Борисов и компания. Самые заметные Пушкины нашего кино

«А не замахнуться ли нам на Александра нашего, Пушкина?» — в который раз подумали передовые продюсеры. И выдали свежее и модное прочтение биографии великого поэта с Юрой Борисовым в главной роли. Пока все обсуждают номинацию Борисова на «Оскар» и ждут выхода многообещающего байопика «Пророк. История Александра Пушкина», вспомним тех, кто также осмелился примерить знаменитые бакенбарды.

«Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, актер Юра Борисов

Кадр: фильм «Пророк. История Александра Пушкина»/ Централ Партнершип
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Проект готовился 4 года. Первые съемки начались в августе 2023 года. Это не классический байопик, а музыкально-биографический фильм в стиле «Ла-Ла-Ленд». Юра Борисов впервые споет и станцует в кадре. А компанию ему составят Алена Долголенко (Наталья Гончарова), Аня Чиповская (Елизавета Воронцова), Светлана Ходченкова (княгиня Голицына), Флориан Дестьендр (Дантес), Илья Любимов (Василий Жуковский) и Сергей Гилев (Бенкендорф).

Юра Борисов впервые споет и станцует в кадре.

Нам покажут все «сливки» исторических локаций: от Павильона роз в Павловском парке, Юсуповского, Мраморного, Строгановского дворцов до усадьбы Знаменки и Госархива ВМФ. Некоторые музеи впервые за всю историю впустили в свои покои съемочную группу. Для режиссера Феликса Умарова (сериал «Домашнее поле») это полнометражный дебют, что несколько беспокоит. Зато успокаивает «могучая кучка» создателей: «Централ Партнершип», «Кинослово», студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова при поддержке Фонда кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Борисова, он пытался воплотить на экране необыкновенную энергию Пушкина: «Его трудно описать словами, это какое-то стремление, постоянное движение. Для меня его гениальность в честности, жажде жить, которая струится через все его произведения».

«Композитор Глинка», 1952, актер Лев Дурасов

Кадр: фильм «Композитор Глинка»/Мосфильм

Советской ленте о композиторе Михаиле Глинке, который дружил с Пушкиным и писал музыку к его поэмам, на МКФ в Локарно дали приз иностранных критиков за лучший фильм. Правда, до конца этот «шедевр» досмотреть крайне сложно. Слишком уж восторженно кричат великие персонажи (включая Гоголя-Георгия Вицына) о праве выводить на сцену «простого мужика». Громче всех, естественно, выступает камер-юнкер Пушкин, то в цилиндре и фраке, то в бархатном коричневом халате, словно вышедшем из школьного учебника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лев Дурасов играет этакого озорного мастера слова («Где драка, там и я»), из-за сурового грима, правда, похожего на трубочиста с подкрашенными глазами, но вполне живого и веселого. Такому точно можно доверить свои замыслы о будущей великой опере про Ивана Сусанина, дурного не посоветует.

«Наследница по прямой», 1982, актер Сергей Шакуров

Кадр: фильм ««Наследница по прямой»/Мосфильм
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очередная неформальная история от автора «Ассы» Сергея Соловьева, в которой юные герои ведут взрослые разговоры о вечном. 13-летняя Женя живет в доме у моря, играет на гитаре и гадает по «Онегину». Девочка часто посещает руины старинной дачи, на которой якобы бывал Пушкин и писал любовные письма ее прапрабабке графине Лопухиной. Кажется, их связывала не только переписка.

Женя считает себя прямой наследницей великого поэта, которого видит то ли во снах, то ли в видениях, грустно гуляющим вдоль пасмурного моря. Играет поэта Сергей Шакуров. В темных кудрях, полумраке и развевающемся черном плаще, он ходил вдоль волн и раз за разом повторяет строчки из письма к возлюбленной. И хотя появляется он мельком, в коротких эпизодах, каждый раз эти сцены западают в душу, потому что одни и те же слова он произносит со все большим чувством, а ближе к финалу уже отчаянии и тоске.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«День полнолуния», 1998, актер Евгений Стычкин

Кадр: фильм «День полнолуния»/Мосфильм

Необычный фильм, нестандартный Пушкин. В философской притче Карена Шахназарова, сборнике коротких сцен из жизни как бы случайных прохожих, «наше все» играет Евгений Стычкин. Белокожий и пухлый, узнаваемый разве что по бакенбардам и плащу (тоже белому), лирик возникает на страницах повести «Путешествие в Арзрум», которую читает обычный мальчик в обычной квартире. Мы застаем Александра Сергеевича в степи среди овец и лошадей. Ветер раздувает его кудри и фалды плаща. Именитый путешественник заглядывает в юрту кочующей калмыцкой семьи и пытается разговорить скромную девушку. Но ей русский гость не слишком-то интересен.

Здесь Пушкин показан не столько реальным, сколько придуманным персонажем, знающим дату и обстоятельства собственной смерти.

Девушке из юрты он говорит, что едет на Кавказ воевать с турками, но умрет не на войне. Забавно, что в другом фильме о Пушкине («Пушкин. Последняя дуэль») Стычкин сыграет Лермонтова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пушкин. Последняя дуэль», 2006, актер Сергей Безруков

Кадр: фильм «Пушкин. Последняя дуэль»/Захаровский благотворительный пушкинский фонд Истоки

Драма Натальи Бондарчук – самая подробная из кино-биографий поэта. Есть здесь такие факты, о которых не рассказывают в школе. Например, что секунданта на дуэли Константина Данзаса приговорили к повешению, что у Пушкина было четверо детей и что император отмерил семье погибшего приличное пожизненное пособие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм построен как расследование. Это исторический детектив, закрученный вокруг поисков авторов злополучного письма, ставшего причиной дуэли.

Сергей Безруков в роли Пушкина вполне органичен. Несмотря на то, что в шубе и растрепанных бакенбардах он периодически напоминает росомаху из «Людей икс», образ заводного, смелого, изнемогающего от нежности к жене и всем прелестям жизни особенного человека ему удался.

Сильно сыграны моменты страданий после ранения, последние дни Пушкина показаны жизненно и очень страшно.

«Спасти Пушкина», 2017, актер Константин Крюков

Кадр: фильм «Спасти Пушкина»/КАРО-Продакшн
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодежная комедия о том, как двое школьников случайно вытащили великого поэта из прошлого и пытаются вернуть обратно в обход дуэли, развеселит разве что любителей «Ералаша». Юмор про лошадей в машине и реп Пушкина вызывают недоумение. Хочется обернуться и в растерянности спросить: «Мне это почудилось?».

Примерно в таком состоянии мы застаем актера Константина Крюкова, на протяжении всего фильма пытающегося безостановочно удивляться устройству современного мира. Нет, есть и в этом Пушкине плюсы. Например, натуральные кудри Константина, которые он специально растил ради съемок в проекте. И сюртук на нем прекрасно сидит. Но голос слабый, игра беспомощная.

Переместившийся Пушкин все время моргает, раздувает ноздри и приоткрывает рот, натужно удивленно рассматривая то видеокамеру, то автоматическую ручку.

Его постоянно куда-то ведут под руки, а он покорно идет. Наблюдая все это, действительно начинаешь смеяться, а, значит, комедия в каком-то смысле удалась.