Кайны: поэтессы, чьи стихи знал каждый араб, и которые всё равно оставались вещью

Почти везде некогда помимо «честных женщин» и проституток был третий вид дам, вызывающих и восхищение, и негодование — куртизанки. На Арабском Востоке их роль выполняли кайны.
Кайны: поэтессы, чьи стихи знал каждый араб, и которые всё равно оставались вещью

Сравнивать куртизанок Европы и кайн исламского мира не очень честно. Куртизанки были, по крайней мере официально, свободны — хотя часто не могли отказаться от покровительства сколь угодно противного им мужчины, если этот мужчина имел в обществе власть. Кайны были рабынями. Чтобы вырастить кайну, отбирали красивых девочек из числа рождённых в рабстве или захваченных в набегах, обучали их представлениям об изяществе, игре на музыкальном инструменте и основам поэзии.

Те, кому хватало красоты, но не хватало таланта, оказывались потом в трактирах; лучшие из лучших — в руках почтенных мужчин.

Кайна помогала своему хозяину вести активную светскую жизнь. Он собирал у себя дома маджлисы — собрания, подобные тем, что проходили в европейских салонах с участием поэтов, художников, писателей. На эти собрания не могли приходить «честные» женщины. Хотя на них не устраивали оргий, всё равно они считались непристойными. Мужчины на маджлисах пили вино и наслаждались искусством кайны, её умением превращать любой пустой разговор в остроумную и глубокомысленную дискуссию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда кайна старела, как бы ни была она умна и весела, она превращалась в почти бесполезное имущество, которое годилось разве что наставлять другую кайну, помоложе. Поэтому красавицы-рабыни старались завлечь в свои сети посетителей; они спали то с одним, то с другим, порой заводя любовников надолго, порой перебирая их по одному за ночь, пока кто-то не решит забрать её не в жёны, так в наложницы.

Наложница, родившая хозяину ребёнка, могла рассчитывать на то, что её будут содержать до смерти, а не выкинут на улицу.

Конечно же, за такое поведение — а ещё за то, что они представляли с открытым лицом, кайны считались бесстыжими. Никому не было дело, что лицо закрывать им запрещает закон, и что, не найди они себе мужа, то судьба их окажется очень незавидна, сколько бы подарков и хвалебных слов они ни получали в расцвете своей молодости. Многие кайны канули в вечность, не оставив после себя памяти. Но некоторые вошли в легенды благодаря своему удивительному характеру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кайна Сакан

Единственная кайна, которая прославилась за мягкий характер и любовь к хозяину. Всё дело в том, что обычно мягкий характер у кайны вызывал у посетителей скуку и насмешку, а любовь пропадала зря, если хозяин не любил кайну хотя бы немного больше, чем дорогую и ещё не сносившуюся вещь. Сакан повезло. Несмотря на то, что она не склонна была в дискуссиях метко высмеивать гостей, она всё же нравилась своим пением и стихами, а хозяин её, мыслитель Махмуд аль-Варрак, отвечал на её любовь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако аль-Варрак разорился. Желая поправить дела возлюбленного, Сакан, переступив гордость, написала письмо халифу аль-Мутасиму, одному из посетителей её маджлисов. Она предложила выкупить её — в то время, как по обычаю такое предложение мог сделать только мужчина. Халиф посмеялся над тем, как утратила гордость женщина, и разорвал письмо.

О Сакан полетела дурная слава, её унижение высмеивали на всех перекрёстках.

Чтобы восстановить своё имя, Сакан написала поэму-касыду, которая своей сложностью и красотой напомнила, что Сакан — одна из виднейших поэтесс своего времени. В касыде, по обычаю, поэтесса должна была в определённых строках обращаться с хвалой к халифу; Сакан прошла на грани оскорбления, восхваляя халифа отстранённо, в третьем лице. Герой касыды также был очень сомнителен: Сакан написала о казни Бабека, предводителя восстания против халифа. За обсуждением скандальной поэмы сплетники забыли о том, как халиф унизил её сочинительницу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но хозяин Сакан сам решил продать её, чтобы не видеть, как она страдает от голода и нужды. Дать ей вольную, увы, означало кинуть на милость судьбы, отдать просто так, как ношеную вещь — унизить. Когда покупатель пришёл и выложил перед аль-Варраком деньги, Сакан поклялась, что согласна терпеть любые лишения, лишь бы оставаться со своим любимым. Речь её была так горяча, что покупатель без лишних слов поднялся и ушёл, оставив деньги перед аль-Варраком. В тот же день Махмуд дал Сакан свободу и женился на ней.

Кайна Ариб

Ариб, дочь визиря и его рабыни, которую высокопоставленный отец бестрепетно продал в рабыни чужим людям, славилась своей гордостью, непокорностью и острым умом. Многие находили объяснение в том, что её наставницей была рабыня из христиан. Ариб не только замечательно сочиняла и исполняла песни, но и почти любого могла заткнуть за пояс, сев играть в нарды. Кроме того, она свободно ездила верхом, вела беседы любой сложности и, в отличие от многих других кайн, любила писать поэмы (они считались обычно слишком трудными в создании для рабынь).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В молодости она полюбила араба с голубыми глазами (которые считались очень опасными и тем самым, быть может, её привлекли) и сбежала с ним. Горю хозяина не было края, а его сын сочинил поэму, восславляющую побег и любовь, которая к нему привела. Но любовь оказалась так себе, а других достоинств, кроме голубых глаз, у возлюбленного не нашлось, так что Ариб бестрепетно его бросила. Её изловили и вернули хозяину; она встретилась с ним, как ни в чём не бывало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имя Ариб гремело, а сама она долго считалась красавицей. Её пытался купить халиф аль-Амин, но был убит. Следующий халиф, аль-Мамун, выкупил её за хорошую сумму, а сменивший её вскоре халиф аль-Мутасим — тот самый, что жестоко оскорбил Сакан — выкупил её в числе прочего наследства за сумму ещё большую и немедленно освободил.

Став свободной женщиной, Ариб продолжала вести беспутный образ жизни, уже сама собирая маджлисы и меняя любовников.

Для арабского мира, где каждая рабыня мечтала однажды получить право закрывать лицо, это было беспрецендентно. Зарабатывала она заказами на песни, а на маджлисах активно вела политические разговоры; считается, что к ней прислушивались высокопоставленные гости. Любовниками Ариб были семеро халифов, но счастливейшим днём своей жизни она назвала — это было смело — не день встречи с кем-нибудь из них, а дату знакомства с поэтессой и певицей Улайей. Прожила Ариб безбедно и беспутно девяносто шесть лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кайна Фарида

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Фариды очень коротка. Красавица, которую звали лучшей певицей своего времени, стала любимицей халифа аль-Васика: он её выкупил. Во время одной из встреч халиф ударил поющую Фариду ногой в грудь, так, что у неё пресеклось дыхание, а инструмент в руках сломался.

Как оказалась, халифа расстроила мысль, что после его смерти кто-то будет вот так же наслаждаться её пением.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сцена эта, видимо, страшно поразила Фариду. После смерти аль-Васика она вырвала струны со своего инструмента и заявила, что больше никогда и никому в жизни петь не будет. Новый хозяин забил её насмерть плетьми, добиваясь отказа от этих слов.

Кайна Инан

Самая злоязыкая кайна — вот как вошла Инан в историю. Она считается самой знаменитой из поэтесс своего сословия. Наполовину испанка, Инан была так же горда, как Ариб. Маджлисы с ней имели свою перчинку: на чужие стихи Инан произносила едкие поэтические комментарии. Самой знаменитой её перепалкой была долгая переписка с поэтом Абу Нувасом: они так утончённо оскорбляли друг друга, что их реплики горячо обсуждали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инан славилась тем, что перебирала мужчин часто. Каждый раз, не дождавшись от очередного любовника предложения выкупить, она писала эпиграммы, высмеивавшие его поведение в постели. Несмотря на ядовитость эпиграмм и того, что они мгновенно становились известны, поток желающих переспать с Инан не иссякал. Самые большие надежды Инан возлагала на халифа Харуна ар-Рашида — мы знаем его по арабским сказкам. Он постоянно посещал маджлисы с Инан и подумывал о выкупе. Но цена, которую назначил хозяин, халифа не устроила.

Злые языки поговаривают, что на самом деле его заела ревность и досада на множество любовников поэтессы.

Хозяина своего Инан ненавидела. Он отвечал ей неприязнью и мог приказать высечь, как обычную рабыню. После смерти хозяина Инан выставили на торги. Ар-Рашид, получивший Инан в счёт уплаты долга её умершего хозяина, демонстративно отправил её на невольничий рынок, но... в последний момент выкупил сам за баснословную цену. Довольный тем, как преподал своенравной женщине урок, ар-Рашид сделал Инан своей наложницей.