«Я не ожидала, что будет такой эффект»: мама ребёнка с аутизмом рассказала о новой терапии

В 90-х годах прошлого века исследователи обнаружили очень специфичные отличия в игре у детей с аутизмом по сравнению с другими детьми аналогичного возраста. Вместо того, чтобы катать машинки, они могли выставлять их в ряд по размерам и цветам или, например, когда нужно изобразить кого-либо в процессе ролевой игры или вообразить, что кукла живая, испытывали сложности. Это подсказало одной из основательниц Центра исследований и программ помощи при аутизме Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе доктору Конни Казари, что программа помощи аутичным детям должна быть основана на игре.
«Я не ожидала, что будет такой эффект»: мама ребёнка с аутизмом рассказала о новой терапии
Фото из личного архива героев публикации

Ролан − единственный ребенок у Алии и Артура. Когда мальчику исполнилось 1,5 года, мама стала замечать особенности в его поведении: он не отзывался на своё свое имя, не было указательного жеста – вместо этого малыш подводил маму за руку к тому, что ему надо. Дети его не интересовали, речь была не обращённой – он просто произносил слова в воздух, а кроме того он очень странно играл — вернее, фактически не играл с игрушками. Ходить с ним на площадки было очень сложно: он мог отбирать у детей игрушки или плакать, что дети не отдают ему свои игрушки.

В 2 года врач подтвердил опасения родителей – у мальчика аутизм.

Аутизм — самая распространенная особенность развития, по последним данным он встречается у каждого 36-го ребенка в мире. Это расстройство проявляется трудностями в социальной коммуникации и взаимодействии, а также трудностях в обработке сенсорной информации и повторяющемся поведении. Не существует «таблетки от аутизма», но это не означает, что такому человеку нельзя помочь. Современные программы помощи помогают аутичным людям справляться со многими трудностями и развивать свой потенциал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алия, мама Ролана: «Первое ощущение – невероятная растерянность. Но очень помог врач, который сразу рассказал, какие методы помощи работают, а на что не стоит тратить свое время, а еще помогли рассказы других родителей детей с аутизмом. Поэтому мы сразу начали искать поведенческие программы помощи и так оказались в Центр поддержки семьи "Обнажённые сердца".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Там Ролан начал обучаться по программе JASPER, разработанной доктором Конни Казари. До начала вмешательства специалист оценил развитие игровых и коммуникативных навыков ребенка, определил цели вмешательства и выбрал мотивирующие игрушки.

Ролан за игрой фото
Ролан за игрой
Фото: из личного архива героев публикации
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представьте, что вы заглянули в комнату, где проходит сессия вмешательства по этой программе. Что вы там увидите? Игрушки соответствуют уровню развития ребенка, они расставлены определенным образом и «ожидают» ребенка. Все это сделано для того, чтобы ребенок проявил интерес и начал играть.

Взрослый и ребенок начинают играть.

Взрослый реагирует на действия ребенка: например, если ребёнок решил поместить внутрь дома несколько фигурок людей, взрослый подкрепляет эту идею и поступает так же: он имитирует действия ребенка и включается в коммуникацию. Если ребенок теряет вовлечённость, взрослый помогает ребенку вернуться в прежнее русло. Кроме того, взрослый создает ребёнку возможности для освоения новых игровых и коммуникативных навыков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ё«Я не ожидала, что будет такой эффект, — говорит Алия, — но сейчас, в его 4 года, игра Ролана стала такой же, как у детей без особенностей. Например, мы купили ему куклу, а он за ней ухаживает, купает ее, сажает на горшок. А еще он также ухаживает за мишкой и динозавром. Он любит играть в доктора или в динозавра, которые гоняется за окружающими, или в пожарного, который спасает зайчиков. Ролан понял, что можно играть вдвоём, и теперь мы часто играем вместе. Он стал играть с другими ребятами на площадке. Благодаря программе у него развилась речь, и он может, например, предложить поиграть в догонялки или вместе построить замок из песка».

Ролан на прогулке фото
Ролан на прогулке
Фото: личный архив героев публикации
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Речь помогает Ролану не только в игре, но и сказать, что он хочет или не хочет, и поэтому у него ушли истерики. Конечно, проблемы еще остаются, например, ему сложно поделиться игрушками, но семья продолжает работать по программе, основанной на прикладном анализе поведения. Кроме того, Ролан ходит на общеобразовательные занятия в библиотеку, где мальчик занимается с обычными детьми, и здесь у него появились первые товарищи.

Программа существует уже 20 лет, в России уже 4 года ее реализует Фонд «Обнажённые сердца», и за эти годы сотни детей с аутизмом прошли ее. В результате — дети, которые почти не смотрели в глаза, начинают это делать, чтобы поделиться, когда происходит что-то неожиданное, впервые произносят звуки, те, кто говорили только одно слово, начинают произносить фразы, а дети, которые обычно настаивали на использовании одного типа игрушек, проявляют гибкость и выбирают другие игрушки. Использовать стратегии программы могут не только специалисты, но и родители в повседневной жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вас заинтересовала программа, роль игры и взаимодействие с ребенком через игру, вы можете бесплатно скачать на сайте фонда «Обнажённые сердца» русскоязычную версию руководства по программе. Автор пособия —профессор Конни Казари.

Среди ваших родственников или знакомых есть дети или взрослые, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра?
Да
Нет