Ведьма из Руанды, которая спасла сотни жизней
В Руанде исторически жили две самые крупные народности: тутси и хуту. Хуту и тогда, и сейчас составляли численное большинство населения. Разница между ними почти не заметна. Хуту чуть ниже ростом и с более темным цветом кожи, чем тутси. Когда-то тутси были правящей аристократической верхушкой — они были более уважаемы и богаты.
6 апреля 1994 года, после смерти президентов Руанды и Бурунди, начались массовые убийства тутси.
За три месяца было убито порядка миллиона человек — по скорости и жестокости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти. Средства массовой информации, радио и газеты подогревали ненависть одного этноса к другому. Сотни тысяч хуту — от крестьян, рабочих и домохозяек до адвокатов, учителей и священников — брали в руки мачете и автоматы и отправлялись убивать бывших соседей и друзей, а также насиловать женщин тутси, которых пропаганда изображала «сексуально притягательной "пятой колонной".
Но даже в таком аду нашлись люди, которые готовы были рискнуть собой и пойти против кровавой машины.
Ее звали Зула Карухимби. В 2018 году она умерла в Руанде в возрасте ста шести лет. «Ведьме Шиндлера» посвятили некрологи газеты множества западных стран, а единственным символом ее милосердия служит дерево в Саду праведников в итальянской Падуе.
Это был тот редкий случай, когда суеверность африканцев сыграла на руку тем, кто хотел спастись. У Зулы была дурная слава ведьмы — и ее боялись. Она отгоняла боевиков «Интерахамве» (организация хуту) от своего дома, где прятались люди, чьих имен она даже не знала. Одни из них проводили дни, набившись в тесный горячий подвал, прикрытые сухими листьями и корзинами, другие лежали под кроватью или на чердаке, третьи сидели среди веток сливового дерева возле дома.
Когда приходили боевики, Зула смазывала руки соком ядовитых растений и прикасалась к голой коже вторженцев — те покрывались язвами. «Они не понимали, в чем дело, и считали, что я их прокляла, — рассказывала она. — Потом я уходила в дом и гремела там всем, что попадалось под руку, а боевикам говорила, что это гневаются духи. Когда меня обвиняли, что я прячу тутси, я отвечала: "Я же ведьма, меня все боятся, ко мне никто не ходит".
Однажды ее дом пытались поджечь, в другой раз обстреляли. Но каждый раз ей удавалось запугать боевиков тем, что гнев духов обрушится на их семьи, и они отступали. Зула Карухимби спасла у себя множество людей: больше 100 тутси, около 50 хуту и троих белых.
В 2006 году Зулу Карухимби наградили медалью за участие в борьбе против геноцида. Ее вручал президент Руанды Пол Кагаме, которого — как странно складывается жизнь — Зула тоже спасла во время предыдущей вспышки насилия в 1957 году, когда ему было всего два года. Его семья жила в соседней деревне. «Когда начались атаки на тутси, я сняла с себя бусы, дала его матери и велела вплести бусы ребенку в волосы, а всем говорить, что это девочка. Тогда убивали только мальчиков, и так он выжил», — рассказывала она. Позднее Пол Кагаме стал командующим Патриотического фронта Руанды, армия которого положила конец геноциду.
Зулу Карухимби пригласили в итальянскую Падую, где она посадила свое оливковое дерево в Саду праведников — там была открыта стела в ее честь. Но Зула не умела читать, и в старости даже не могла вспомнить толком название страны, в которой побывала.
Раньше Зула жила за счет продажи овощей со своего огорода на местном рынке. Но позже сил на это уже не было, и она добывала средства для пропитания так же, как ее предки, потомственные знахари. Зуле не нравилось, когда ее называли ведьмой, она предпочитала слово «целительница». Говорила, что умеет варить зелья, которые вылечат головную боль, исправят недостатки внешности или помогут найти работу. Перед ее домом на солнце сушились травы.
Однако к ней приходило все меньше и меньше покупателей. Отчасти это связано с распространением образования — люди больше доверяют врачам, чем деревенским ведьмам.
Но есть и причина похуже: как и во всей Африке, в Руанде все шире распространяется охота на ведьм. Большую роль в этом играют проповедники христианских церквей, призывающие изгонять или убивать колдуний и знахарок. Это большая проблема для многих стран третьего мира.