42 года на полке: почему в СССР из-за цензуры не выпускали фильмы «31 июня», «Комиссар», «Первороссияне» и другие
1. «Сердца четырёх», 1941 год, 4 года на полке: слишком весёлый
Комедия «Сердца четырёх» снималась ещё до Великой Отечественной, в 1940 году. Лёгкая и жизнерадостная история о любви, с культовыми актрисами того времени, Валентиной Серовой и Людмилой Целиковской, сулила хорошие показатели в прокате. Но как раз в тот момент, когда монтаж фильма был закончен, началась Великая Отечественная. Пока «Мосфильм» готовил ленту к прокату, секретарь ЦК ВКП Андрей Жданов решил уменьшить количество развлекательных фильмов. Так «Сердца четырёх» попал на полку на четыре года.
О фильме вспомнили в послевоенное время. Власти решили, что людям нужен позитив, чтобы они могли хоть ненадолго отвлечься от тяжких послевоенных будней. Вот и вспомнили про картину «Сердцах четырёх», которая, наконец, дождалась своего звёздного часа. Фильм посмотрело более 19 миллионов человек.
2. «Человек ниоткуда», 1961 год, 27 лет на полке: основание — безыдейность
А это была сатирическая комедия: молодой учёный нашёл в Азии затерянное племя тапи и забрал оттуда одного человека с собой в Москву. Фабула основана на контрасте: дикарь сталкивается с советской действительностью, а зритель смотрит со стороны на свою жизнь, глазами чужеземца. Такой поворот не понравился многим чиновникам от кино. Как же: страна готовится к запуску человека в космос, строит светлое будущее, а режиссёр (Эльдар Рязанов) разоблачает пороки советского общества... Дошло до того, что запрет на выход фильма в прокат наложил Михаил Суслов. И только в 1988 году фильм, наконец, дошёл до массового зрителя.
3. «Первороссияне», 1967 год, 42 года на полке: слишком странный
Рекордсмен по количеству лет, проведенных на полке. Казалось бы, за что «Первороссияне» были сняты с проката? Ведь фильм получился исключительно идейным? Его создали к юбилею становления Советской власти и повествовал он о рабочих Петрограда, отправившихся в 1918 году устанавливать власть Советов в отдаленные деревни России. Что здесь-то не так? Оказалось, что снято было слишком странно. Слишком поэтично. Слишком нестандартно. Поэтому фильм просто сняли с проката и положили на полку. До 2009 года.
4. «Тридцать три», 1965 год, 25 лет на полке: а вдруг это пародия?
Фильм Георгия Данелии «Тридцать три» вообще, попал под раздачу, практически ни за что. В эпизоде с проездом героя в кортеже по Москве цензура усмотрела пародию на парады советских космонавтов и поездки генеральных секретарей. За это фильм попал на полку и лежал там четверть века.
5. «Комиссар», 1967 год, 20 лет на полке: всё неправильно
Фильм «Комиссар», снятый на основе рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», был дипломной работой режиссёра Александра Аскольдова. Главные роли сыграли Нонна Мордюкова, Ролан Быков и Василий Шукшин. Здесь было сразу несколько скользких тем: еврейский вопрос, нестандартное отношение к послереволюционным событиям, слишком большой акцент на личной жизни главной героини... В итоге фильм без единого показа положили на полку, режиссёра Аскольдова, который пытался защитить своё детище, лишили партбилета и уволили со студии, запретив ему заниматься кино вообще.
Фильм спас режиссёр Сергей Герасимов, который спрятал одну копию у себя в сейфе, где её и нашли после его смерти. На Международном кинофестивале, который проходил в Москве в 1987 году, журналисты спросили: все ли фильмы сняли с полок? Именно в тот момент, Александр Аскольдов напомнил про свой фильм. И не зря это сделал: лента получила международное признание, призы Берлинского фестиваля, гран-при в Иерусалиме и Сан-Франциско, «Британская энциклопедия» за роль в этом фильме внесла Нонну Мордюкову в список выдающихся актрис XX века, а Александр Аскольдов стал известным на весь мир.
6. «Проверка на дорогах», 1970 год, 15 лет на полке: порочит память защитников Родины
Фильм Алексея Германа, о коллаборационисте, который примкнул к партизанам, чтобы искупить свое предательство, вызвал оторопь у чиновников. Они посчитали картину порочащей память о защитниках родины. Фильм на 15 лет попал на полку, массовый зритель увидел его только 1985 году. Кстати, и эту картину высоко оценили критики и зрители, фильм отправили на несколько фестивалей, за работу над лентой Алексей Герман получил Государственную премию СССР.
7. «Долгие проводы», 1971 год, 16 лет на полке: антисоветчина
Простая история о взрослом сыне, который собрался покинуть родной дом и начать собственную жизнь, но для матери, которая остаётся одна, это превращается в трагедию. Что здесь не понравилось советским чиновникам? Ну, во-первых, здесь было слишком мало общественного и много личного. Во-вторых, всё это выглядит по-антисоветски... Чиновники начали требовать от режиссёра фильма Киры Муратовой сделать многочисленные правки и перемонтировать фильм. Когда Кира отказывалась что-то менять, её просто уволили за профнепригодность, а её детище положили на полку на 16 лет.
8. «История Аси Клячиной, которая любила, но не вышла замуж», 1967 год, 20 лет на полке: деревня у нас не такая
Андрей Кончаловский решил показать настоящую деревенскую жизнь, он перенёс на плёнку реальные характеры местных жителей одной из деревень, из-за чего многие кадры фильма были, практически, документальными. Ещё до премьеры фильм показали на «Мосфильме» и в доме культуры одной из деревень Горьковской области. Так вот, сами герои картины, простые деревенские люди, этот фильм забраковали, им больше нравились картины, похожие на фильм «Кубанские казаки»... По мнению жителей деревни, Кончаловский показал колхозников слишком грязными, неухоженными, отсталыми и неприятными. Собственно и чиновники пришли к такому же выводу, поэтому картина легла на полку на 20 лет.
9. «31 июня», 1978 год, 8 лет на полке: за побег актёра за границу
Любимый советскими зрителями фильм о любви, которая преодолела пропасть во времени, был запрещен не за сюжет. Одна из самых значительных работ режиссёра Леонида Квинихидзе и композитора Александра Зацепина попала на полку на 8 лет из-за бегства из страны одного из актёров. Посмотрите отрывок из этого фильма.
Премьера культового фильма прошла, как и было задумано, 31 декабря 1978 года на Первой программе центрального телевидения СССР. А потом «31 июня» оказался на полке из-за того, что исполнитель одной из главных ролей — артист Большого театра Александр Годунов, попросил политического убежища в Америке. Кроме этого, в начале 80-х, во Францию эмигрировал Александр Зацепин. Так фильм поплатился за отъезды этих людей из страны.