Почему из «Место встречи изменить нельзя» убрали смятую постель и плевок в лицо
Отношения между Левченко и Шараповым
В первоначальном варианте фильм начинался не с прогулки Шарапова по Москве, а с его фронтовых будней. Говорухин снял эпизоды, в которых Шарапов вместе с Левченко (Виктор Павлов) переходят через линию фронта, берут пленного — «языка». А ещё было показано, как они укрываются ночью «одной шинелькой» — той самой, о которой потом упоминал бандит Левченко. Мол, ты не такой, как другие офицеры, мы с тобой как братья были. Все эти сцены должны были объяснить зрителю предысторию, чтобы сделать понятным момент встречи бывших однополчан в бандитской «малине». Момент, когда обоим стало ясно: они по разные стороны баррикад.
Только представьте, насколько иначе мы бы восприняли этот судьбоносный момент. Первый взгляд, первая фраза Левченко. Что он будет делать? Выдаст бывшего товарища? Или поможет ему? Почему этот парень, в прошлом храбрый воин, оказался в банде, как складывалась его судьба, прежде чем он сюда попал? Если бы мы видели в первой серии историю их фронтовой дружбы, сцена в банде, надо полагать, получилась бы ещё более мощной эмоционально.
Варя Синичкина должна была погибнуть
А вот это изменение, скорее всего, должно удивить поклонников фильма. Вопреки тому финалу, который мы знаем, симпатичная девушка-милиционер Варя должна была погибнуть — её убивал бандит. Если бы оставили уже снятый вариант мрачного финала, мы бы увидели совсем другую сцену: после триумфального взятия банды «Чёрная кошка», после того, как Жеглов застрелил Левченко, опустошённый Шарапов приезжает в МУР, а там, на стене, — фотография Вари с траурной ленточкой. Та самая фотография, которую Жеглов догадался повесить на дверь подвала и которая час назад спасла Володе жизнь...
Как же хорошо, что киношное начальство решило сделать финал не таким трагическим! Варю решено было оставить в живых. Пусть счастливо живут с Шараповым, женятся, рожают детей, — именно такой посыл получился в эпизоде, где Варя прижимает к груди малыша и сквозь слёзы улыбается Володе.
Любовная линия Шарапова и Вари
Нам предоставили только догадываться, как развивалась история любви Володи и Вари (Наталья Данилова): остались самые «невинные» сцены, в которых видна юношеская влюблённость, прогулки в парке, застенчивые взгляды... Они, кажется, даже не поцеловались ни разу! В первоначальном варианте всё было иначе: Говорухину удалось дать понять зрителю, что между молодыми людьми уже «всё было». Об этом косвенно свидетельствовала смятая простыня в затемнённой комнате.
Но комиссия и этот намёк посчитала излишним: нужна была максимально «правильная» история светлого чувства двух комсомольцев, в которой не было места таким вещам, как постель! Как лучше? Трудно сказать. Но в новой версии у зрителя остаётся чувство, что у Шарапова и Вари всё самое прекрасное ещё впереди. Может быть, это и хорошо.
Эпизоды в банде
При окончательном монтаже решено было вырезать подробности жизни бандитов в «малине». Эти сцены, конечно, помогали полнее раскрыть характеры преступников, ярче рисовали их портреты. Например, Промокашка, перебрав водки, нахально приставал к подруге Горбатого — Клавдии. Комиссия категорически потребовала убрать эти моменты. Есть предположения, что Говорухин осознанно включил в картину «компрометирующие» сцены, чтобы пожертвовать потом ими в пользу других, более значительных эпизодов.
Истерика Промокашки
Как рассказывали актёры, у Говорухина долго не получался эпизод взятия банды. Вот они, один за другим, медленно выходят из подвала. Бросают оружие. Вроде всё правильно. Но как-то скучно, затянуто, без «огонька»... Говорухин нервничал, снова и снова начинал сначала. Наконец, дал понять: позволяется любая импровизация, всё, что способно оживить эпизод, придать блеска и яркости. Вот тогда Ивана Бортника, играющего Промокашку, и осенило. Поднявшись по ступенькам, он, войдя в образ, растерянно и испуганно оглядывается, видит вокруг «ментов». Бросает пистолет. И начинает петь блатную песню. А потом, поняв, что терять ему больше нечего, плюёт в лицо Жеглову.
В этот момент сработала автоматическая реакция милиционеров, участвующих в массовке: они мгновенно скрутили актёра и принялись его бить. По-настоящему. Их с трудом остановили. Но эти моменты уже не вошли в фильм.
Гневная речь Шарапова
Говорухин снял, как после убийства Левченко Шарапов не просто выдавливает из себя несколько слов — «Ты убил человека» и «Он пришёл сдать банду», а произносит эмоциональный гневный монолог, высказывая, наконец-то, Жеглову всё, что накопилось на душе, всё, что он думает о нём и его методах работы. Возможно, этот монолог стал бы жирной точкой в давних спорах — положительный или отрицательный герой Жеглов? Но его убрали. В принципе, и без него всё очевидно. А эмоции, может быть, только сильнее от того, что не выражены словами. У Шарапова всё на лице. В глазах. Да и зрителям полезно самим подумать над этим вопросом. Думать, рассуждать, анализировать, — это всегда хорошо.