«Тело Дженнет подвело ее еще до рождения...»
Текст — Светлана Комарова, фото — Ольга Павлова
Дженнет четырнадцать. У нее копна густых волос, темно-карие глаза и мелодичный голос. Возраст Джульетты. В ее возрасте я была непрестанно влюблена. Очень хочется спросить, влюблена ли Дженнет, но я так и не смогу задать ей этот вопрос. Джен красавица, у нее есть младшая сестра, трехлетний брат и инвалидная коляска.
Иногда наше тело нас подводит. Тело Дженнет подвело ее до рождения — сломался какой-то ген, в результате — несовершенный остеогенез. Дженнет постоянно ломается. Это небольшие микротрещины в кости, на которых потом образуются костные наросты. По ним и понимают врачи и мама, что вот новый нарост, а значит новый перелом. Если кость сломалась в районе сустава, он перестает сгибаться. Поэтому коляска и очень хочется в лагерь. На идею создания лагеря для несовершенников подтолкнула именно она. Для того, чтобы в апреле лагерь случился, нужно собрать еще миллион. Большая часть денег уже собрана. Джен согласилась на интервью, чтобы помочь собрать деньги на лагерь.
— Мне сказали, что это ты придумала лагерь.
— Наверное можно сказать и так. Моей младшей сестре предложили поехать в лагерь с углубленным изучением английского. Мне очень хотелось с ней в лагерь. Мама позвонила, спросила насчет меня. Нам отказали, сказали, что я не смогу там передвигаться, — ну да, кто возьмет в лагерь ребенка-колясочника, который ко всему прочему постоянно ломается.
— Нет, я писала пьесу.
— О чем?
— Как вампирша попала в мир людей, пошла в школу, как она адаптировалась рядом с людьми, научилась взаимодействовать с другими людьми.
Если ты не такой, как все, вопросы адаптации и взаимодействия с обычными людьми встают в полный рост. Я не спрашиваю, получилось ли у вампирши адаптироваться, понятно, что получилось.
— Ты пишешь?
— Я впервые написала пьесу там, в лагере, в одиннадцать лет. Вообще-то я рисую.
— Ну ты даешь! Можешь показать работы?
Дженнет отъезжает к мольберту и показывает мне натюрморт. Мы общаемся по Скайпу, видно плохо.
— Это масло?
— Да.
На картине скрипка, книга, картина, бокал, синяя драпировка. Названия нет — это ученическая работа. С пятого класса Джен ходит в художку. До этого училась рисовать по видеоурокам.
— Я специально выбирала такую школу, где есть художка, чтобы была возможность ходить в художку и не ехать из одной школы в другую.
В четырнадцать лет — пьеса, художка, уроки доброты, которые она ведет в школах для здоровых детей и много чего еще. Она сама — урок жизнелюбия, желания творить, менять жизнь и живое доказательство того, что это возможно. Лагерь важен для нее — там она встречается со своими друзьями, такими же, как она. У них есть, чем делиться друг с другом. Есть то, что способен понять только человек, переживший пережитое тобой.
— Что было самой большой радостью в твоей жизни?
Она долго думает, опустив глаза, потом поднимает сияющее лицо:
— Самое радостное — поездка в Артек. Там был самый настоящий лагерь, без папы, без сопровождающих. Я жила там сама. Папа конечно приходил, но я все время жила там сама. И я поняла, что могу.
Она рассказывает про Артек и про то, что любит читать бумажные книги, и да, у нее была электронная книга, но она разбилась. И очень важно иметь больше возможностей. Она хочет учиться на дизайнера. Какого? Скорее всего дизайнера интерьеров. Она будет поступать в институт. В ее речи постоянно мелькают «хочу», «могу», «возможности», «загорелось». Два месяца назад я отказала соискателю. Он был молод, умен, красив, но выбрал философский факультет ГУ ВШЭ исключительно потому, что там нет конкурса — он мог гарантированно поступить и получить диплом Вышки. Ему не нужны были возможности, он хотел гарантий. Я ему отказала. Если в восемнадцать лет мужчина ищет гарантии, он никогда не будет рисковать и искать возможности. Красотка-колясочница ищет возможности, гарантии ей не нужны. Она хочет быть дизайнером.
— У тебя есть любимый цвет?
— Да! Черный.
— Черный?!
— Черный. Я люблю чисто черный. Он спокойный, напоминает космос, звезды, Млечный путь, он — звездная пыль. Он какой-то очень разноцветный. Я раньше думала, что черный квадрат это просто черный, но потом мне рассказали, что Малевич пытался смешать все краски и комбинировать цвета, и даже оттенки, и таким образом получился черный квадрат.
Для меня черный — черный. Для нее — разноцветный сияющий Млечный путь.
— Что ты любишь рисовать?
— Мне очень нравятся пейзажи, но не просто природа. Мы часто выходим на пленэр и это надоедает. Мне нравятся городские пейзажи.
Пьеса. Уроки доброты. Пленэр. Художница возраста влюбленной Джульетты. В коляске, с мольбертом и красками. Юная красавица, которой есть, что рассказать друзьям-несовершенникам о том, как насыщенно можно жить, если твое тело подвело тебя еще до твоего рождения. Стремления и возможности, неготовность смириться с безопасной и бездеятельной жизнью взаперти. Лагерь, которого она ждет, чтобы увидеть друзей.
За оставшуюся неделю до лагеря нужно успеть собрать 190 тысяч рублей. Двести пятьдесят рублей с каждого — чашка кофе в московском кафе дадут возможность тем, кто еще не поверил, что жизнь можно менять, увидеть красотку Дженн и поверить. Поверить в то, что, если даже жизнь складывается не так, как ты хотел, ты можешь начать складывать ее заново и верить в то, что она все же сложится красивым гармоничным пазлом.
Помочь Дженнет поехать в лагерь можно так: перевести возможную для вас сумму денег на сайте благотворительного фонда «Хрупкие люди» https://hrupkie.ru/hotite-pomoch/