«Самая обаятельная и привлекательная»: почему Ирину Муравьеву пришлось уговаривать на роль полгода?
Геральд Бежанов писал сценарий фильма и образ Нади Клюевой специально под Ирину Муравьеву. К тому времени уже вышли «Карнавал» и «Москва слезам не верит», актриса была настоящей звездой. Но посвящение в виде сценария она совсем не оценила и сниматься отказалась. Ей хотелось серьезной вдумчивой роли в авторском кино, а не играть очередную дурнушку, да еще в производственной комедии про сотрудников какого-то НИИ с их проблемами.
Бежанов хоть и не был маститым режиссером, сдаваться не собирался. Он полгода брал актрису измором: караулил ее у театра имени Моссовета, где та служила, поджидая после спектаклей, вышел на ее мужа и воздействовал через него, пытаясь уговорить Муравьеву. В итоге, директор картины Галина Белинская встретилась с актрисой и все же убедила ее сыграть Надю Клюеву. Согласившись и сыграв эту роль, Муравьева не видела фильм целиком, а увидела его совершенно случайно, спустя много лет. И, по собственному признанию, влюбилась в него не меньше, чем зрители.
Бежанову удалось собрать в «Самой обаятельной и привлекательной» целое созвездие советских актеров: Александра Абдулова, Леонида Куравлева, Александра Ширвиндта, Людимилу Иванову, Михаила Кокшенова, Александра Носик, Ларису Удовиченко и, конечно, Татьяну Васильева, сыгравшую Сусанну. Правда, в процессе написания сценария, Геральд Бежанов представлял в этой роли Любовь Полищук, но актриса была слишком занята съемками в других фильмах. Проходившая пробы на роль Сусанны Инна Чурикова играла ее слишком уж академично и глубоко, Васильева же оказалась попаданием в яблочко.
Тем не менее, обстановка на съемках была конфликтная. Когда Бежанов снимал фильмы по собственным сценариям, он был очень требовательным и не допускал экспромтов. То ли из-за недостаточной известности режиссера и его авторитета, то ли по каким-то другим причинам, часто актеры вели себя не самым лучшим образом: опаздывали на съемки, приходили, не выучив роль, и начинали импровизировать.
«Многих мой подход раздражает, народные и заслуженные пытаются импровизировать: "А давайте это выбросим! А давайте я сделаю так!" Я говорю: "Вы варитесь в малюсенькой композиции, а я создаю партитуру". Мы с Куравлёвым друзья, он скрипел, но всё равно делал так, как написано. Абдулов страшно раздражался, Васильева тоже», — вспоминал режиссер о днях съемок.
В разгар съемок сцен в конструкторском бюро внезапно исчез Александр Абдулов, а без него было не обойтись. Артист сказал режиссеру, что заболел, а сам уехал на гастроли на Сахалин и отсутствовал две недели. Когда на «Мосфильме» узнали об этом, Абдулова хотели уволить из картины, но Бежанов его отстоял — уж очень не хотел он менять исполнителя роли красавчика Володи.
Татьяна Васильева и вовсе довела Геральда Суреновича до инфаркта. Актриса начала сниматься блондинкой, а потом неожиданно перекрасила волосы в рыжий цвет. Более того, она убеждала режиссёра, что ничего не меняла, а оператор ей подыгрывал, говоря, что день назад актриса выглядела точно так же... Бежанов так разнервничался, что у него случился микроинфаркт, и режиссер провел месяц на больничной койке. Несмотря на конфликт и вполне справедливые претензии, перекрашиваться в блондинку снова Васильева отказалась категорически, поэтому половину фильма она появляется в головных уборах, благо образу экстравагантной Сусанны это не противоречит.
Пострадал на съемках и Владимир Носик. Он умудрился сломать палец на ноге во время съемок сцен игры в настольный теннис, однако, на съемочном процессе это не сказалось.
Впрочем, попадание в образ Людмилы Ивановой тоже было удивительно точным. В фильме она пыталась сосватать Наде Клюевой Лешу Пряхина и в реальной замечательная актриса нередко выступала в роли свахи. Как раз во время съемок Людмила Ивановна помогла устроить личную жизнь коллеге мужа, который даже внешне был похож на Пряхина. А всего на ее счету было около десяти сложившихся браков.
В фильме было несколько интересных эпизодических ролей. Например, девушку Ларису, которая жила в одном гостиничном номере с Надей Клюевой и была очарована «дрессировщиком собачек» в исполнении Леонида Куравлёва, сыграла его собственная дочь Екатерина. А Свету, которая хотела пойти с Володей на концерт Джанни Моранди, сыграла Вера Сотникова, — для неё это была третья роль в кино. А в к кафе, куда приходят Надя и Сусанна, на саксофоне играл Владимир Маркин — на тот момент, недавний выпускник энергетического института и будущий известный певец.
Бюджет картины был более чем скромным — всего 500 тысяч рублей. По мнению режиссёра, гардеробная в «Мосфильме» была «ужасной», поэтому снимались актеры в собственной одежде, одевая и себя, и коллег, а заодно и экономя деньги. К примеру, красная шляпка, в которой ходила Муравьева, принадлежала Васильевой. Единственный сшитый на заказ предмет одежды — костюм Михаила Кокшенова, в котором его герой соблазнял Надю.
Квартиры и комнату для сотрудников конструкторского бюро построили в павильонах «Мосфильма», проходную снимали на одном из заводов, а коридоры и лестницы бюро — в НИИ перерабатывающей промышленности на Павелецкой. Провинциальный городок, куда отправились в командировку Надя, Володя и Миша сняли на улицах Москвы, а сцены в поезде — на подмосковном железнодорожном кольце для проверки поездов.
Геральд Бежанов опасался, что тема фарцовщиков может выйти боком на худсовете. Проблемы действительно возникли, но по неожиданной причине. Московский фарцовщик, толкающий модные шмотки из-под полы, в исполнении Игоря Ясуловича говорит Сусанне о Наде Клюевой: «Кого ты привела? Она что, с Урала?» — и вот за эту фразу Гарольду Бежанову досталось от представителей комитета партии Свердловской области. Ему пришлось писать объяснительную на имя Бориса Ельцина, который тогда руководил Свердловским обкомом; в письме Бежанов признавался в любви к Уралу и уральским женщинам.
Но без вмешательства извне все же не обошлось. Когда фильм уже был готов, от директора «Мосфильма» пришло требование вырезать все эпизоды с иностранной музыкой — но вовсе не по идеологическим соображениям, а из-за авторских прав. Геральд Бежанов очень не хотел резать материал и пошёл другим путём — в объединении «Международная книга» ему помогли выйти на Фаусто Папетти, который в ответ прислал свою пластинку, разрешение на музыку и горячие поцелуи ценителям его творчества, и на голландскую группу «Stars on 45», которая тоже не возражала, чтобы их музыку слушал герой советского фильма. Не ответила только Аманда Лир и тогда на ее изображение просто наложили голос Ларисы Долиной.
Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» вошел в классику советского кинематографа и стал одним из самых кассовых фильмов 1980-х годов и одним из самых любимых у миллионов зрителей, его мгновенно разобрали на цитаты.
«Я хотел снять фильм с доброй человеческой историей, милыми героями и счастливым финалом. И еще чтобы киношные ситуации были понятны и узнаваемы в реальной жизни. Этот рецепт придумали в Голливуде, но потом о нем забыли. А я им всегда пользуюсь. Мои комедии говорят о том, как найти счастье в жизни. Для этого надо сделать всего один шаг, только сделать его надо обязательно», — говорил Геральд Бежанов.