Как Героя СССР № 1 прятали от всего мира: история лётчика Анатолия Ляпидевского
Затонувший ледокол
Начиная с 16 июля 1933 года, вся страна с замиранием сердца следила за рискованной экспедицией: из Ленинграда в плавание к берегам Мурманска, а затем Владивостока, отправился ледокол «Челюскин». Команде во главе с капитаном Отто Юльевичем Шмидтом предстояло доказать, что по Северному морскому пути можно доставлять грузы. Путешествие предстояло долгое и опасное.
В конце сентября радио начало приносить тревожные вести: в Чукотском море «Челюскин» оказался стиснут льдами и не мог двигаться дальше. Около пяти месяцев ледокол дрейфовал по воле волн. Казалось, скоро можно будет добраться до берега. Но 13 февраля 1934 года судно не выдержало мощного напора льдов и было раздавлено. «Челюскин» затонул буквально за два часа. Все, кто находились на судне, — 104 человека, — заранее подготовились к такому исходу событий: храбрецы высадились на льдину и стали ждать помощи.
Чудесное спасение
Помощь могла добраться только по воздуху. Советские лётчики раз за разом вылетали за челюскинцами — и раз за разом возвращались: им не позволяли двигаться дальше сильный ветер и 40-градусный мороз, самолёты просто не в состоянии были лететь в таких условиях. 28 рейсов оказались безуспешными. Тогда за штурвал самолёта сел Анатолий Ляпидевский. И у него получилось. 5 марта он разглядел с высоты лагерь челюскинцев во льдах. Отважные путешественники уже и не надеялись спастись, их силы давно закончились, и, когда в небе появился самолёт, они даже не могли кричать от радости. Но радость от этого не становилась меньше: спасены, спасены! Ляпидевский взял на борт десятерых женщин и двоих ребятишек, в том числе — новорождённую девочку.
Семеро героев
Подвиг Ляпидевского становится понятнее, если знать, какими в то время были самолёты. Никакой застеклённой кабины. Никаких защитных очков. Никакой радиосвязи... Чтобы защититься от мороза и ветра, лётчики заматывали головы оленьими шкурами, предварительно проделав в них прорезь для глаз. И всё равно это было очень рискованно. Кроме того, для того, чтобы посадить самолёт точно на льдину, а не утопить его (вместе с собой!) в пучине, требовалось ювелирное мастерство, твёрдая рука и присутствие духа.
Всё это, как выяснилось, было у лётчика Ляпидевского. Он проложил путь другим пилотам, они отправились вслед за ним, и постепенно все участники экспедиции были вывезены из лагеря. Вся страна в восхищении повторяла имена семерых лётчиков-героев: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Николай Каманин, Михаил Водопьянов.
Если бы не революция — стал бы священником
Анатолий Ляпидевский не сразу попал в лётчики. Родившись в маленьком селе на Кубани в семье священника, он должен был продолжить дело отца — это даже не обсуждалось. Но случилась революция. В стране Советов была объявлена борьба с «религиозным мракобесием» и начал насаждаться атеизм. Перед сыном священника Толей, как оказалось, закрылись двери многих учебных заведений: он был «неправильного» происхождения, то есть не из рабочих или крестьян. Что ж, работы Толя не боялся. Был помощником кузнеца, слесарем, трудился на маслобойне...
В моряки не взяли
Но всё это время мечтал стать... нет, не лётчиком — моряком! Но и туда «непролетарских» парней не принимали. Ляпидевский всё же попробовал — пришёл в комсомольскую организацию маслобойного завода с просьбой дать ему направление на флот. А там ему сделали встречное предложение: а иди-ка ты в лётчики! В то время авиационным училищам требовалось как можно больше молодых кадров, и начальство не так строго смотрело на происхождение. Окончив школу морских лётчиков, Анатолий узнал о только что открытом Главном управлении Северного морского пути. И подал рапорт — очень хотел туда попасть! Кто знает, как сложились бы судьбы челюскинцев, если бы Анатолию отказали. Но его приняли.
Золотая Звезда №1
После героического спасения челюскинцев семерым лётчикам было присвоено звание Героев Советского Союза. Это звание учредили специально для них — прежде в истории страны не было ничего подобного, решено было отметить беспримерный подвиг отважных пилотов. Пять лет спустя Сталин приказал отмечать тех, кто совершил подвиг, не только почётным званием, но и Золотой Звездой героя. И самым первым Звезду получил Ляпидевский — конечно, вместе с остальными шестерыми своими товарищами, но всё же ему вручили награду за номером 1.
Обещание Сталина
Существует легенда о том, что во время торжественного приёма в Кремле к героям подошёл Сталин. Держа в руках бутылку вина, он выразил недоумение: почему, мол, такие героические ребята скромничают, пьют нарзан? Ради такого случая надо пить вино! И лично налил каждому в бокал. А сам выпил за их здоровье из горлышка. И сказал Ляпидевскому: мол, знаю, знаю, что у тебя отец поп, я сам почти поп, учился в семинарии, так что не смущайся, обращайся по любому вопросу, помогу. Впрочем, возможно, это просто легенда о вожде, одна из многих. Как бы там ни было, Сталин в самом деле помог, когда Ляпидевский попросил направить его в лётную академию. Прежде его не принимали туда именно из-за происхождения. Сталин посодействовал. И карьера лётчика пошла на взлёт: он быстро дослужился до начальнических постов, во время Великой Отечественной был командиром, потом руководил заводом...
Загадочное исчезновение
А в конце 40-х внезапно лишился всех должностей. Ляпидевский не мог понять, в чём дело, и не находил себе места от беспокойства: в те годы никакие заслуги, никакие звание не помогали спастись от ареста. Предполагали, что Сталин, которому надоели постоянные прославления подвига Ляпидевского в мировой прессе, решил проучить героя. По другой версии — вождь устроил ему «проверку на стрессоустойчивость». Как бы там ни было, только, начиная с 1949 года, фамилия Ляпидевского исчезла отовсюду.
Водородная бомба и лейкемия
Что же произошло на самом деле? Чем занимался герой после 1949-го? Об этом не знали даже самые близкие. Его деятельность была строжайшим образом засекречена. Лишь много позднее стало известно, что Ляпидевского назначили руководить НИИ, в котором разрабатывалась водородная бомба. На этом посту слава была не нужна — она только мешала, была опасной. И имя легендарного лётчика постарались стереть из памяти народа.
Но в 1961-м его фамилия снова прозвучала: под руководством Ляпидевского были проведены испытания 50-мегатонной бомбы. Он лично присутствовал на полигоне и получил, как и другие участники эксперимента, сильную дозу облучения. Спустя некоторое время у него начала развиваться лейкемия. Но лётчик-учёный ещё 21 год продолжал работать ведущим конструктором. Анатолия Васильевича не стало в 1983 году, в возрасте 75 лет. А мы предлагаем вам пройти тест на знание жизни в Советском Союзе.