стал одним из лидеров советского кинопроката, собрав 32,6 миллионов зрителей, его катали по всему миру, в том числе в США. О нём очень хорошо отзывался Альфред Хичкок.
№ 2. «Варвара-краса, длинная коса», 1969 год
Вроде бы ничего особенного, сказка да сказка... Но как же напугала тогда советских детей эта синеватая рука с когтистыми пальцами, которая вылазила из любого источника или тазика с водой с воплем: «Должок!». Кому-то она снилась, кто-то наяву боялся полной ванны, таза и даже кружки с полной водой...
Известно, что эту пугающую (искусственную, кстати) руку держал будущий руководитель «Ералаша» Борис Грачевский. Он помогал режиссёру Александру Роу на съёмках фильма. По иронии судьбы человек, который потом смешил детей страны много лет, вначале своей карьеры серьёзно их напугал.
№ 3. «Финист — Ясный сокол», 1975 год
Этот фильм, который стал последней работой Александра Роу, продолжал снимать его ученик — режиссёр Геннадий Васильев. И всё здесь такое яркое, лубочное, светлое... Казалось бы.
За исключением сцен, где колдун превращает Финиста в чудовище. Костюмеры, конечно, изрядно постарались. И это чудовище получилось реально пугающим. Утешало детей только то, что чудовище было «на лицо ужасное — доброе внутри».
№ 4. «Сказка Странствий», 1982 год
А здесь советских детей до ужаса напугала сцена с Чумой, до которой дотрагивается ребёнок и умирает... Многие советские дети после этого на всю жизнь заработали мизофобию (боязнь инфекционных заболеваний).
Сейчас, современных детей, наверное, этим уже не пронять, на фоне недавних новостей о пандемии. И вообще «Сказка странствий» Александра Митты — очень красивая и философская картина, а роль бродячего учёного Орландо, стала одной из лучших ролей Андрея Миронова. Но факт остаётся фактом. Боялись.
№ 5. «Морозко», 1964 год
Фильм, который Александр Роу снял в 1964 году, попавший в эту подборку, советских детей, практически не напугал. Более того, он не напугал и многих детей за рубежом. Его даже полюбили, в Чехии, например, этот фильм стал культовым, его смотрят перед Новым годом, как мы — «Иронию судьбы». А Стивен Спилберг считает, что «Морозко» — предтеча многих голливудских фильмов.
Однако американские зрители посчитали наш фильм слишком странным и страшным для детей. Они увидели картину, полную сюра: живые деревья, жуткая Баба-Яга, главный герой с медвежьей головой, грибы-гномы, а также, совершенно непонятный им «дом на ногах». Ну и Морозко для них стал жутким персонажем, который замораживает деревья и убивает птиц. А для нас это просто Дед Мороз. Всё-таки, что значит коллективный менталитет...