За что мы любим фильм «Красотка», и почему девочки больше не хотят быть как Джулия Робертс
Девичья мечта выйти замуж за богатого возникла не на руинах СССР...
Помнится, в начале 90-х был опрос среди школьников, кем они хотят быть. И половина мальчиков сказала, что хочет быть новыми русскими (читай бандитами), а половина девочек сказала, что валютными проститутками. Не уверена в достоверности этого опроса, но то, что американский фильм «Красотка», вышедший на экраны в 1990-м, сильно романтизировал профессию ночной бабочки, это правда.
В нашей стране тогда было голодно и абсолютно непонятно, как дальше жить. Старый мир рушился, разваливались заводы и колхозы. Из-за границы хлынули импортные красочные товары и невиданные продукты, барахолки открывались повсеместно, вспомнить хотя бы бескрайнюю вещевую ярмарку в «Лужниках». Стране больше не нужны были понятные и полезные профессии, вроде доярки или маляра. Учителя и врачи получали копейки. Кем же быть в эпоху перемен? Девчонки пребывали в растерянности. Первая древнейшая профессия не даром так называется: во все времена на нее устойчивый спрос, а значит, с голоду не помрешь.
Некоторые называют фильм «Красотка» историей современной Золушки. Мол, вот как она выбилась из грязи. И все благодаря очаровательной улыбке, кроткому нраву, душевной доброте и порядочности, даже несмотря на то, что была проституткой. Порядочной проституткой. Оказывается, и так бывает. Между прочим, среди настоящих проституток действительно случается, что они выходят замуж за своих состоятельных клиентов. Этих историй две или три на сотни тысяч искалеченных жизней. Но они нужны девчонкам непростой судьбы, как маяк кораблю, угодившему ночью в шторм.
Впрочем, девичья мечта выйти замуж за богатого возникла не на руинах СССР, а гораздо-гораздо раньше. Помните подругу главной героини картины «Москва слезам не верит», неунывающую Людмилу: «А я оптимистка. Мне вот недавно сказали, на кладбище хорошо знакомиться, с вдовцами». Тоже всё мечтала замуж за генерала выскочить. Да и вообще в русской литературе и искусстве полно сюжетов про неравные браки и браки по расчету. Раньше по любви жениться было совсем не принято, кого родители сосватают, того и люби. Доля русской крестьянки – это адский адище, если уж совсем откровенно. Работать с утра до ночи в поле и в огороде, тащить детей, стариков, хозяйство, да еще мужик бьет, значит, любит, значит, воспитывает. Некрасов так и написал: «Вряд ли труднее сыскать». Только более-менее удачное замужество могло подарить женщине хоть немного счастья, хотя человечное отношение мужа к жене было неслыханной редкостью.
Вот это мы прогрессировали, бабоньки!
За тридцать лет с момента выхода «Красотки» наша жизнь переменилась разительно, а вместе с нею изменилось представление женщин о том, что такое счастье. Нет, конечно, остались такие девушки, которые все еще грезят о богатом принце, но они класс вымирающий. Теперь если хочешь жить красиво и богато – заработай денег и живи, какие проблемы. Это раньше у женщин не было возможностей, приходилось терпеть и молчать, потому что «It’s a man’s man’s man’s world» — так спел Джеймс Браун еще в 1966-м. Феминистки уравняли женщин в правах с мужчинами. Некоторые барышни, может, и рады бы посидеть до вечерней зорьки у окна с пяльцами, но приходится вставать по будильнику в 6.00, душ, кофе, за руль и в офис. Зато никаких страданий перед алтарем, как на знаменитой картине Пукирева «Неравный брак». Не нравится жених – давай, до свидания, все союзы только по взаимному согласию. Еще во времена «Красотки» девушки млели от восторга, если в их сторону поворачивался красавец-мужчина.
Вот это мы прогрессировали, бабоньки!
Девчонки больше не мечтают усесться на шею богатенькому папику
И знаете, кем теперь мечтают стать современные девочки? Самая популярная профессия у девочек младшей и средней школы – это врач. На втором месте – блогер, на третьем – дизайнер. Как говорится, шах и мат. Девчонки больше не мечтают усесться на шею богатенькому папику, а хотят приносить пользу, создавать красоту, ну и еще выкладывать танцы в тик-токе.
Ну а те, кто постарше современных школьниц, любят «Красотку» и готовы пересматривать ее каждый год на 8 марта вовсе не за сомнительную мораль. А за безумно притягательный дуэт очаровательной Джулии Робертс и обворожительного Ричарда Гира. Ведь несмотря на неправдоподобный сюжет, когда миллиардер теряет голову от чар уличной проститутки, картина обладает магнетическим обаянием. «Красотка» дарит всем зрительницам самое главное – веру. Веру в то, что все может быть хорошо. Хорошо, как в сказке.