От студенческих опытов до актуального жанра: как развивается короткометражное кино
Студенческие проекты или начало кино
Весь кинематограф начался с короткого метра, а практически каждый режиссер начинал карьеру именного короткометражкой. Причины понятны — ограниченные ресурсы, но наличие творческого замысла подталкивали молодых режиссеров именно на короткие малобюджетные проекты, на которых можно заявить о себе и уже потом добиваться получения средств на «настоящее» кино.
Долгое время короткий метр не находил широкого зрителя. Показывать такие фильмы в кинотеатрах было не очень выгодно, да и сборники короткого метра малоизвестных авторов вряд ли охотно покупали люди, никак не связанные с искусством и кинематографом. Были отдельные заметные фильмы, например, пятая по счету картина документалиста Криса Маркера «Взлетная полоса» (1962) или студенческие проекты Андрея Тарковского «Каток и скрипка» или «Сегодня увольнения не будет». Но в целом о массовом зрителе говорить не приходилось: известность этих фильмов ограничивалась профессиональным сообществом.
Вместе с тем, развивался жанр киноальманаха — когда на большие экраны под общим названием выходили серии короткометражных фильмов, объединенных общей идеей, локацией или героями. Например, советский «Семейное счастье» из четырех небольших фильмов, американский «Вождь краснокожих и другие», снятый по рассказам О. Генри или современный французский киноальманах «Париж, я люблю тебя!», который вышел в 2006-м году и состоял из восемнадцати новелл.
По словам кинокритика «Амедиатеки» Дениса Еремеева, жанр киноальманаха актуален и сейчас, особенно в Европе. На фоне значительно возросшего количества короткометражного кино на рубеже 80-х и 90-х киноальманахи стали «маяком», который помогает ориентироваться в «море» короткометражного контента. Еремеев отмечает, что в Европе такие альманахи выходят не только в кинопрокат, но транслируются по телеканалам. К примеру, специальный блок для короткого метра существует на французско-немецком телеканале Arte, в нем показывают подборки нескольких короткометражек.
Скажите спасибо YouTube
Все изменилось, когда почти у всех зрителей появился интернет, а почти у всех начинающих и не только режиссеров — смартфон с хорошей камерой или другая доступная цифровая съемочная техника. С этого момента возможность снимать короткометражные фильмы и мгновенно получать отклик аудитории получили не только студенты киновузов, но и самый широкий круг авторов.
По словам продюсера Ивана Яковенко, изначально основная цель короткометражек оставалась той же — заявить о себе, привлечь внимание со стороны индустрии, чтобы потом участвовать в более значимых проектах. Но со временем, когда начал развиваться видеоблоггинг и социальные сети, жанр становился все более самостоятельным.
В условиях избытка контента, когда все сложнее привлечь зрителя большим произведением малоизвестного автора, короткий метр выигрывает. Его удобно смотреть даже с телефона, легко публиковать в соцсетях, а зрителю проще потратить 10-15 минут на короткий метр, чем выделять полтора часа для знакомства с новым автором.
За счет всех этих факторов со временем появились даже такие режиссеры, которые снимают исключительно короткометражное кино. В России это режиссер Аксинья Гог. Ее проекты – притчи о современности («Путешествие Федора по Москве начала XXI века», «Сэлфи», «Удаленка»). Еще один режиссер короткого жанра – Михаил Местецкий. Он снял более 10 коротких фильма, некоторые из которых получили гран-при Шанхайского кинофестиваля и гран-при отечественного «Кинотавр. Короткий метр».
Кинокритик Дмитрий Соколов отмечает, что короткометражный фильм можно сравнить с рассказом, но есть важный нюанс: «Рассказ – законченное произведение, далеко не всегда предполагающее развитие в более крупной форме. Для короткого метра все-таки более типичной кажется траектория, когда обозначенный в нем концепт получает дальнейшее развитие в полнометражке. Сложность короткого метра именно в том, чтобы показать большой потенциал, но в рамках малой формы». Но встречаются и другие примеры. Критик отмечает, что изменение культуры потребления контента и распространение коротких видеороликов действительно создало предпосылки к тому, чтобы короткий метр рассматривался именно в качестве отдельного произведения, а не «затравки для зрителей».
Пока наиболее актуальными в этом аспекте остаются анимационные фильмы — в мультипликации практически 99% картин — именно короткометражные, что связано с трудоемкостью производства. Это общемировая тенденция, и в России историю анимационных короткометражек можно проследить от фильмов классиков еще советской анимации Юрия Норштейна («Лиса и Заяц», «Ежик в тумане») или Гарри Бардина («Конфликт», «Летучий корабль») до упомянутых номинантов Оскара — картине Антона Дьякова «БоксБалет».
Сторителлинг и коммерциализация короткого метра
Еще одним драйвером для короткометражных фильмов стал, как ни странно, маркетинг и своего рода «мода» на сторителлинг. Для брендов жанр короткого метра стал удобным инструментом, чтобы рассказать историю или интегрировать продукт в сам контент.
Примеров достаточно много — имиджевые ролики все чаще трансформируются в короткометражные фильмы, причем иногда с участием известных режиссеров полного метра. Так, Уэс Андерсон снял фильм для H&M, а Эмма Уотсон — для Prada. Такие проекты сложно назвать малобюджетными, а за счет известного бренда и приглашенной звезды они набирают впечатляющие просмотры.
Если изучать русскоязычный сегмент, то можно увидеть, что короткометражные фильмы снимают блогеры, некоммерческие организации, актеры, журналисты, стендап-артисты, сценаристы, которые пробуют себя в новой роли, и даже фармацевтическая компания. Более того, к кинематографичности стремятся и музыкальные клипы. Причем, хоть там все равно на первом месте остается именно трек, все чаще современные клипы содержат сюжет и героев. Из наиболее яркого можно вспомнить клипы «Ленинграда» или Little Big.
Покорение онлайна
По словам продюсера короткометражного фильма «Тысячелетняя бабка», основательницы творческого объединения и музыкально-поэтического лейбла Made Inside Виктории Алексеевой, видео сейчас наиболее популярный и востребованный формат, поэтому многие другие виды искусства так или иначе стремятся использовать видео. И жанр короткометражного фильма — универсальный и удобный инструмент. Проект «Тысячелетняя бабка» стал экранизацией одноименного стихотворения современной российской поэтессы Яны Крапивы о преемственности всех женщин, ощущении рода и заботе. Стихотворение было частью аудиосборника, но в определенный момент Алексеевой показалось, что в тексте много важных и правильных посылов, которые хотелось бы донести до максимально широкой аудитории, и тогда она решила снять короткометражный фильм и пригласила режиссера Владимира Аршинина.
Комментарий Виктории Алексеевой, основательницы творческого объединения и музыкально-поэтического лейбла Made Inside, для «Нового очага»: «В этом фильме авторы хотели подчеркнуть, что именно женщина исторически символизирует любовь и поддержку. Более того, что в разных формах эти две важные женские роли передаются из поколения в поколение, несмотря на все шаблоны и стереотипы, которые как правило недолгосрочны и быстро меняются. Еще для авторов было важным подчеркнуть, что даже в сложные времена, когда у людей могут быть отличные взгляды, не стоит забывать об общих ценностях и поддерживать друг друга.
Красная нить, которая попадает в руки героев фильма — это символ родственной связи, наследия, памяти и силы, переходящей от поколения к поколению. Центральный персонаж — безликая женщина в красном — это символ начала, самой первой женщины. В фильме она показана живой и полной энергии, словно наблюдающей за остальными героями. Кстати, ее роль исполнила Яна Крапива — автор стихотворения».
Успех картины и внимание со стороны Восточноевропейского международного кинофестиваля вселили в команду уверенность, что именно такой формат лучше всего подходит для популяризации поэзии. Теперь музыкально-поэтический лейбл Made Inside, который основала Алексеева, готовится к запуску проекта «Больше чем» — циклу короткометражных фильмов, в основе сценария каждого из которых будет лежать стихотворение современного российского поэта.
Кейс Виктории Алексеевой — частный пример перспектив короткометражных фильмов в России. Если обобщать, то скорее всего он будет становится все более популярным, а области применения жанра — еще обширнее: начиная решением социальных задач и заканчивая маркетингом. К примеру, благодаря киношколе Александра Сокурова проблемы Северного Кавказа показаны в десятке короткометражных фильмов молодых режиссеров: «Приоткрывая дверь» Малики Мусаевой, «Хамса» Гаджимурада Эфендиева, «Они ушли от меня» Киры Коваленко, «Жизнь моего друга» Александра Золотухина, «Она ждет» Марьяны Калмыковой. Все эти проекты участвовали в Каннском кинофестивале, фестивале в Локарно, ММКФ, «Кинотавре» и других важных фестивалях по всему миру.
При этом, пока рассчитывать, что короткий метр попадет на большие экраны не приходится. Туманно выглядит и перспектива размещения их на стриминговых платформах. Денис Еремеев обращает внимание, что сейчас короткий метр появляется или на индустриальных площадках вроде The Criterion Channel, аудитория которых крайне ограничена, или на массовых стримингах, но только «в наградной сезон». Тем не менее, растущая популярность, уже упомянутое пристрастие аудитории к коротким форматам и появление все новых и новых авторов в перспективе может повлиять на то, что короткий метр выйдет за пределы видеохостингов YouTube и Vimeo и станет таким же востребованным, как формат тиктоков, в успех которых поначалу верилось с трудом.
И критики, и авторы сходятся во мнении, что современный зритель уже привык к короткому формату и готов воспринимать короткометражные фильмы как цельные произведения. Более того, короткие фильмы вместе с соцсетями становятся эффективным инструментом для презентации творческих идей и проектов. Можно ожидать, что по примеру фильма Виктории Алексеевой будут появляться проекты на стыке разных направлений искусства — коллаборации режиссеров и художников, экранизации скетчей стендап-артистов или других форматов, а границы жанра будут размываться, предлагая зрителю вместо классического трио документальные-игровые-анимационные новые подходы и концепции. К тому же, отмечает Дмитрий Соколов, именно короткий метр остается «кузницей кадров для всех смежных сфер» — не только для полного метра, то также для сериалов, видеоклипов, рекламы.