Мрачная история чёрного платья: 5 вещей, которые несли владельцам смерть
Изумрудный — цвет сезона
Модного изумрудного цвета ткани в XVIII-XIX веках добивались с помощью мышьяка. Травились все: знатные дамы, портнихи и производители тканей. Мышьяковый зеленый был повсюду: в интерьерах, одежде, аксессуарах и даже кондитерских изделиях.
Женщины наряжались в изумрудный с ног до головы: покупали шляпки, платья, туфли, перчатки — все крашенное мышьяком. Если в головных уборах и одежде присутствовала подкладка, то перчатки делали без нее, просто красили кисточкой и просушивали — яд напрямую контактировал с кожей. Дамы жаловались на сыпь и нарывы на пальцах.
Мышьяк поджидал великосветских модниц даже в наборах для рукоделия. Популярное хобби того времени — создание модных венков, деталями которых были плоды, цветы, листья и виноград. Угадайте, чем их красили.
Конечно, самые серьезные отравления получали те, кто работал на текстильных производствах. Порошок оседал на одежде, и люди приносили отраву в свои дома.
Безумные шляпники и ртуть
Это история про безумных шляпников. Самый известный из них, конечно, карикатурный шляпник из «Алисы в стране чудес». Его неадекватное поведение и частые перепады настроения — типичные симптомы хронического отравления ртутью.
Головные уборы, особенно мужские, поначалу изготавливали из бобрового фетра. Ртуть для его производства не применяли, но бобры стали дефицитом, и мастера начали использовать подпушь других мехов, например, кроличьего. Это было дешевле, но такой ворс уже нужно было размягчать. Ртутью.
Вчесывали ее в мех голыми руками. В процессе сваливания люди тоже работали с ртутью, а во время вычесывания готовых шляп в воздух поднимался ртутный пух — отравление получали все работники.
Производства очень долго никак не регулировались, особенно в Англии. Ртуть применялась чуть ли не до середины ХХ века. Ситуация осложнялась плохими помещениями, отсутствием вентиляции, регуляции, инспекции. Работники часто употребляли алкоголь, что усугубляло ситуацию. Периодически эта тема была в фокусе общественного внимания, но мода неумолима — шляпы были неотъемлемой частью гардероба.
Пособия для шляпных дел мастеров эту тему вообще обходили стороной — сотни советов о том, как начать, что делать, но ни одного упоминания о том, что есть риск в 25 лет покончить жизнь самоубийством в состоянии аффекта, вызванного ртутным отравлением.
Но что же те, кто эти шляпы носил? Они получали минимальные дозы, все-таки фетр был снаружи, а у шляпы была подкладка.
Смертельные кринолины
Дамы всячески старались подчеркнуть свою красоту, округлости фигуры, особенно тонкую талию. Сначала просто надевали много юбок, чем пышнее — тем уже талия, но вечно добавлять слои было нельзя, ведь с этой тяжестью нужно было еще и ходить.
На помощь женщинам пришел Чарльз Уорт (Charles Frederick Worth), знакомый нам отец высокой моды. Он предложил тот самый кринолин из обручей и лент, которые крепятся к талии. Конструкция облегчила вес платья и увеличила диаметр юбки до трех метров, но возникли некоторые проблемы: к женщине стало очень сложно подойти, она занимала много места, а самое главное — движение кринолина было невозможно контролировать. Дама поворачивалась в одну сторону — юбка стремилась в другую. Если вы сшибли какой-то мелкий предмет, ладно. А если вы сшибли свечу или подошли к камину слишком близко?
Слоев в юбке было много, чтобы скрыть «ребра» кринолина. Ткани использовали легкие, но очень горючие. Горело все это долго. Другие дамы не могли прийти на помощь без риска превратиться в факел. По некоторым данным, в XIX веке счет женщин, погибших от «кринолиновых пожаров», шел на тысячи.
«Тифозные юбки»
Довольно популярная тема — шлейф. К началу ХХ века начинается триумфальное шествие так называемых «тифозных юбок». Улицы не отличались стерильной чистотой, и женщина приносила домой на подоле смертельно опасные инфекции.
Сатирические журналы того времени реагировали карикатурами: служанка чистит юбку, а из-под нее поднимаются облачка тифа, в углу испуганные дети. Где-то на заднем плане, радостно потирая руки, стоит смерть.
Сказывалось и отношение к гигиене: считалось, что рубашек (нижнего белья) должно быть много, а платья менять можно пореже.
Терпеть ради моды
В начале XIX века закрепляется аксиома: ради красоты можно и потерпеть. Примерно до середины XIX века обувь на правую и левую ногу не делали, мерку снимали одну — в длину. Были проблемы с фиксацией подъема и каблука. Дамам в тяжелых платьях было очень сложно передвигаться самостоятельно в подобной обуви, поэтому долго самым популярным «аксессуаром» оставался мужчина, за неимением которого можно было спастись только тростью.
Покупали смертельно модную одежду вполне осознанно, понимая, что будут проблемы. Женщины были вынуждены следовать дресскоду, модным веяниям. Были, конечно, призывы носить более удобную обувь, одежду натуральных цветов, но мы с вами понимаем, что мода — это в какой-то мере диктат.
Текст: Анастасия Комаровская. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.