С лежачими больными нужно разговаривать. Неважно, в сознании человек или нет
Екатерина пять лет работала медсестрой в Службе помощи больным с БАС.
Боковой амиотрофический склероз — неизлечимое заболевание, при котором постепенно отказывает мускулатура.
Сначала отказывают руки, ноги, потом пропадает речь, в конце человек не может сам глотать и дышать. При этом он совершенно сохранен интеллектуально — до самого конца.
— Такие люди лежат дома. За ними ухаживают родственники или сиделки. И в какой-то момент мы поняли, что практически всех их нужно учить правильному уходу. Самым простым вещам — например, как повернуть больного и при этом не вывихнуть ему плечо. Как кормить, если руки уже отказали. Как соблюдать гигиену, ведь болезнь может длиться годами. Конечно, бывает, что таким больным нанимают сиделку. Но, во-первых, это очень дорого, а во-вторых, квалификация сиделок у нас, как правило, низкая. И родственники ухаживают сами. Как умеют.
— И как они умеют?
— Обычно вообще ничего не знают и не умеют. Даже медики очень часто не знают, как правильно ухаживать за лежачими. В нашей стране уходу за тяжелобольными вообще мало внимания уделялось. Всегда. У нас просто нет государственной политики реабилитации таких больных и организации системы ухода за ними. А больных, которые лежат дома и нуждаются в помощи, много. Люди после инсультов, с тяжелыми формами рака, с переломами шейки бедра, позвоночника
Екатерина Дихтер будет преподавать в школе «Внимание и Забота». До этого Катя много лет работала медсестрой в школе помощи больным с БАС
— А если ухаживать неправильно — к чему такой уход приводит?
— К очень тяжелым последствиям. Почти всегда. Да, люди как-то приспосабливаются, ухаживают по наитию. Но ошибок допускают очень много.
— Каких?
— Например, мало кто знает, что с лежачими больными обязательно нужно разговаривать. Неважно, в сознании человек или нет.
— Когда человек ухаживает за больным круглые сутки и так годами — это дико выматывает, и он начинает экономить ресурсы. Сиделки часто все делают молча — хватают, моют, переворачивают. А так нельзя. С человеком надо общаться, слушать его, ставить ему музыку — не устаю это повторять! Именно в таком обращении с лежачим больным кроется огромный реабилитационный потенциал. Человека с деменцией, например, не надо разубеждать, если он что-то видит или слышит несуществующее. Очень важно знать, что это за человек, какую жизнь прожил. Часто при тяжелой болезни на первый план выходят задвинутые глубоко в подсознание старые переживания, страдания, страхи. Нам они могут казаться странными, а для больного они очень важны.
Пример из жизни: пожилая женщина не могла спать в темноте. Выключают свет — у нее истерика. Оказалось, во время войны ее изнасиловали в темноте. Девушка пережила адский стресс.
Когда сиделка об этом узнала, женщине перестали выключать свет, и она стала спокойно спать. Страх всплыл во время болезни.
Если человек лишен возможности двигаться, говорить, это совершенно не значит, что с ним не надо общаться. Надо рассказывать новости, надо всячески разнообразить его жизнь. И переодевать такого больного надо каждое утро. На Западе по утрам переодевают даже тех, кто лежит в коме.
Реконструкция занятий школы патронажа «Внимание и Забота». Катя показывает, как безопасно пересадить пациента на коляску
— Зачем?
— Задача реабилитации, ухода — максимально вернуть человеку чувство собственного достоинства, приблизить его к тому времени, когда он был здоров. В Англии человека в коме переодевают в спортивный костюм, если он всю жизнь был спортсменом. Другой пример: пациентка после инсульта отказывалась от реабилитации, ну вот, не было мотивации. Она появилась только тогда, когда в больницу привели ее лошадь — после того, как узнали, что женщина до болезни всю жизнь занималась лошадьми. Женщина ее увидела, погладила — и дело пошло, интерес к жизни вернулся. Но это Англия. Там такое возможно, у нас, к сожалению, нет.
Если обездвиженный человек все время лежит — у него развивается депрессия. Можно ли из этого состояния вывести? Можно.
Вот, скажем, человек до болезни каждое утро пил кофе и завтракал на кухне — не надо рушить его привычки. Этот утренний кофе для него крайне важен! Оденьте человека, пересадите в кресло-каталку, отвезите на кухню. И пусть пьет свой кофе, как он это делал всю жизнь. Мелочи? Нет, внимание к таким вещам очень помогает в реабилитации.
Очень многие не знают, как правильно пересадить человека из кровати в инвалидное кресло. В результате делают больно ему и срывают спину себе. А ведь есть надежные, безопасные техники. В Школе мы будем им обучать.
Мало кто знает, что практически каждый лежачий больной мучается запорами. Человек же лежит! В лучшем случае ему клизмы ставят, дают слабительное. Но это не правильно.
Надо, чтобы работали мышцы брюшного пресса. А для этого больного надо посадить. И лучше бы отвезти на коляске в туалет, хотя, конечно, подложить утку куда как проще.
Это совершенно неправильно — когда вся жизнь больного проходит в кровати! Пусть даже эта кровать навороченная, специальная.
Кровать эту, кстати, при оформлении инвалидности должно бесплатно предоставлять государство. Больным с первой группой инвалидности положены функциональная кровать, подъемник, чтобы не тягать человека на руках. Но никакое государство ничего этого не дает, все нужно самим покупать.
Скользящее оборудование — это специальная простыня для перемещения пациента. Реконструкция занятий школы патронажа «Внимание и Забота».
— Кровать с противопролежневым матрасом — насколько она обязательна?
— В Европе вообще не знают, что такое пролежни. Там точно знают, что матрасы не панацея! Просто человека регулярно перемещают. И делают это грамотно, не повреждая поверхностного слоя кожи. Сам по себе противопролежневый матрас от пролежней не спасет, каким бы дорогим он ни был.
У нас же даже на специальном матрасе у больного появляются пролежни. А это очень опасно, умирают от них!
Это нарушение работы сосудов, это инфекция, которая быстро разносится кровью по организму. А инфекция для и без того слабого организма — катастрофа. Самое страшное, что сам больной пролежней чаще всего не чувствует. На занятиях в Школе мы научим оценивать состояние кожи, научим правильно осматривать человека и вовремя действовать, если что-то идет не так.
— Это могли бы сделать врачи и медсестры поликлиники, которые должны приходить к лежачему больному, но не приходят.
— Сейчас начали ходить. Почти в каждой московской поликлинике есть паллиативный кабинет. Но на одну медсестру приходится 800 тяжелых больных. Как думаете, ко многим медсестра успеет зайти? И о каком качестве ухода можно говорить? Ей бы укол успеть сделать, да памперс поменять...
— На обучение в Школу придут в основном родственники? Или профессиональные сиделки тоже?
— На таких занятиях очень мало медсестер, санитарок, социальных работников, сиделок. 90% — это родственники, которые ухаживают за своими и хотят научиться делать это грамотно. И только главврачи, понимающие всю важность такого обучения, ищут курсы для своих медсестер и санитарок. Могу сказать по опыту проведения семинаров фонда «Живи сейчас».
Катя показывает, как безопасно пересадить пациента на коляску. Реконструкция занятий школы патронажа «Внимание и Забота».
— А специалисты паллиативных кабинетов поликлиник?
— Нет, видимо, они считают, что и так все знают. А ведь во всем мире уход за лежачими больными — это отдельная отрасль медицинских знаний. Надо знать, что нужно больному, понимать, в чем его главные проблемы, видеть его ресурс. Тогда появляется понимание, что и как делать.
Кстати, мало кто из ухаживающих знает, что все действия, все манипуляции с больным ты должен записывать.
У сиделки в Европе очень четкие инструкции, которые она обязана неукоснительно исполнять. На Западе вообще все по-другому: больного окружает очень много разных специалистов. Это называется community help. Я бы посоветовала родственникам больного вести журнал записей, чтобы тот, кто придет на смену, знал, что уже сделано.
И еще важная деталь. В Европе сиделок без лицензии просто нет. Государство, страховые компании за этим строго следят. У нас же родственники очень часто рады, если хоть кто-то согласится ухаживать, тут уж не до квалификации.
— Сложно найти сиделку в Москве?
— Вовсе нет. Рынок существует, желающих много. Проблема в том, что это жуткая лотерея. Легче легкого нарваться на неумеху, которая выдает себя за опытного и знающего специалиста.
— Как отличить квалифицированную сиделку?
— На занятиях в Школе мы обязательно будем объяснять: с сиделкой надо встретиться заранее, поговорить, познакомить ее с потенциальным пациентом. Уже на первой встрече станет понятно, смогут ли больной и сиделка близко и долго общаться друг с другом.
Очень часто считающие себя опытными сиделки многое делают неправильно не только c больным, но и во вред себе. Например, не так, как надо, подтягивают лежачего больного на подушку, выше к изголовью. Берут подмышки, а то и просто за руки, тянут и таким образом травмируют суставы больного. А надо — с помощью специальной скользящей ткани в два слоя, которая подкладывается под человека.
Реконструкция занятий школы патронажа «Внимание и Забота»
— А сами преподаватели Школы у кого учились? У западных коллег?
— Проблема настолько глобальна, что для ее решения объединились два фонда — Фонд помощи взрослым «Живой» и фонд помощи людям с БАС (боковым амиотрофическим склерозом) «Живи сейчас» — и учредили в Москве Школу патронажного ухода «Внимание и забота». Проект несколько лет существовал при фонде «Живи сейчас». И все это время сотрудники фонда искали российских специалистов, которые работают по западным методикам.
В нашей стране первыми, кто стал изучать современные методики и практики ухода за тяжелыми больными, были питерские врачи. Там очень сильная школа физической терапии.
С ее помощью можно улучшить координацию движений пациента, разработать суставы и мышцы
Сейчас наша задача — наладить систему обучения патронажному уходу в Москве. Пока у нас в столице есть четыре площадки для будущей работы Школы — больница имени Буянова, 2-я поликлиника в Чертанове и Служба помощи больным с БАС, и еще один класс. Сегодня запросов на обучение намного больше наших возможностей.
А вообще — откуда придет запрос, туда мы и поедем, там и проведем наши пятидневные курсы. В любой город.
— Еще ведь можно обучать дистанционно? С помощью видеоуроков, например.
— Да, это входит в наши планы. Недавно сделали обучающее видео по перемещению больных. В ролике очень подробно объясняется и показывается, как правильно подтягивать больного на кровати, пересаживать в кресло, переводить в сидячее положение, поворачивать. Таких видео мы запланировали снять много — по темам «Общение», «Питание», «Эрготерапия» и другим. Но на их съемку нужны деньги. Именно на съемку, в Сеть ролики мы выложим бесплатно.
Несколько слов о Школе
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Школа патронажного ухода "Внимание и забота"" учреждена двумя благотворительными фондами — фондом помощи взрослым "Живой" и фондом помощи людям с БАС "Живи сейчас". За годы работы у фондов накопился большой объем полезных знаний, поэтому проект решили расширить.
Екатерина Дихтер
Школе «Внимание и забота» предстоит повысить качество образования всех, кто связан с патронажным уходом. Необходимые знания и навыки смогут бесплатно получать сиделки, волонтеры и родственники пациентов. Объем работы огромный, но для того, чтобы проект существовал, ему нужны средства.
За год планируется провести порядка 60 семинаров и тренингов. В них примут участие около тысячи человек, которые, в свою очередь, смогут оказать квалифицированную помощь и продлить жизнь нескольким тысячам лежачих больных.
Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование в 100, 200 или 300 рублей, и тогда Школа патронажного ухода сможет работать в Москве, Петербурге, проводить семинары в других городах. Очень может быть, что эти знания и навыки пригодятся и вашим родным. В наших силах сделать так, чтобы Школа работала всегда. Государство ее не поддерживает. Но поддержать ее можем мы. Оригинал статьи на сайте Такие Дела