Борисов и компания. Самые заметные Пушкины нашего кино
«Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, актер Юра Борисов

Проект готовился 4 года. Первые съемки начались в августе 2023 года. Это не классический байопик, а музыкально-биографический фильм в стиле «Ла-Ла-Ленд». Юра Борисов впервые споет и станцует в кадре. А компанию ему составят Алена Долголенко (Наталья Гончарова), Аня Чиповская (Елизавета Воронцова), Светлана Ходченкова (княгиня Голицына), Флориан Дестьендр (Дантес), Илья Любимов (Василий Жуковский) и Сергей Гилев (Бенкендорф).
Нам покажут все «сливки» исторических локаций: от Павильона роз в Павловском парке, Юсуповского, Мраморного, Строгановского дворцов до усадьбы Знаменки и Госархива ВМФ. Некоторые музеи впервые за всю историю впустили в свои покои съемочную группу. Для режиссера Феликса Умарова (сериал «Домашнее поле») это полнометражный дебют, что несколько беспокоит. Зато успокаивает «могучая кучка» создателей: «Централ Партнершип», «Кинослово», студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова при поддержке Фонда кино.
По словам Борисова, он пытался воплотить на экране необыкновенную энергию Пушкина: «Его трудно описать словами, это какое-то стремление, постоянное движение. Для меня его гениальность в честности, жажде жить, которая струится через все его произведения».
«Композитор Глинка», 1952, актер Лев Дурасов

Советской ленте о композиторе Михаиле Глинке, который дружил с Пушкиным и писал музыку к его поэмам, на МКФ в Локарно дали приз иностранных критиков за лучший фильм. Правда, до конца этот «шедевр» досмотреть крайне сложно. Слишком уж восторженно кричат великие персонажи (включая Гоголя-Георгия Вицына) о праве выводить на сцену «простого мужика». Громче всех, естественно, выступает камер-юнкер Пушкин, то в цилиндре и фраке, то в бархатном коричневом халате, словно вышедшем из школьного учебника.
Лев Дурасов играет этакого озорного мастера слова («Где драка, там и я»), из-за сурового грима, правда, похожего на трубочиста с подкрашенными глазами, но вполне живого и веселого. Такому точно можно доверить свои замыслы о будущей великой опере про Ивана Сусанина, дурного не посоветует.
«Наследница по прямой», 1982, актер Сергей Шакуров

Очередная неформальная история от автора «Ассы» Сергея Соловьева, в которой юные герои ведут взрослые разговоры о вечном. 13-летняя Женя живет в доме у моря, играет на гитаре и гадает по «Онегину». Девочка часто посещает руины старинной дачи, на которой якобы бывал Пушкин и писал любовные письма ее прапрабабке графине Лопухиной. Кажется, их связывала не только переписка.
Женя считает себя прямой наследницей великого поэта, которого видит то ли во снах, то ли в видениях, грустно гуляющим вдоль пасмурного моря. Играет поэта Сергей Шакуров. В темных кудрях, полумраке и развевающемся черном плаще, он ходил вдоль волн и раз за разом повторяет строчки из письма к возлюбленной. И хотя появляется он мельком, в коротких эпизодах, каждый раз эти сцены западают в душу, потому что одни и те же слова он произносит со все большим чувством, а ближе к финалу уже отчаянии и тоске.
«День полнолуния», 1998, актер Евгений Стычкин

Необычный фильм, нестандартный Пушкин. В философской притче Карена Шахназарова, сборнике коротких сцен из жизни как бы случайных прохожих, «наше все» играет Евгений Стычкин. Белокожий и пухлый, узнаваемый разве что по бакенбардам и плащу (тоже белому), лирик возникает на страницах повести «Путешествие в Арзрум», которую читает обычный мальчик в обычной квартире. Мы застаем Александра Сергеевича в степи среди овец и лошадей. Ветер раздувает его кудри и фалды плаща. Именитый путешественник заглядывает в юрту кочующей калмыцкой семьи и пытается разговорить скромную девушку. Но ей русский гость не слишком-то интересен.
Девушке из юрты он говорит, что едет на Кавказ воевать с турками, но умрет не на войне. Забавно, что в другом фильме о Пушкине («Пушкин. Последняя дуэль») Стычкин сыграет Лермонтова.
«Пушкин. Последняя дуэль», 2006, актер Сергей Безруков

Драма Натальи Бондарчук – самая подробная из кино-биографий поэта. Есть здесь такие факты, о которых не рассказывают в школе. Например, что секунданта на дуэли Константина Данзаса приговорили к повешению, что у Пушкина было четверо детей и что император отмерил семье погибшего приличное пожизненное пособие.
Фильм построен как расследование. Это исторический детектив, закрученный вокруг поисков авторов злополучного письма, ставшего причиной дуэли.
Сильно сыграны моменты страданий после ранения, последние дни Пушкина показаны жизненно и очень страшно.
«Спасти Пушкина», 2017, актер Константин Крюков

Молодежная комедия о том, как двое школьников случайно вытащили великого поэта из прошлого и пытаются вернуть обратно в обход дуэли, развеселит разве что любителей «Ералаша». Юмор про лошадей в машине и реп Пушкина вызывают недоумение. Хочется обернуться и в растерянности спросить: «Мне это почудилось?».
Примерно в таком состоянии мы застаем актера Константина Крюкова, на протяжении всего фильма пытающегося безостановочно удивляться устройству современного мира. Нет, есть и в этом Пушкине плюсы. Например, натуральные кудри Константина, которые он специально растил ради съемок в проекте. И сюртук на нем прекрасно сидит. Но голос слабый, игра беспомощная.
Его постоянно куда-то ведут под руки, а он покорно идет. Наблюдая все это, действительно начинаешь смеяться, а, значит, комедия в каком-то смысле удалась.