«Кино не для слабонервных!» Отзыв редактора, посмотревшего самый страшный фильм осени — «Субстанция»
Сюжет
Королеве популярного фитнес-шоу Элизабет Спаркл (Деми Мур) исполняется пятьдесят. Ровно в свой день рождения после прогулки вдоль афиш с красивой собой в купальнике и слоганом «Блистай с Элизабет» она слышит из туалетной кабинки, как ее продюсер Харви (Деннис Куэйд), попутно справляя нужду, говорит кому-то по телефону, как ему надоела эта старуха (она). Далее мы видим крупным планом мясистый нос и морщинистый жующий рот возрастного Харви в ресторане, где он, роняя на стол капли соуса и шкурки от креветок, сообщает Элизабет об увольнении, добавляя, что «в 50 все останавливается».
Лиз, плотно сидящая на славе и восхищении, после такого обеда попадает в аварию. Но чудом остается невредимой.
Видимо, здесь и игра актрисы, и чутье режиссера слились в единое целое, чтобы органично подвести к появлению неприлично красивого медика-интерна, подсунувшего в шикарное желтое пальто Лиз рекламу «субстанции» («она изменила мою жизнь»).
Спаркл звонит в контору и получает свой личный номер и комплект для омоложения. Ампула с желтой жидкостью, шприцы, наборы питания для капельницы. Один «желтый» укол, и из старой Элизабет вылупляется новая. В прямом смысле слова – вылезает из ее тела, разорвав спину вдоль позвоночника. Самое интересное, что старое тело живо, его нужно лишь зашить и «кормить» вовремя. ДНК фитнес-дивы выработало ее «лучшую версию». Мозг у старой Лиз и новой Сью (Маргарет Куолли) один на двоих. Чтобы выжить, им нужно меняться неделя через неделю. Нарушение правил влекут за собой побочки, которые не заставят себя ждать. Ведь у юной Сью слишком много дел и секса. Теперь она блистает в новом шоу Харви вместо 50-летней «бабушки» и собирается выступить в новогодней программе. В результате внутри сознания одной женщины разгорается война двух тел — хищной «молодухи» и изощренной «старухи».
Сцены похожи на ожившие картины
Потрясающе красивая съемка, стильный монтаж, усиленные фоновые звуки. Два часа двадцать минут пролетают незаметно, потому что зритель все время находится внутри яркого клипа, бойко склеенного под техно-музыку. Масса художественных сцен, похожих на ожившие картины. Оливка, пробитая зубочисткой в мартини. Таблетка, растворяющаяся в воде в пузырьках. Чёрные пальмы в ночном небе, чуть шелестящие и поблескивающие при свете луны. Голая Деми в белой кафельной ванной. Розовые носки на идеальных ногах свежей Куолли. В каком-то смысле режиссер вывела новый жанр фильма ужасов – эстетизированный хоррор. Это когда страшно, противно и вместе с тем глаз не отвести.
Впечатляющая игра актеров
Троица – Лиз, Сью и Харви – сработала великолепно. Деми Мур не понаслышке знакома с темой охоты за красотой. Чего стоит только последняя пластика, которую обсуждал весь мир (к слову, Деми и правда узнается по глазам и носу, а рот словно приставлен от другого человека). Так что бешенство и отчаяние женщины, теряющей молодость, ей удалось передать, как никому другому. Маргарет Куолли нежна, как роза – это вначале. Стальной взгляд появляется позже, когда она осознает, как ей отвратительно возвращаться в дряхлое тело «матрицы» и как же она мечтает ее убить. Маргарет признается, что «сейчас у артисток гораздо больше выбора», при всей ее сладкой внешности необязательно играть только красоток: «Я обычно играю сумасшедших, мне повезло». Деннис Куэйд – комедийный персонаж. Он играет типичного продюсера-клоуна, этакого попрыгунчика с сигаретой, преуспевающего американца с обложки журнала, у которого всегда все ок. Разве что думаешь, а не случится ли с мужчиной удар, так он активен и громок, аж страшно.
Еще один жирный плюс: фильм – мощная сатира на мир, в котором старение для женщин (особенно в шоу-индустрии) равносильна смерти или преступлению. Для 49-летней француженки режиссера Корали Фаржа и 60-летней Деми Мур этот проект стал попыткой избавиться от страха старения и своего рода терапией:
Кино не для слабонервных
Тем, кто не слишком жалует боди-хорроры, лучше не начинать. Лично наблюдала, как женщина в зале половину фильма просидела с рукой над глазами, и большую часть времени смотрела в пол. Но не ушла, что характерно. Обилие натуралистичных сцен здесь перекрывает и Кроненберга и «Кошмары на улице вязов». Так что, если боитесь наблюдать за выпрыгивающей из глаза грудью и кровавым душем, лучше не идти на этот фильм.
Режиссер и сценарист «Субстанции» Корали Фаржа заслужила 13-минутные овации в Каннах и приз за лучший сценарий. Если учесть, что это всего лишь вторая работа француженки (первая – триллер «Выжившая», 2017 г), можно смело сказать, что перед нами новая звезда режиссуры. Чей талант чувствуется во всем, начиная от сеттинга, идеи, потрясающей операторской съемки (оператор Бенджамин Кракун получил «Оскара» за фильм «Девушка, подающая надежды»), заканчивая работой с актёрами, которые выложились по полной. До такой степени, что чуть не заболели.