Катерина Каренина – инструктор по экстремальному вождению
Катерина Каренина: шеф-инструктор собственной Академии вождения «CARenina» Ранее работала инструктором в школе водительского мастерства BMW. Была ведущей авторских программ на телеканалах «Автоплюс», «Звезда», «Домашний», НТВ и «Авторадио». На протяжении десяти лет вела Московское «Тюнинг-Шоу» в Крокус-Экспо. В фильме «Мантикора» о стритрейсерах исполнила главную роль и была продюсером-консультантом по автомобильной тематике.
Впервые о Катерине Карениной я узнала в 2011 году, когда попала на выставку «Автоэкзотика» в Тушино. Мимо эффектного желтого (сейчас фиолетового) «Митсубиси Эволюшен» и красного в пауках «Митсубиси Паджеро» пройти было невозможно. Рядом стояла их не менее эффектная владелица, с роскошными длинными волосами, в эпатажной обуви «ниндзя-шуз», Катерина Каренина. С тех пор Катерина побывала ведущей на радио и телевидении, участвовала в автопробегах и автошоу, и только одно оставалось неизменным на протяжении этих лет: две любви – автомобили и собаки. О себе говорит, что она в первую очередь инструктор, это ее призвание и признается, что счастливый человек – занимается любимым делом.
Катя, ты водишь машину с 14 лет. Откуда такая любовь к автомобилям?
С самого детства. Много времени проводила с отцом в гараже, когда он ремонтировал машину. В пять лет подавала ему ключи, в четырнадцать — научилась ездить на машине. Папа учил меня вождению на своем бортовом УАЗ 3303 на даче и в деревне. Скорость на нем надо было включать «зубами-руками-ногами». После УАЗа уже никакие другие машины не страшны. Следующей была «Волга». Та еще школа! Экзамены я сдавала экстерном в восемнадцать лет на Варшавском шоссе, на тот момент было мало женщин, желающих получить права. Сдавали на механике, ни о каком автомате речи быть не могло.
Интерес к техническому устройству автомобиля тоже бы? Насколько близко ты знакома с «внутренностями» машины?
Есть понимание по своему автомобилю, что и как работает. Я не механик и задачу разбираться с устройством автомобиля, чтобы стоять под открытым капотом, для себя никогда не ставила.
Сейчас с новыми возможностями автомобилей, когда не надо лезть под капот, доставать щуп, вытирать его насухо и вновь опускать в емкость, чтобы проверить масло, а достаточно на руле прокрутить до нужного интерфейса и нажать на кнопку, чтобы увидеть уровень, многие мужчины все меньше разбираются в устройствах автомобилей...
Был случай: поехала я как-то на «Эволюшене» с собакой в ветеринарную клинику и вдруг сел аккумулятор. Подъехал таксист, дал «прикурить» (народное название способа запуска двигателя автомобиля при разряженном аккумуляторе от автомобиля-донора с помощью проводов – прим. ред.) и, прежде чем подсоединиться, спрашивает: «А плюс – слева?». И таких автомобилистов, считаю, большинство. Сейчас народ избалован сервисом, комфортом, с одной стороны это очень удобно, с другой – расслабляет. Например, у тебя проткнуло колесо, а шины стоят Runflat, на них ты еще шестьдесят километров можешь спокойно проехать до шиномонтажа.
В начале двухтысячных ты стояла у истоков уличных гонок. Чем запомнился тот период и какая ситуация со стритрейсингом сейчас?
Меня в шутку называют «мамой стритрейсинга». На Воробьевых горах в то время собиралось пятьсот-семьсот автомобилей, интересных, тюнингованных, «заряженных», с мощными двигателями. Народ был увлеченный. Сейчас, хорошо если пятьдесят соберется, да и совсем не то: машины – сплошной сток (заводская сборка автомобилей, без дополнительного тюнинга – прим.ред.), одни «солярисы» да «киа». Зрелища, драйва, эксклюзивности автомобилей нет, денег на «прокачку» машины тоже нет. Давно не езжу на эти собрания.
На твой взгляд в последующем поколении, сейчас принято их называть «миллениалами», есть такой же страстный интерес к автомобилям?
Поколение другое. «Каршеринг» также способствует этому: когда за двадцать три рубля в минуту можно взять «Рендж Ровер» и сколько и как угодно гонять на нем, не заботясь о сохранности автомобиля. Зимой в каршеринге чаще всего молодежь брала заднеприводные БМВ «подрифтовать» (поездить с управляемыми заносами – прим. ред.). Свои автомобили жалко, а эти сколько угодно можно «убивать». Когда человек не заработал, он не ценит, сейчас, к сожалению, поколение пользователей.
В прошлом году ты посещала фестиваль «Автострада 2018» – Тула, Руза-Трофи. Какие фестивали интересны сейчас?
Сейчас из подобных мероприятий осталось десять процентов от того, что было лет 10-15 назад. Закрылось Московское «Тюнинг-Шоу» в Крокус-Экспо, на котором я несколько лет подряд была ведущей. Рузу-Трофи я посетила исключительно по дружеской просьбе, и он был как междусобойчик. Да и что сейчас можно показать? Очередной выхлоп? Выставки изжили себя. Я понимаю, Тесла! Или, к примеру, завтра выйдет шестиколесный автомобиль, или летающая машина, или космический – интересно посмотреть.
Твои машины «Mitsubishi Pajero II» Каракурт (Черная Вдова) 1994 года и «Mitsubishi Lancer Evolution» IX 2006 год, 500 л.с на протяжении нескольких лет неизменно с тобой. Каждый день ими пользуешься?
«Эвик» сейчас машина выходного дня. Довольно дорогой в использовании: только на бензин нужно три-четыре тысячи рублей в день, не говоря о других расходах. На «Паджеро» можно полюбоваться в Музее «Московский транспорт». Недавно машину полностью восстановили: переварили раму, заново покрасили, перебрали мотор. Из музея выезжает только на участие в автошоу.
Несмотря на то, что «Паджеро» старый, 1994 года выпуска, он до сих пор вызывают интерес прохожих?
Конечно. Объемная лепнина в виде трех пауков по кузову, изогнутые трубы, двери без ручек, пауки сзади и по бокам, эксклюзивный обвес – автомобиль уникальный. Покупала я его поддержанным: «Mitsubishi Pajero II» с движком 2,5 литра, 99 «лошадей», турбо-дизель, механика.
Сначала были мысли использовать в тюнинге скорпионов, но побоялись, что у скорпионов оторвут хвосты. Пауков вырвать сложнее, хотя у одного из них лапу оторвали. Видимо, унесли на сувенир.
Есть еще какие-то марки автомобилей, которым ты отдаешь особое предпочтение? И есть такие, на которых ты не ездила, но очень хотела бы попробовать, прощупать автомобиль в деле: в любимом дрифте?
За десять лет работы на телевидении и радио я протестировала порядка трехсот машин разных марок. Из необычного – водила троллейбус, автобус «Икарус», трактор «Беларусь». Почти все перепробовала! Из оставшегося, что хотела бы попробовать – это маленькие снегоуборочные машины. Из всех марок моими любимыми остаются «Митцубиши Эво», это идеальное авто для меня, и БМВ.
Механика или автомат. Что лучше и почему? 1) для начинающих водить 2) для тебя лично?
Начинающим водителям лучше всего учиться ездить на автомате, когда в процессе обучения в поле внимания нужно удерживать все вокруг, а тут еще и коробку переключать. Когда всему научишься на автомате, можно приступать к обучению на механике, вопрос – нужно ли. Из приходящих в мою автошколу лишь 5% просят научить ездить на механике.
Мне самой интересна механика, с ней я нахожусь в полном единении с автомобилем. Разгон другой, ощущения от вождения ярче – люблю механику. «Паджеро» и «Эво» оба на механике.
Катя, образ паука с тобой везде. Паук в виде татуировки у тебя на руке, пауки на твоих машинах, на логотипе CARenina. Откуда взялся этот образ?
Пауки – красивые, спокойные, молчаливые. Для меня это символ Нового очага и семейного благополучия. «Паджеро» даже назван как проект «Каракут». Паук плетет свою паутину, а это созидание, творчество. Верю, что в мою жизнь паук привлекает нестандартно мыслящих, интересных людей. Татуировку с пауком я сделала в 33 года и это был мой осознанный выбор, когда паук в моей жизни уже много значил.
«Мантикора», выпущенная на экраны восемь лет назад, была первым и единственным фильмом, в которых ты выступила как продюсер и как актриса в главной роли.
В этой картине я много консультировала, как специалист, который знает всю структуру мира стритрейсинга: в какую одежду должны быть одеты стритрейсеры, как совершаются заезды... Была проделана гигантская работа, на создание фильма ушло три года. Да, фильм получился не шедевр, но тем, кто его хаял, сидя на диване с чипсами, я хочу сказать: критиковать умеют все, а оторвать свою пятую точку и пойти что-то сделать – единицы. В свои 25 лет, благодаря участию в фильме, я позволила себе осуществить давнюю детскую мечту, заработала на девятый Mitsubishi Lancer Evolution.
Катя, если бы о твоей жизни делали фильм, то какое название ему предпочла бы?
Наверное, что-то вроде «Верь в себя», «Ускоряйся» или, может, «Не сиди на попе ровно», или как наш призыв в соцсетях «Дросселируй!», «Дросселируй с нами, дросселируй лучше нас!» (примеч.: дросселировать – попеременная работа педалью газа)
Твоя школа экстремального вождения существует с 2011 года, ты в ней инструктор. Всем упражнениям обучаешь сама? Я сейчас говорю о мастерски выполняемых тобой управляемых заносах, полицейских разворотах...
Все остальное, будь то «началка» или экстремальная езда, вторично. Обучение происходит либо на своем автомобиле, либо на «школьной» БМВ. Сначала все упражнения показываю сама, потом ученик выполняет их самостоятельно, я подсказываю по рации. Занимаемся на автодроме в Дзержинском.
Кто чаще всего обращается в твою школу и какие программы наиболее популярны – уроки вождения для новичков и продвинутых или больше уроки экстремального вождения?
Есть сезонность: летом чаще обращаются девушки получить первые навыки вождения, зимой за экстримом – мужчины. Многие меня просят: «Сделай видеоролики, как делать полицейский разворот, выложи на Ютуб», но в интернете на пальцах этого не покажешь, не объяснишь. Некоторые кидают вызов в соцсетях: «Давай погоняемся! В "шашки"!» Я на это отвечаю, что давно уже играю не в шашки, а в шахматы (смеется).
Есть ли отличительные черты при обучении, свойственные только мужчинам или только женщинам? Что ты можешь об этом рассказать, исходя из своих наблюдений?
Я не делю водителей по гендерному признаку. Для меня важно, грамотный ли водитель и насколько безопасно он ездит для себя и окружающих. Считаю, что нет плохих учеников, есть плохие инструкторы. Все по-разному усваивают материал: кому-то десять раз надо объяснить и показать, кому-то одного раза достаточно, чтобы в итоге оба пришли к одному и тому же результату.
Определяешь с самого начала с кем сколько надо поработать?
Да, для это мне достаточно проехать с человеком пару километров.
Легко ли ты сидишь в качестве пассажира с кем-то рядом в поездках, можешь расслабиться и довериться другим водителям?
С таксистами всегда сажусь сзади и все равно давлю на несуществующие педали, редко пользуюсь такси. Доверяю только двум людям – папе и своему учителю, шеф-инструктору из школы БМВ, который шестнадцать лет назад обучил меня всему, что я умею сейчас, в экстремальном вождении.
Были ли у тебя мечты поучаствовать пилотом в Формуле 1 или просто попробовать свои силы на этой территории?
Нет, это не мое. Если и участвовать, то только в своей стихии – управлять автомобилем в заносе. Каждый должен заниматься своим делом. Я на картинге катаюсь «боком», знаю, как делать управляемые заносы – делаю, что умею. Борщ, например, готовлю так же виртуозно, как и дрифтую.
В позапрошлом году книга «Дневник Автоледи». О чем эта книга и почему ты решила ее написать?
Эта книга с советами девушкам за рулем. В ней простым языком с шутками-прибаутками с интересными, порой, забавными, историями из моей жизни и жизни звезд, которые приходили ко мне в авторскую программу в течение шести лет на «Авторадио», я делюсь опытом по вождению. Книгу быстро раскупили.
Любишь ли ты автопутешествия, что было из особо запоминающегося? Куда хотела бы поехать?
Раньше я участвовала во многих автопробегах, тест-драйвах, поэтому наездилась. Когда-то очень хотела поехать в Японию на завод по производству Mitsubishi Lancer Evolution, но в 2012 году их выпуск прекратили. С удовольствием погоняла бы на специальной площадке для дрифта в Японии.
Давай «о девичьем». На протяжении многих лет у тебя только длинные волосы, чувствуется, что это твоя особая гордость. Они красивые, густые, шикарные, а главное свои – настоящая находка для рекламы шампуней! Как за ними ухаживаешь?
Ни разу их не красила, не экспериментировала с ними в стрижках и не хочу. Считаю, что в женщине должны быть особенно ухожены четыре составляющие: волосы, руки, белье и обувь.
Какие бьюти-приемы есть у тебя, чем предпочитаешь пользоваться из косметики?
У меня есть мой проверенный гример, она часто ругает меня, что полка заставлена косметикой, а я не пользуюсь. Да и откуда: целыми днями пропадаю на полигоне, лицо обветривается, не до косметики. Мне проще поменять колесо, чем научиться краситься. В макияже предпочитаю сдержанность, нравятся шоколадно-персиковые тона. Из собственных лайфхаков: если духи ваши, вы их не будете чувствовать. Я очень давняя поклонница аромата Тьерри Муглер «Ангел».
У тебя есть английский бульдог Пельмешка, и ты даже вела парад английских бульдогов прошлым летом. Как он к тебе попал и кто он для тебя в первую очередь?
К сожалению, много английских бульдогов, которые оказываются в силу разных причин не нужны своим хозяевам или их просто выкидывают на улицу. Я состою в группе помощи английским бульдогам, которая собирает, лечит, выхаживает собак, находит им новых хозяев. Я и мои единомышленники разбираем их по домам на передержку, обычно на две-три недели. В течение этого времени находим им новый дом.
Пельмеша попал ко мне в плачевном состоянии: с гнойными глазами, ушами и лапами, с отметиной на шее от цепи и со следами затушенных окурков на лапах. В первое время он боялся всего: поднимаю руку, а он дергается, боится, что ударят. Мы с ним прошли долгий тяжелый путь восстановления. И мне удалось его выходить.
Мне с ним очень комфортно. Пельмеша попал ко мне взрослым, но забитым. Взять щенка и воспитывать с самого начала я была бы не готова. В это же время у меня умер Бульмастиф от рака, который больше девяти лет жил в нашей семье. Многие говорят, что после такого не хотят и не могут брать других собак. По себе скажу, что не стоит зарекаться. Конечно, никто не заменит любимой собаки, но хорошо, что со мной в этот момент был Пельмеша, он помог мне справиться с потерей, вытащил из депрессивного состояния.
Если не уверены, возьмите как я на передержку, чтобы понять насколько эта собака ваша и подходит вашему образу жизни.
У тебя есть и другие животные.
Двадцать три года со мной живет говорящий попугай Даша породы Жако. Говорит много разных фраз: «Даша! Курочка! Алло! Телефон звонит!» И даже любит покомандовать собакой: «Выйди отсюда!», «Закрой дверь!»
Какой отдых для тебя, девушки, которая на полигоне активно управляет автомобилем, является восстанавливающим?
Езда с управляемыми заносами – для меня лучший отдых. Если плохое настроение, сажусь за руль, покатаюсь «боком» по полигону, сразу становится лучше. Больше одного дня без руля не могу, начинается автомобильное «голодание». Мне всегда надо быть за рулем.
2-3 лайфхака от Кати Карениной для читательниц «Нового очага».
Самое безопасное место в машине для сумки – коврик заднего сиденья справа. Знаю несколько случаев, когда женщины оставляли сумки на переднем пассажирском сиденье, мотоциклисты-воры в пробке выбивали стекло, хватали сумку и уезжали.
Если на парковке запутались в том, прямо ли стоят колеса, чтобы не выходить из машины и не высовывать голову в окно, тем более зимой, поверните руль на месте налево или вправо до упора. После, поворачивая, отсчитайте полтора оборота и колеса будут стоять прямо (на всех среднестатистических автомобилях это 1,5-1,8 оборота от упора до прямых колес).
Где ты надеешься быть через 20 лет и что делать?
(Смеется) На полигоне. Надеюсь, будут силы, буду преподавать. В детстве я мечтала стать гонщиком. Многие гонщики прекрасно ездят, но, к сожалению, не умеют передать свое мастерство другому, не умеют преподавать. Быть инструктором – шире, ты по сути являешься специалистом в своем деле и при этом обучаешь других.
Продолжи фразу, первое, что приходит на ум, Катя Каренина – это ...
...помешанным (на самом деле тут непечатная версия этого определения – прим. ред.) не скучно!
Фото: Катя Каренина/VK