Почему из «Место встречи изменить нельзя» убрали смятую постель и плевок в лицо

«Место встречи изменить нельзя» — это классика советского кино. Легенда. Режиссёр Станислав Говорухин создал невероятно напряжённый и увлекательный детектив, от которого невозможно оторваться. Эмоциональные, яркие, «вкусные» эпизоды снова и снова усаживают нас перед экраном, чтобы в очередной раз восхититься мастерством режиссёра и актёров. А вы знали, что мы могли бы смотреть не пять, а семь серий «Места встречи...»?
Почему из «Место встречи изменить нельзя» убрали смятую постель и плевок в лицо
Смятая постель. Плевок в лицо Жеглову. Разрыв между Жегловым и Шараповым. Что ещё решено было вырезать из фильма «Место встречи изменить нельзя» и почему?
Содержание статьи

Отношения между Левченко и Шараповым

В первоначальном варианте фильм начинался не с прогулки Шарапова по Москве, а с его фронтовых будней. Говорухин снял эпизоды, в которых Шарапов вместе с Левченко (Виктор Павлов) переходят через линию фронта, берут пленного — «языка». А ещё было показано, как они укрываются ночью «одной шинелькой» — той самой, о которой потом упоминал бандит Левченко. Мол, ты не такой, как другие офицеры, мы с тобой как братья были. Все эти сцены должны были объяснить зрителю предысторию, чтобы сделать понятным момент встречи бывших однополчан в бандитской «малине». Момент, когда обоим стало ясно: они по разные стороны баррикад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только представьте, насколько иначе мы бы восприняли этот судьбоносный момент. Первый взгляд, первая фраза Левченко. Что он будет делать? Выдаст бывшего товарища? Или поможет ему? Почему этот парень, в прошлом храбрый воин, оказался в банде, как складывалась его судьба, прежде чем он сюда попал? Если бы мы видели в первой серии историю их фронтовой дружбы, сцена в банде, надо полагать, получилась бы ещё более мощной эмоционально.

Варя Синичкина должна была погибнуть

А вот это изменение, скорее всего, должно удивить поклонников фильма. Вопреки тому финалу, который мы знаем, симпатичная девушка-милиционер Варя должна была погибнуть — её убивал бандит. Если бы оставили уже снятый вариант мрачного финала, мы бы увидели совсем другую сцену: после триумфального взятия банды «Чёрная кошка», после того, как Жеглов застрелил Левченко, опустошённый Шарапов приезжает в МУР, а там, на стене, — фотография Вари с траурной ленточкой. Та самая фотография, которую Жеглов догадался повесить на дверь подвала и которая час назад спасла Володе жизнь...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как же хорошо, что киношное начальство решило сделать финал не таким трагическим! Варю решено было оставить в живых. Пусть счастливо живут с Шараповым, женятся, рожают детей, — именно такой посыл получился в эпизоде, где Варя прижимает к груди малыша и сквозь слёзы улыбается Володе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любовная линия Шарапова и Вари

Нам предоставили только догадываться, как развивалась история любви Володи и Вари (Наталья Данилова): остались самые «невинные» сцены, в которых видна юношеская влюблённость, прогулки в парке, застенчивые взгляды... Они, кажется, даже не поцеловались ни разу! В первоначальном варианте всё было иначе: Говорухину удалось дать понять зрителю, что между молодыми людьми уже «всё было». Об этом косвенно свидетельствовала смятая простыня в затемнённой комнате.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но комиссия и этот намёк посчитала излишним: нужна была максимально «правильная» история светлого чувства двух комсомольцев, в которой не было места таким вещам, как постель! Как лучше? Трудно сказать. Но в новой версии у зрителя остаётся чувство, что у Шарапова и Вари всё самое прекрасное ещё впереди. Может быть, это и хорошо.

Эпизоды в банде

При окончательном монтаже решено было вырезать подробности жизни бандитов в «малине». Эти сцены, конечно, помогали полнее раскрыть характеры преступников, ярче рисовали их портреты. Например, Промокашка, перебрав водки, нахально приставал к подруге Горбатого — Клавдии. Комиссия категорически потребовала убрать эти моменты. Есть предположения, что Говорухин осознанно включил в картину «компрометирующие» сцены, чтобы пожертвовать потом ими в пользу других, более значительных эпизодов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Истерика Промокашки

Как рассказывали актёры, у Говорухина долго не получался эпизод взятия банды. Вот они, один за другим, медленно выходят из подвала. Бросают оружие. Вроде всё правильно. Но как-то скучно, затянуто, без «огонька»... Говорухин нервничал, снова и снова начинал сначала. Наконец, дал понять: позволяется любая импровизация, всё, что способно оживить эпизод, придать блеска и яркости. Вот тогда Ивана Бортника, играющего Промокашку, и осенило. Поднявшись по ступенькам, он, войдя в образ, растерянно и испуганно оглядывается, видит вокруг «ментов». Бросает пистолет. И начинает петь блатную песню. А потом, поняв, что терять ему больше нечего, плюёт в лицо Жеглову.

В этот момент сработала автоматическая реакция милиционеров, участвующих в массовке: они мгновенно скрутили актёра и принялись его бить. По-настоящему. Их с трудом остановили. Но эти моменты уже не вошли в фильм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гневная речь Шарапова

Говорухин снял, как после убийства Левченко Шарапов не просто выдавливает из себя несколько слов — «Ты убил человека» и «Он пришёл сдать банду», а произносит эмоциональный гневный монолог, высказывая, наконец-то, Жеглову всё, что накопилось на душе, всё, что он думает о нём и его методах работы. Возможно, этот монолог стал бы жирной точкой в давних спорах — положительный или отрицательный герой Жеглов? Но его убрали. В принципе, и без него всё очевидно. А эмоции, может быть, только сильнее от того, что не выражены словами. У Шарапова всё на лице. В глазах. Да и зрителям полезно самим подумать над этим вопросом. Думать, рассуждать, анализировать, — это всегда хорошо.