Каким был в жизни Владимир Мулявин и почему его друзья плакали за кадром: как снимали сериал «За полчаса до весны»
«Песняры» круче Фреди Меркьюри
Усатые, в расклешенных брюках, ярких жилетках с национальными орнаментами, они безраздельно завоевали сердцами поклонников красивейшими песнями «Вологда», «Беловежская пуща», «Косил Ясь конюшину».
«Музыка "Песняров" опережала время, — убеждена режиссер сериала Оксана Барковская. – Когда я начала работать над проектом, то скупила весь винил с их песнями, какой только нашла в Москве. Они же звучат как "Led Zeppelin", как "Queen"! Только те знаменитые группы записали свои песни гораздо позже "Песняров". Основатель ВИА Мулявин опережал время, и ведь он сочинял свою музыку, не ориентируясь ни на кого».
Володя Мулявин – обычный паренек из советского Свердловска мечтал создать свой ансамбль, не обращая внимания на насмешки сверстников и запреты родителей. Он начинал виртуозом-балалаечником на рынке, а заканчивал бессменным лидером легендарного ВИА «Песняры». Его музыка помогала залечивать раны, нанесенные Отечественной войной. В 1976 году в Белорусской Государственной филармонии при полном аншлаге состоялась премьера первой советской рок-оперы «Песня о доле» — это главное детище Мулявина. Но каким же сложным оказался путь от идеи рок-оперы до её воплощения, и какой персональной Голгофой обернулась для Мулявина эта постановка...
«Я хочу побыть с папой»
Роль главного героя в сериале исполнили три актера: Артем Волобуев (ему досталась юность Мулявина, знакомство с музыкой, первые аккорды на отцовской гитаре в 50-е годы), Глеб Калюжный (первая любовь и поиск единомышленников в 60-е), Даниил Васильев (большой успех 70-х).
В работе над сериалом «За полчаса до весны» помогала дочь Владимира Мулявина Марина. Она рассказала, что ее отец, которого другие музыканты знали как человека решительного, дома был абсолютным ребенком, совсем не серьезным, а когда задумывался – крутил усы. «Я взял эту привычку на вооружение, — рассказал актер Артем Волобуев. – И в один из съемочных дней Марина приехала на площадку. Увидев меня, она была поражена сходством с ее отцом. В тот момент она сказала: "Оставьте нас, я хочу побыть с папой".
Бросила блестящую карьеру ради мужа
Любимую женщину Мулявина, его первую жену Лидию Кармальскую сыграла Анна Банщикова. У Кармальской интересная судьба. На момент знакомства с Мулявиным она была известной артисткой, выступавшей в забытом ныне жанре художественного свиста.
Музыкальный продюсер Виталий Новиков, работавший с «Песнярами» в 80-е, рассказывал, как счастлив, что удалось практически полностью отреставрировать арии из рок-оперы «Песня о доле» и перезаписать все хиты ВИА. «А вот с художественным свистом бело непросто, — вспоминал Новиков. – Этим почти никто не занимается теперь, и мы очень долго искали исполнителя. В итоге за Лидию Кармальскую свистел врач-стоматолог Эдуард Мачкалян, завкафедрой Витебского медуниверситета. Оказался большим виртуозом».
Мисевич заплакал, поражённый сходством
Периодически на съемочную площадку приходили те, кто знал Мулявина лично, они рассказывали о его характере, привычках, давали советы. Однажды на съемки приехал Владислав Мисевич, один из основателей «Песняров», ему сейчас 77 лет. И вдруг за кадром он заплакал, пораженный сходством актера Глеба Калюжного с Владимиром Мулявиным. Это была высокая оценка работы всей группы.
Партийное руководство запретило «Песнярам» ставить рок-оперу «Песня о доле» в 1976 году. Это была первая в СССР христианская опера-притча на стихи Янки Купалы. Однако Мулявин ослушался запрета. Рок-опера появилась на свет благодаря его упорству, и за свою дерзость руководителю ансамбля пришлось заплатить очень высокую цену.
Заядлые модники — у каждого свой стиль
К сожалению, ни один сценический костюм «Песняров» не сохранился. Художник по костюмам Татьяна Котес изучила все имеющиеся видеозаписи, журнальные статьи, личные фото участников группы.
«У каждого из "Песняров" был свой стиль и характер, — рассказывала Татьяна. — Например, Мисевич надевал темные очки по любому поводу и обожал костюмы и плащи. Борткевич был заядлым модником, одевался ярко и предпочитал джинсы и приталенные пиджаки. Мы в точности повторили вельветовый и кожаный пиджаки Мулявина, его изумрудный костюм, рубашки — гипюровую розовую и в клетку. Для юной Лидии Кармальской сшили полноценный гардероб — более двадцати платьев, четыре пальто и подобрали одиннадцать пар обуви. Приятно было слышать от дочки Марины Мулявиной: "Такое было у мамы!" А самой большой похвалой стал момент, когда на съемку пришел "песняр" Владимир Мисевич и спросил: "Это наши костюмы?". Он был уверен, что я где-то нашла их настоящую одежду!»