«Отцы и дети»: из крайности в крайность. 10 ярких фильмов и сериалов о вечной проблеме
«Чумовая пятница»
Проблема различия взглядов и свободы.
Начнем с самой стандартной проблемы, с которой сталкивается практически любой подросток: слишком строгие родители. Которые почему-то не понимают, что ты теперь взрослый и хочешь свободы, подросткового максимализма, бунта и протеста. А они со своим консерватизмом...
Как раз случай Тэсс Колман. Строгий доктор совсем не понимает, как ей выживать со своей дочерью. Подростку 15, она носит открытую одежду, втихаря курит, прокалывает пупок и слушает громкий рок. Полный антипод матери. Но коммуницировать им всё-таки придётся, потому что в одно утро Тэсс вдруг понимает, что проснулась в теле дочери.
«Киберпапа»
Разные миры.
Другой распространенной проблемой является жизнь в разных мирах. Дети живут в одной реальности, а взрослые в другой. Понять одним других крайне сложно. Хотя бывают и исключения: родители с нестандартным мышлением, открытым новому.
Отличной иллюстрацией стал новый сериал «Киберпапа», премьера которого состоялась на ТНТ 8 апреля (новые серии выходят в 20:00). В центре сюжета обычный сварщик, которого увольняют с работы и теперь ему надо надо придумать как зарабатывать. Параллельно Игнат пытается наладить отношения со своим пасынком и решает убить двух зайцев одним ударом: он записывается в киберкоманду, про которую рассказывает ему пасынок. Там он не только лучше знакомится с миром подростка, но и превращается в настоящего наставника для других детей. Это мы ещё молчим про его профессионализм в компьютерных играх.
«Контакт»
Отсутствие контакта.
Следующий «тип» проблемы обычно вырастает из первого и приводит к полному разрыву между отцами и детьми. По крайней мере до тех пор, пока первые не расширят свои взгляды, а вторые не пройдут стадию отрицания всего и вся.
Прекрасный пример можно найти в проекте «Контакт». Глеб Барнашов работает в инспекции по делам несовершеннолетних, поэтому любое действие подростков воспринимает с необоснованным подозрением. Более того, чтобы разобраться в личной жизни дочери, которая на него обижена и общаться не планирует, он манипуляциями получает доступ к социальным сетям сверстника и начинает досконально изучать жизнь своего ребёнка под чужим ником.
«Джинни и Джорджия»
Хорошие отношения и здоровый конфликт.
Конфликты неизбежны даже там, где между детьми и родителями прекрасные отношения. Другой вопрос, как будет развиваться конфликт: окажется ли родитель достаточно умным, чтобы дать подростку нужную свободу, и сможет ли ребёнок не злоупотреблять лояльностью «отцов».
Пример, где и те, и другие готовы идти на компромиссы: «Джинни и Джорджия». В сериале мы узнаем о непростой жизни Джорджии Миллер, которая стала мамой в 15, поэтому прекрасно понимает свою дочь подростка Джинни. В семье почти нет секретов, а любые проблемы они решают вместе, пусть остальным это и тяжело понять.
«Стрим»
Безразличные родители.
Противоположность вовлеченным бесконфликтным «отцам» – безразличные родители. Тот случай, когда конфликтов по поводу мнения детей нет только потому, что родители ничем не интересуются, ведь слишком заняты своей жизнью.
В сериале «Стрим» мы видим именно такую ситуацию. Родители мальчика Жоры слишком заняты своими проблемами, чтобы обратить внимание на жизненные трудности сына. Его заставляют переехать в другой город, сменить школу и абсолютно не думают о социализации. Как итог – мальчик сталкивается с буллингом, а без должной поддержки единственным выходом становится шлем с вмонтированной камерой GoPro. Чтобы все узнали о том, что происходит в его жизни.
«Лёд 3»
Гиперопека и сепарация.
В третьей части ледовой франшизы герой Александра Петрова сталкивается с типичными проблемами отца почти совершеннолетней девушки. Ей «внезапно» начинают нравиться мальчики! Отец, конечно же, против её ночные вылазок по барам с парнем, которого он не одобряет, а потому выкручивает гиперопеку на максимум, ведь боится потерять своё сокровище, которое он воспитывал в одиночку с рождения.
Сепарация – это процесс, который так или иначе должен пережить каждый подросток. Зачастую это происходит болезненно, но когда пластырь наконец оторван, дышать точно станет легче.
«Как я встретил вашу маму»
Всё и сразу.
У главных героев этого культового ситкома целый набор проблем с родителями. Барни уверен, что его отец – это известный телеведущий, потому что его мама не способна была рассказать сыну правду. Отец Робин отрицал женскую сущность дочери и воспитывал её как сына. Отец Лили вместо воспитания дочери выбрал кучу неудачных бизнесов. А Маршал настолько привязан к собственному отцу, что иногда даже представляет его в постели вместо своей жены.
При этом сериал не просто так поднимает тему отцов и детей, а показывает варианты решения распространённых проблем, возникающих в семьях. И, пожалуй, квинтэссенция этой терапевтичности заключена в сцене, где разъярённый Барни, наконец-то познакомившийся со своим папой и разочаровавшийся в его образе жизни, говорит: «Я больше никогда не буду разговаривать со своим отцом». На что Маршал, совсем недавно переживший потери своего главного жизненного ориентира, отвечает: «Нет, Барни, это я больше никогда не смогу поговорить со своим отцом».
«Пингвины моей мамы»
Дефицит внимания.
Жить в многодетной семье – всегда непросто, а когда все, кроме тебя, ещё и усыновлённые – это может быть ещё и обидно. Примерно такие чувства испытывает главный герой Гоша. А чтобы куда-то их выплеснуть, он идёт в стендап, где откровенно рассказывает обо всём, что его волнует и окружает, даже если это мамин вибратор в форме пингвина.
Сериал откровенно говорит о проблемах подростков: недопонимание с родителями и сверстниками, самоопределение и творческие увлечения. А также показывает стендап как терапию, а не шутки ради шуток – таким этот жанр изначально и задумывался.
«Папины дочки. Новые»
Сбегающие родители.
Говорить о проблемах отцов и детей, не затронув семью Васнецовых (и Васильевых), просто невозможно. В этом семействе уже в третий раз происходит ситуация, когда один из родителей «покидает семейный чат», а другому приходится тянуть на семье сразу несколько детей. Если такое происходит однажды, это ещё можно списать на какие-то факторы. Но если это превращается в систему, тот тут уже стоит задуматься.
Всерьёз оценить причины, по которым то мамы, то папы (да-да, было и такое) сбегают от своих детей, сложно. С одной стороны, «не нашла себя в роли жены и матери» звучит как серьёзная причина, с другой – никакого психологического разбора ситуации и возможных методов её решения ждать не стоит, это всё-таки лёгкий ситком, в котором гораздо больше времени уделяется тому, как забавно наблюдать за мужчиной, который пытается прокормить огромную семью и при этом уделить внимание каждой из дочерей.
«Бедные-несчастные»
Издевательства над детьми.
Конечно, оскароносный фильм Йоргоса Лантимоса – это в первую очередь фантастическая стимпанк-сказка, имеющая с реальностью очень мало общего, но даже тут можно легко разглядеть проблемы отцов и детей. Чтобы понять, почему по дому Годвина Бакстера бродят собака с телом утки, лающий петух и, конечно, взрослая женщина с сознанием ребёнка, достаточно внимательно послушать его рассказы о собственном отце. Или просто взглянуть на изуродованное лицо учёного. Его отец над ним регулярно издевался, при этом называя эти издевательства научными экспериментами. Теперь Годвин занимается тем же самым. Он вроде бы никого не уродует, но его действия – это совершенно точно нарушения обычного хода вещей.
А то, что он делает с мёртвым телом Виктории, превращая её в Беллу Бакстер, свою дочь, это вообще откровенная дичь. К самой Белле он вроде бы питает отцовские чувства и проявляет заботу, но при этом, если её действия отклоняются от задуманного им сценария, он легко может усыпить её хлороформом.