«Мозги» из тюрем, жизнь в шалаше, гибель тысяч людей: история строительства Беломорканала

Он входит в пятёрку самых длинных рукотворных каналов мира. Его построили в рекордно короткое время. Он был стратегически необходим нашей стране в первой половине 20 века. Но какими усилиями обошлось его строительство? Какими жертвами? Сегодня мы расскажем об истории Беломорско-Балтийского канала (Беломорканала). И вы поймёте, что история эта — поистине трагическая.
«Мозги» из тюрем, жизнь в шалаше, гибель тысяч людей: история строительства Беломорканала
Многие люди, выросшие в СССР, знают, как выглядит пачка папирос «Беломорканал», посвящённых строительству одноимённого канала. Но мало кто из нас знал, какой кровью был построен тот самый, легендарный Беломорско-Балтийский канал...
Содержание статьи

Немного о самом канале

До 1961 года Беломорканал носил имя Сталина. Этот водный путь соединяет Белое море и Онежское озеро, часть канала проходит по рекам и озерам Карелии, часть строители рыли в земле и прорубали в скалах. Длина Беломорско-Балтийского канала — 227 километров, он входит в пятёрку самых длинных каналов мира. И построен он был в кратчайшие сроки. Для сравнения: Панамский канал, длиной 80 километров, строили 33 года, Суэцкий (160-километровый) — 10 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О Беломорканале мечтал ещё Пётр Первый

Построить прямой водный путь от Белого моря до Онежского озера, чтобы не огибать Скандинавию, мечтали ещё с середины 16 века, когда английские купцы наладили торговлю с Великим Новгородом. Всерьёз задумывался о таком пути и Пётр Первый. В 1702 году, по велению императора, здесь прорубили дорогу. Тогда же, из Белого моря на Онежское озеро, частично волоком, были доставлены два фрегата, которые помогли царю победить шведов и выйти в Балтийское море. Позже, в 18 и 19 веках тема прокладки канала муссировалась вновь, были даже подготовлены соответствующие проекты. Но реализовать их не удалось — на эти цели требовались огромные средства.

Беломорканал
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как в СССР решились построить Беломорканал

А вот советские власти вопрос денег не остановил. В СССР придумали, как удешевить стоимость строительства такого грандиозного сооружения. Было решено привлечь для работ на стройке заключённых. Строительство Беломорканала началось по инициативе Иосифа Сталина. По указу «Вождя народов» 227-километровый канал необходимо было построить за 20 месяцев (с сентября 1931 года по апрель 1933 года). Для этого при Совете Труда и Обороны СССР был учреждён Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. При проектировании этого объекта было «уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как строили Беломорканал

Буквально, вручную

Это, действительно была грандиозная стройка, несопоставимая по своим масштабам с другими. В рекордные сроки строители выполнили земляные работы, объёмом около 21 миллиона кубометров, построили более сотни инженерных сооружений, проложили 2500 километров железнодорожных путей...

И как всё это строилось? Вот об этом многие историки вспоминают, как о чём-то из ряда вон... Строились все сооружения без современной техники, без поставок от страны... Рабочие вручную валили лес, копали и бурили землю, долбили скалы, в их распоряжении были лопаты, кирки, ломы, зубила, ручные пилы, носилки и тачки... А стройматериалами были камни, торф, древесина и земля...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мозги набирали по тюрьмам»

Конечно, без специалистов с высшим образованием Беломорканал построить было невозможно, здесь нужны были очень хорошие инженеры. А где взять таких, да за копейки? Правильно, в тюрьмах. Вот и набрали из разных тюрем, да лагерей, техников и инженеров, которых до этого посадили по делам о «вредительстве». Для многих из них, после того, как они сидели с уголовниками, это был перевод «на повышение». Из специалистов-заключённых создали «Особое конструкторское бюро». Указали им сроки, за которые они должны решить эту техническую задачу и поставили перед фактом: природные условия, где будет строиться канал – очень тяжелые...

Беломорканал
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда пошло слово «зек»

В основном на Беломорканале работали заключённые ГУЛАГа, в разные периоды число вынужденных строителей канала менялась. Общее число узников ГУЛАГа, «прошедших» через эту гигантскую стройку насчитывалось около 280 тысяч человек. К концу 1932 года, когда строительство канала стали форсировать, количество заключённых на стройке достигало 108 тысяч человек. Вначале большинство «зеков» попадало на Беломорканал из Соловецкого лагеря особого назначения, позже сюда стали направлять эшелоны со всех концов Советского Союза.

Состав вынужденных строителей канала был разношёрстным, это были люди, попавшие в тюрьмы, как по уголовной статье, так и по «политической», кроме этого сюда же отправляли и раскулаченных крестьян. Каждого такого строителя называли «заключенными каналоармейцами» (по аналогии с красноармейцами), сокращенно «з/к», собственно , именно отсюда и пошло известное всем нам слово «зек»...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работали за хлеб

Для того, чтобы простимулировать заключённых, руководство стройки придумало, так называемую «котловку» — неравное питание. Если заключённый работал мало или плохо, не выполнял положенную ему дневную норму — значит ему выдавали ограниченное количество еды (штрафной паёк). Как себя чувствовал при этом человек, болел или получил перед этим травму — никого не волновало.

Зато тех работников, которые выполняли или перевыполняли план, дополнительно стимулировали, выдавая усиленный паёк. Так, за перевыполнение нормы (2, 5 кубометра в день на земляных работах), «зеки» получали до 1200 граммов хлеба и премиальное блюдо (чаще всего — пирожки с капустой или картофелем). Были, конечно, и другие методы стимулирования: соревнование между бригадами и коллективами, денежные премии. Но в основном люди здесь работали за еду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шалаши, землянки и трупы строителей Беломорканала

Возможно, вам не пришёл в голову этот вопрос. Но он очевиден, ведь прокладывался канал в лесах, скалах, болотах, населённых пунктов там практически не было, как и строений, пригодных для жизни. Есть документы, датируемые маем 1932 года, откуда стало известно, что из 100 тысяч «зеков», работавших на строительстве канала, только около 60 тысяч жили в бараках... Оставшиеся 40 тысяч человек жили в шалашах, землянках и других временных постройках. И это мы говорим о мае! Что же было зимой?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Витковский — многолетний узник ГУЛАГа, автор мемуаров «Полжизни» вспоминал: «После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замерз. Кто-то застыл с головой, вобранной в колени. Там замерзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить. Их посылают на канал сразу десятками тысяч, да стараются, чтоб на один лагпункт никто не попал со своим батькой, разлучают. И сразу дают им такую норму на гальках и валунах, которую и летом не выполнишь. Никто не может их научить, предупредить, они по-деревенски отдают все силы, быстро слабеют — и вот замерзают, обнявшись по двое»...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Беломорканал

Руководство стройки увеличивало сроки заключения

Это тоже один из тёмных моментов истории Беломорканала. Весной 1932 года был издан указ о предоставлении особых полномочий начальнику ГУЛАГА Когану и его заместителю Рапопорту. С этих пор руководство стройки имело право по собственному усмотрению увеличивать срок заключения узникам лагерей... Перечень проступков, за которые заключённому продлевали срок, включал 15 конкретных нарушений. Впрочем, попасть под раздачу можно было за любой проступок... Ну, а за такие провинности, как приписки, могли и расстрелять... И обжалованию такие решения не подлежали...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оркестр для «духоподъёмности»

Зимой 1932 года было решено ускорить строительство, поэтому на Беломорканале объявили «штурм». Заключённые работали круглые сутки, а по узкоколейке вдоль стройки ходила дрезина с духовым оркестром. Он играл для «духоподъёмности»... Посмотрите на канале Станислава Феофанова фильм о строительстве Беломорканала.

Нажми и смотри

Сколько человек погибло на Беломорканале

Это тёмное пятно истории строительства сооружения. Есть официальные документы, сохранившиеся с тех времён. И, согласно этим данным, во время строительства Беломорканала в 1931 году умерло 1438 заключенных, в 1932 году — 2010, в 1933 году — 8870. Но, по некоторым неофициальным данным, на той стройке погибло от 50 тысяч до 200 тысяч человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот что пишет об этом Константин Гнетнев, автор пяти книг о ББК: «На линии (трассе) постоянно работали 160 тысяч человек. Официальной статистики по смертям нет. Кто там считал? В музее медвежьегорском на экскурсии говорят: 85 тысяч погибших. Я согласен на любую цифру, но покажите мне, чем это обусловлено.

Я в своих заключениях основываюсь на справке, которая хранится в фонде ББК Национального архива Карелии. Справка составлена руководством канала для ГУЛАГа, с грифом «совершенно секретно». Документ свидетельствует, что смертность во время строительства составляла 14,8%. Если принять во внимание численность одномоментно работающих на трассе заключенных — 160 тысяч человек, то это 23 680 человек погибших. Канал строили чуть больше 20 месяцев. И каждый месяц уносил больше тысячи жизней. Это разве мало»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Беломорканал

Завершение строительства и оценка Сталина

«Чудо» случилось. Несмотря на полное отсутствие строительной техники, нормальных условий для жизни и отсутствие полноценного питания, заключённые построили Беломорканал не просто в срок. Они продемонстрировали нормы выработки, которые значительно превышали средние общесоюзные показатели тех лет. Рекордно короткий срок строительства Беломорканала стал мировой сенсацией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мае 1933 года руководство стройки доложило Сталину о готовности Беломорканала. 25 июня того же года года по каналу от начала до конца прошёл пароход «Чекист». В июле Иосиф Сталин в компании с Климентом Ворошиловым и Сергеем Кировым проехали по Беломорканалу на катере, чтобы принять сооружение. Очевидцы тех событий рассказывали, что Сталин, в итоге остался недоволен каналом. По словам «Вождя народов», канал получился слишком мелким и узким, Сталин назвал этот, потом и кровью доставшийся стране объект... «бессмысленным и никому не нужным»...

Итоги строительства Беломорканала

Вот что пишет о канале историк Юрий Килин в своей статье: «18 мая 1933 года из Кронштадта в Мурманск отбыл первый отряд кораблей будущей Северной военной флотилии. Экспедиция особого назначения переводила на север миноносцы "Урицкий" и "Рыков", подводные лодки "Народоволец" и "Декабрист", сторожевые корабли "Смерч" и "Ураган". Для уменьшения осадки пришлось снимать с кораблей значительную часть оборудования, а также всё артвооружение. В октябре подвели итоги эксперимента. Нашли операцию "очень трудной" и отметили, что "в засушливые годы проводка аналогичных единиц возможна только в дни максимального паводка (всего 5-6 дней в году). К концу 1933 года стало очевидно, что в строительстве канала была допущена непростительная ошибка: грузы из европейской части России, направлявшиеся на Тихий океан, не могли быть перевозимы по только что отстроенному водному пути из-за недостаточной глубины трассы"...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сколько заключённых заработали освобождение

После завершения строительства Беломорканала ЦИК СССР постановил досрочно освободить заключённых, за особые заслуги. Так были освобождены 12 тысяч 484 заключенных и сокращены сроки для 59 тысяч 516 заключенных. Запуск канала сопровождался мощной информационной кампанией. Для всех остальных жителей страны эта стройка была подана, как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов»...

Беломорканал
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беломорканал сегодня

За время Великой Отечественной это сооружение было частично разрушено, позже поврежденные объекты восстановили и вновь запустили Беломорканал в июле 1946 года. Тогда же по нему отправили 400 судов, которые СССР получил по репарации от Германии. В 1976 году началась реконструкция Беломорканала, которая продлилась много лет. Про Беломорканал говорят: сдан он был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 лет...

Беломорканал объединяет водные пути северо-западной и центральной частей страны с судоходными реками бассейна Белого моря и позволяет кораблям попадать на Кольский полуостров и в Карелию без обхода Скандинавского полуострова. Начинается канал у посёлка Повенца на берегу Онежского озера и заканчивается возле Беломорска в Сорокской губе Белого моря. При протяжённости 227 километров, глубина канала — 5 метров, ширина — 36 метров. На многих участках канала разрешено лишь одностороннее движение. Сейчас Беломорканал чаще всего используется для туристических судов...