«Я не ожидала, что будет такой эффект»: мама ребёнка с аутизмом рассказала о новой терапии
Ролан − единственный ребенок у Алии и Артура. Когда мальчику исполнилось 1,5 года, мама стала замечать особенности в его поведении: он не отзывался на своё свое имя, не было указательного жеста – вместо этого малыш подводил маму за руку к тому, что ему надо. Дети его не интересовали, речь была не обращённой – он просто произносил слова в воздух, а кроме того он очень странно играл — вернее, фактически не играл с игрушками. Ходить с ним на площадки было очень сложно: он мог отбирать у детей игрушки или плакать, что дети не отдают ему свои игрушки.
Аутизм — самая распространенная особенность развития, по последним данным он встречается у каждого 36-го ребенка в мире. Это расстройство проявляется трудностями в социальной коммуникации и взаимодействии, а также трудностях в обработке сенсорной информации и повторяющемся поведении. Не существует «таблетки от аутизма», но это не означает, что такому человеку нельзя помочь. Современные программы помощи помогают аутичным людям справляться со многими трудностями и развивать свой потенциал.
Алия, мама Ролана: «Первое ощущение – невероятная растерянность. Но очень помог врач, который сразу рассказал, какие методы помощи работают, а на что не стоит тратить свое время, а еще помогли рассказы других родителей детей с аутизмом. Поэтому мы сразу начали искать поведенческие программы помощи и так оказались в Центр поддержки семьи "Обнажённые сердца".
Там Ролан начал обучаться по программе JASPER, разработанной доктором Конни Казари. До начала вмешательства специалист оценил развитие игровых и коммуникативных навыков ребенка, определил цели вмешательства и выбрал мотивирующие игрушки.
Представьте, что вы заглянули в комнату, где проходит сессия вмешательства по этой программе. Что вы там увидите? Игрушки соответствуют уровню развития ребенка, они расставлены определенным образом и «ожидают» ребенка. Все это сделано для того, чтобы ребенок проявил интерес и начал играть.
Взрослый реагирует на действия ребенка: например, если ребёнок решил поместить внутрь дома несколько фигурок людей, взрослый подкрепляет эту идею и поступает так же: он имитирует действия ребенка и включается в коммуникацию. Если ребенок теряет вовлечённость, взрослый помогает ребенку вернуться в прежнее русло. Кроме того, взрослый создает ребёнку возможности для освоения новых игровых и коммуникативных навыков.
ё«Я не ожидала, что будет такой эффект, — говорит Алия, — но сейчас, в его 4 года, игра Ролана стала такой же, как у детей без особенностей. Например, мы купили ему куклу, а он за ней ухаживает, купает ее, сажает на горшок. А еще он также ухаживает за мишкой и динозавром. Он любит играть в доктора или в динозавра, которые гоняется за окружающими, или в пожарного, который спасает зайчиков. Ролан понял, что можно играть вдвоём, и теперь мы часто играем вместе. Он стал играть с другими ребятами на площадке. Благодаря программе у него развилась речь, и он может, например, предложить поиграть в догонялки или вместе построить замок из песка».
Речь помогает Ролану не только в игре, но и сказать, что он хочет или не хочет, и поэтому у него ушли истерики. Конечно, проблемы еще остаются, например, ему сложно поделиться игрушками, но семья продолжает работать по программе, основанной на прикладном анализе поведения. Кроме того, Ролан ходит на общеобразовательные занятия в библиотеку, где мальчик занимается с обычными детьми, и здесь у него появились первые товарищи.
Программа существует уже 20 лет, в России уже 4 года ее реализует Фонд «Обнажённые сердца», и за эти годы сотни детей с аутизмом прошли ее. В результате — дети, которые почти не смотрели в глаза, начинают это делать, чтобы поделиться, когда происходит что-то неожиданное, впервые произносят звуки, те, кто говорили только одно слово, начинают произносить фразы, а дети, которые обычно настаивали на использовании одного типа игрушек, проявляют гибкость и выбирают другие игрушки. Использовать стратегии программы могут не только специалисты, но и родители в повседневной жизни.
Если вас заинтересовала программа, роль игры и взаимодействие с ребенком через игру, вы можете бесплатно скачать на сайте фонда «Обнажённые сердца» русскоязычную версию руководства по программе. Автор пособия —профессор Конни Казари.