Почему работодатели отказывают в должности женщинам, которые воспитывают детей
Без вины виноватые
В описаниях вакансий никогда не встретите формулировку «ищем сотрудника без детей». Если верить порталу Superjob, только 6% работодателей открыто признают, что их компании для тех, чьи дети ещё не родились или уже выросли.
Но 6% — это верхушка айсберга. Чаще HR’ы красноречиво молчат, не перезванивая или присылая автоматический отказ. Или шёпотом намекают на «неподходящесть» во время собеседования, когда у кандидатки обнаруживается «скелет в шкафу». Почему шёпотом? Оказывается, статья 64 Трудового кодекса РФ запрещает отказывать женщине по мотивам,связанным с наличием детей.
Конечно, если вам честно объяснили причину, можно потребовать письменный отказ и обратиться в суд. Но работодатель тоже не лыком шит — напишет, что его, к примеру, опыт не устраивает. И ведь не возразите — на вкус и цвет, как говорится...
Так что, несмотря на официальные 6%, красным дипломам приходится пылиться в шкафу, а мамам — выплёскивать гнев на форумах. Например, чтобы найти в группе #щастьематеринства рассказы о бесконечных поисках работы, нам потребовалось пять минут.
#
«Все говорят: "А как же вы будете работать? У вас двое, с больничных не вылезете. А то, что я и работала, и курсы английского посещала за свой счёт, и квалификацию повышала — всё не важно, никому не интересно...»
#
«Мне недавно позвонили по поводу работы управляющей рестораном. Меня ПОРЕКОМЕНДОВАЛИ. И знаете что? Даже до собеседования не дошла. Просто прикинули: ага, няня, ребёнок и так далее. Да, я знала, что будет так, поэтому даже не искала работу в этой сфере, но тут сами позвонили, предложили, меня порекомендовали (!!!), и из-за того, что у меня ребёнок (стопудово), мне не назначили собеседование».
#
«После долгих месяцев исканий, выслушивания на собеседованиях вот этого всего ("Где вы были 10 лет?", "Сидели бы и сидели ещё в декрете", "Главное, что вы мать!", "Вы же осознаёте, что ваша квалификация потеряна, материнство головного мозга, хыхыхы") я наконец-то нашла работу...»
Словом, женщина вроде и не виновата, что родила детей и возмечтала о профессиональной самореализации. Но почему-то виновата, что в глазах работодателя априори:
- растеряла профессиональные навыки;
- вечно сидит на больничных;
- без конца отпрашивается на утренники и родительские собрания;
- не желает задерживаться после работы и «срываться» в командировки по первому требованию.
Словом, брать такую не хочется. К тому же, если что, потом не отделаешься, ведь на стороне работающей мамы ещё и...
Его величество Закон
Во-первых, согласно ст. 261 Трудового кодекса РФ, если у вас есть ребёнок до трех лет (до 14 — если растите одна, до 18 — если он инвалид), вас невозможно сократить. Ну, за редкими исключениями, в которые мы вдаваться не будем. А по ст. 259 без письменного согласия вас нельзя отправлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе по ночам, в выходные и праздники.
Во-вторых, по ст. 258, пока ребёнку не исполнилось 1,5 года, каждые 3 часа вам положены 30-минутные перерывы для кормления малыша. Проверять, находится он на грудном вскармливании или нет, никто не станет. Но если вы потребуете, отказывать незаконно! К тому же эти перерывы можно объединять и переносить в начало или конец дня, а это ежедневно минус 1 час работы, что работодателю совсем не выгодно.
Что же делать?
Сила — в слабости
Если работодатель «родной», то есть от него вы в декрет ушли и к нему же хотите вернуться, проблемы нет. По закону взять обязаны на ту же должность. А если ищете новое место, да ещё в офисе и на полный день, убедите HR’а: дети — это ваша сила, а не слабость. Благодаря им у вас больше преимуществ, чем недостатков!
Вы не уйдёте в декрет (по крайней мере, в ближайшее время). Так что не вздумайте скрывать наличие детей: молодой, замужней, но бездетной откажут даже с большей вероятностью. Но в то же время везде проговаривайте, что за детьми есть кому присмотреть в случае форс-мажора.
Вы очень соскучились по работе! Как утверждает портал HeadHunter, горящие глаза и желание наконец-таки покорить этот мир — основной «козырь» соискателей после декрета. Не забудьте только расписать, как продолжали интересоваться профессиональной литературой и подрабатывали по специальности удалённо.
Вместо больничного вы сможете работать из дома, участвовать в совещаниях по скайпу и консультировать по телефону. В этом вам поможет уже упомянутый опыт удалённой работы.
Вы богиня тайм-менеджмента. Научившись делать сто дел одновременно с ребёнком на руках, в офисе вы за восемь часов успеете больше, чем бездетный коллега за 12! Именно поэтому (включаем невинные глаза кота из «Шрека») вы и не видите смысла задерживаться на работе.
Вы сама ответственность. Потому что безответственных мам не бывает! И то, что (с тремя-то детьми!) вы не переносите собеседования, не опаздываете и приходите на них с чистыми волосами и в аккуратной одежде, уже даёт сто очков в вашу пользу.
Но даже если, несмотря на всё это, в офис вас взять не готовы, всегда есть...
Удалённая работа и фриланс
На самом деле это просто идеальные варианты для мам. Найдёте такой — считайте, родились под счастливой звездой. Правда, и тут есть жирное «но». Начнем издалека...
Пару лет назад я была редактором одного сайта. И под моим, так сказать, началом были и фрилансеры, и удалённые сотрудники, работавшие полный день. На собеседованиях все клялись: «Ребёнок не проблема! Не подведу!» А неудобные ситуации всё равно случались.
Например, одна женщина на фрилансе получила первое задание и... пропала! Я неделю ловила её в Скайпе, чтобы услышать: «У меня же малыш, времени совсем не было!» Моё воображение нарисовало грудничка, у которого режутся зубки, и бедную мать, сутками таскающую его на руках. Но оказалось, что «малышу», на минутку, 11 лет, он здоров и ходит в школу, а мама всё равно не выкроила 20 минут, чтобы написать текст размером с ладонь.
Был и другой случай. Мама «годовастика» убедила взять её на «удалёнку» на полный день. Месяц всё было отлично, а потом... Дедлайны горят, а она как в воду канула. «Вообще-то лето, мы на даче! Я же не могу отпустить ребёнка одного в огород!» — ответила она, когда лично генеральный директор «оборвал» её телефон.
Это я к чему? К тому, что если начальство не сидит в метре от вас, это не значит, что оно тупое и не заметит подвоха. Так что, договариваясь о работе вне офиса, будьте честной в первую очередь с самой собой. Ну нет у вас 8 часов в день, ну «шило» вас ребёнок — признайтесь, что не готовы к срочным задачам и полной нагрузке! Адекватные люди это оценят, предложат компромисс, и будет всем счастье.
В общем, удачных поисков и, главное, веры в себя. Спойлер: работу в итоге находят все...
Текст: Анна Кондрашова