Правдивая история «Оленёнка»: почему сериал о женском сталкинге стал таким популярным
О чём сериал «Оленёнок»?
Многосерийная картина основана на автобиографичном моноспектакле стендап-комика и актёра Ричарда Гэдда, он же автор сценария. Хотя и Netflix, и сам Гэдд не раз официально заявляли, что сюжет и образы претерпели изменения «из соображений безопасности» и «чтобы добавить драматизма», суть истории не поменялась. Гэдд играет самого себя — начинающего актёра по имени Донни Данн, подрабатывающего барменом в лондонском пабе. В 2015 году он знакомится с посетительницей (в сериале её зовут Марта) — полной и немного неряшливой женщиной средних лет. Завязывается разговор: Марта зашла в паб, чтобы выпить чаю, но не может оплатить счёт, и тогда Донни/Ричард предлагает ей напиток за счёт заведения. На этом знакомство не заканчивается — женщина начинает преследовать актёра.
«Сначала все в пабе подумали, что это забавно, что у меня появился поклонник, — рассказал Гэдд изданию The Times в апреле 2024 года. — Затем она начала вторгаться в мою жизнь, следуя за мной по пятам, появляясь на моих концертах, поджидая возле моего дома, отправляя тысячи голосовых сообщений и электронных писем».
Гэдд обратился в полицию, но «без реальной угрозы» ему помогать не стали. Более того, по словам актёра, правоохранители просто не поверили тому, что его, мужчину, могут преследовать, ведь ситуация «стереотипно обратная». Ведь как подобные ситуации изображаются в фильмах и на телевидении? Преследовательница — обычно роковая сексуальная женщина, которая постепенно становится всё более зловещей. Но она, как правило, не несет в себе такой большой угрозы физического насилия, как сталкер-мужчина. Ричард/Донни видел ситуацию по-другому. «Я был напуган, потому что не знал, как далеко она может зайти. А если бы у неё был нож? Я думал, как было бы страшно, если бы она была высоким крепким мужчиной!» — вспоминал Гэдд в интервью.
Ситуация с Мартой также стала триггером, который поднял травмирующие воспоминания из недалёкого прошлого актёра. Он уже проходил через подобное. В начале актёрской карьеры Ричард стал жертвой нападения мужчины — некоего сотрудника британского телевидения. Он обещал протекцию, помощь с продвижением карьеры, притворялся другом. А затем, воспользовавшись ситуацией (одурманив наркотиками), изнасиловал Гэдда. В сериале персонажа назвали Дэрриеном О’Коннором. Как его зовут в реальной жизни — неизвестно, хотя, согласно Business Insider, речь может идти о бывшем продюсере Гэдда — Шоне Фоули. Впрочем, Гэдд категорически отрицал эти подозрения и просил оставить Фоули в покое.
Но вернёмся к «Марте». Несмотря на равнодушие и бездействие правоохранительных органов, Ричард не остановился. Но только через 2,5 года ему удалось добиться для Марты судебного запрета на приближение к нему, его дому и дому его родителей.
Кто такая настоящая Марта?
Гэдд никогда публично не называл настоящее имя Марты и не раскрывал её личность — в попытке защитить ее. Хотя женщина преследовала его более четырех лет и нагоняла на него страх, в интервью Ричард говорит, что сочувствует ей как к психически нездоровому человеку. В апреле 2024 года он рассказал изданию GQ, что для того, чтобы скрыть личность своей преследовательницы, он изменил аспекты ее характера и некоторые детали её внешности, чтобы никто, даже она сама, не мог с ходу её «опознать».
В соцсетях актёр призывал зрителей и поклонников сериала не искать Марту, настаивая, что это история его откровений, которую нужно воспринимать исключительно как художественное, а не документальное шоу. Ричард подчёркивал, что любые попытки разыскать прототипы героев ранят его и его близких. Но не прокатило: интернет-сыщики довольно быстро вышли на некую Фиону Харви, юриста по профессии (в сериале Марта — адвокат). Говорят, что женщину выдал твит «Нужно повесить мне шторы», который она отправила актёру — этой фразой в сериале сталкерша недвусмысленно намекала главному герою о сексе. Также в социальных сетях шотландка писала, что нужно сходить на стендап-шоу Гэдда, чтобы «полюбоваться его фантастической задницей», слово в слово повторяя фразы из сериала. В адрес женщины стали сыпаться неприятные, а порой агрессивные и даже шокирующие сообщения. Фиона решила дать публичное интервью.
Согласно Daily Mail, Харви подтвердила, что именно она послужила вдохновением для создания киношной Марты. Обе шотландки, обе изучали юриспруденцию, обе на 20 лет старше Данна/Гэдда и обе использовали чувственный язык в письмах — многие детали совпадали. Одна, по словам Фионы, она виделась с Ричардом от силы три раза, отправила ему всего 18 твитов и никогда не называла его «оленёнком».
Что произошло с Мартой в «Оленёнке»?
Сейчас будем интенсивно спойлерить. Если не хотите знать содержание сериала, лучше пропустите эту часть статьи. Итак, в сериале Марту приговаривают к девяти месяцам тюремного заключения и пятилетнему судебному запрету на приближение к Донни Данну и его семье. Поводом для возбуждения уголовного дела послужило голосовое сообщение с угрозами, которое Марта прислала Донни. Экранный бармен даже присутствовал на слушании, на котором Марта со слезами на глазах признала себя виновной по всем пунктам обвинения. Главный герой по-человечески жалеет её. Судебное заседание — это последний раз, когда пара виделась.
Что случилось с Мартой в реальной жизни?
Реальный Ричард Гэдд ничего не рассказывает о том, были ли произведены какие-либо процессуальные действия в отношении его преследовательницы, хотя и говорит, что ситуация была урегулирована. По словам Гэдда, он «не хотел бы бросать в тюрьму человека с таким уровнем психического расстройства».
Опыт общения с полицией он назвал «разочаровывающим». Актёру с большим трудом удалось убедить правоохранителей в том, что ему и его семье грозит опасность. По мнению Ричарда, причиной бездействия могла быть банальная нехватка ресурсов и то, что полиция не восприняла ситуацию серьёзно.
Согласно Daily Mail, Фиона Харви в настоящее время живет одна в муниципальной квартире в Лондоне. В мае 2024 года шотландка стала гостьей программы «Пирс Морган без цензуры», на которой она опровергла обвинения в преследовании Гэдда и назвала актёра «психопатом», а сериал — «чушью». «Если бы кто-то отправил кому-то за пару лет 41 тысячу сообщений или что-то в этом роде, это же сколько нужно было бы писать в день? Уйму! Все это неправда. Не думаю, что я ему что-либо отправляла... Нет, я думаю, что, возможно, мы обменялись парой электронных писем, но на этом всё. Просто шутливые электронные письма», — уверяет Харви.
После этого интервью Фиона публично обвинила Netflix в клевете, повлекшей лишение её средств к существованию. В июне 2024 года Харви подала иск в суд с требованием компенсации от стриминговой компании в размере 170 миллионов долларов.
Зачем смотреть «Оленёнка»? Всё глубже, чем кажется
А теперь о главном — о том, что транслируется между строк. «Оленёнок» подсвечивает ярким светом тот факт, что из-за навязанных патриархатом стереотипов мужчины страдают не меньше женщин. История Донни — это современная и очень необходимая иллюстрация того, почему мужчинам трудно сообщать о насилии — их просто сочтут «недостойными, слабыми, ненастоящими мужиками».
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что женщины почти в три раза чаще становятся жертвами сексуального насилия по сравнению с мужчинами. Движения вроде #MeToo, поощряющие жертв открыто говорить о своем опыте, сместили акцент на модель «женщина-жертва/мужчина-преступник», сделав жертв-мужчин почти невидимыми. Истории о сексуальной виктимизации мужчин встречаются гораздо меньше — возможно, потому что «нормальному» мужику стыдно говорить об этом и даже проходить через подобный опыт.
В сериале Марта преследует Донни и его семью, приходит на все концерты, провожает домой. В одной из сцен она зажимает мужчину в переулке и энергично трогает за пенис, после чего ему, переполненному стыдом, приходится буквально убегать от нее. «Почему я застыл? Почему я позволил этому случиться?» — спрашивает он себя. Это старая как мир история с обвинениями жертв. Просто мы нечасто слышим, чтобы мужчина задавал себе подобные вопросы.
Большинство людей в жизни Донни не воспринимают сталкершу всерьез. Его бывшая девушка настроена скептически: «Ты сам, наверное, как-то её спровоцировал». Друзья и коллеги видят в Марте смущенную поклонницу, а вовсе не хищницу. Звучат предположения: это просто 40-летняя немного заигравшаяся женщина, она безвредна, а ты, Донни, ты же гетеросексуальный мужчина, так веди себя как мужчина!
Когда Донни в конце концов сообщает о Марте в полицию, ему говорят, что ничего не могут сделать без «реальной угрозы». «А если бы я был молодой женщиной, а 40-летний мужчина продолжал присылать мне сообщения, что мастурбирует на меня, это было бы реальной угрозой?» — спрашивает главный герой.
Не менее драматично повлияла на жизнь Донни и история с изнасилованием его продюсером. Хотя о ней он и вовсе не решился ни своевременно рассказать кому-то, ни заявить в полицию. Потому что это было ещё более стыдно.
Что делает это экранное изображение мужской уязвимости и последствий сексуальной травмы таким жизненно важным, так это то, как оно борется с идеей «идеальной жертвы». Донни не идеальная жертва и не только потому, что он мужчина. Он тоже совершает ошибки. Польщённый вниманием Марты, он попеременно испытывает к ней то жалость, то отвращение, то ярость, то странное влечение. Временами даже кажется, что он её поощряет. Это тонкая иллюстрация того, что сексуальная травма может сделать с человеком — мы много раз видели подобное, когда жертвой становилась женщина. Насилие мужчин в отношении женщин — это эпидемия. Но признание этого факта не отменяет того, что и мужчины могут быть жертвами. Стереотипный статус «нормального мужика» от сексуального насилия не спасает — напротив, иногда только усугубляет ситуацию. «Оленёнок» ясно говорит об этом, противопоставляя переживания героя представлениям о настоящей маскулинности, тому, что мужчина должен делать и как должен чувствовать.
«Оленёнок» — по-своему поучительная история, но не только об опасностях излишней открытости и сочувствия к незнакомым странным людям (должен же всё-таки срабатывать механизм самовыживания!). Это ещё и история про стереотипы о мужественности, о насилии, о том, как должна выглядеть «идеальная жертва» и как она должна себя вести. Сериал привлекает внимание к распространённой проблеме виктимблейминга, когда пострадавших заставляют замолчать, внушая им мысль, что они могли сами спровоцировать или поощрить обидчика. В случае с мужчиной это ещё и навязывание вины за то, что сам не разобрался с этим — с позиций «сильного пола».
Другая тема, которая породила большую дискуссию сразу после того, как реальная «Марта» была обнаружена и подверглась преследованию хейтеров: насколько должны быть защищены прототипы экранных героев, даже если они неприятные люди. Гэдд много раз повторил в интервью, что всеми силами старался замаскировать свою преследовательницу — и внешне, и психологически, чтобы её никто не узнал. Однако любой, кто сравнит фотографии актрисы, исполнившей роль Марты, и Фионы Харви, в этом усомнится. Было ли это сознательной «местью», как предполагают некоторые критики, или производственным совпадением (за кастинг Гэдд не отвечал) — останется неизвестным.