Даже посмотреть не дали! Сцены из 7 культовых советских фильмов, которые вырезала цензура
«Любовь и голуби»
Ох и досталось же в своё время нашему любимому фильму! По полной программе! А также — режиссёру Владимиру Меньшову. Изначально фильм «Любовь и голуби» планировался как двухсерийный, однако из него было вырезано так много, что материала осталось только на одну серию.
Проблема была в том, что в фильме было слишком много сцен, где герои распивали алкогольные напитки, а в СССР, как раз, в это время жёстко взялись за алкоголизм. Тем более, что нередко во время съёмок фильма актёры, действительно выпивали. Так, в сцене, где Василий и дядя Митя несут на пристани несколько кружек пива, был настоящий напиток. Одного зрителя, наблюдавшего за съёмками эпизода, заметил Владимир Меньшов и пригласил сыграть, предложив ему выпить пять кружек пива. Новоиспечённый актёр на глазах изумлённой публики, махом выдул всё предложенное ему пиво. Этот кадр сняли с одного дубля.
Сергей Юрский вспоминал: «Там было всё по-взрослому. Пили самую что ни на есть взаправдашнюю водку. И когда чиновники узнали об этом, разразился жуткий скандал, даже режиссера хотели снять». Чиновники потребовали вырезать из фильма все сцены, где герои выпивают, но Владимир Меньшов отказался это делать, за что получил выговор и был отстранён от монтажа картины. Но результат, получившийся без Меньшова не понравился руководству Мосфильма, которое пришёл к выводу, что картина смотрится нежизнеспособно. Режиссёра вернули к монтажу, но потребовали сократить комедию до одной серии и вырезать большинство сцен с употреблением алкоголя. Так из фильма исчезла сцена на пристани, где неизвестный человек выпивает пять кружек пива подряд, остался только кусок, где мужчина присаживается рядом с кружками пива, берет одну и не успевает сделать даже глоток.
Пропали из фильма и несколько эпизодов с участием Сергея Юрского, о чём потом неоднократно жалели участники съёмок, считая, что роль дяди Мити из-за этого поблёкла. Пропала и смешная сцена сна Василия, в котором он видит, что сидит в баре с гаванской сигарой и коктейлем с трубочкой, а перед ним танцует Раиса Захаровна. Кстати, Раисе Захаровне тоже досталось, роль Людмилы Гурченко заметно сократили. А жаль, это ведь были самые смешные сцены, чего стоит одно только: «Людк, а Людк! Тьфу! Деревня»!
«Кавказская пленница»
А вы знали, что на худсоветах этот фильм назвали «возмутительной антисоветчиной»? И кое-чем из отснятого материала режиссёру Леониду Гайдаю пришлось пожертвовать. И опять из-за алкоголя. Так, из нашей любимой песни «Если б я был султан» вырезали куплет, в котором три жены наливают мужу «по сто».
Кроме того, по словам композитора Александра Зацепина, из фильма была вырезана сцена где камера поднимается по товарищу Саахову снизу вверх, начиная с сапог, с переходом на брюки, китель... И заканчивается крупным планом руки, засунутой за китель. Цензура узрела здесь намёк на Сталина, этот эпизод тоже полетел в корзину.
«Служебный роман»
Культовый «Служебный роман» тоже был значительно урезан. Изначально фильм Эльдара Рязанова должен был длиться 4 часа 40 минут и состоять из 4 серий, но по указанию сверху он был сокращён вдвое. Из фильма пропали сцены, где герои занимаются производственной гимнастикой, а также эпизод погони «покойного» Бубликова за Шурочкой, которая убегала со словами, что уже потратила общественные деньги на оркестр и цветы.
А ещё в фильм не вошла целая роль — муж Верочки, которого сыграл Александр Фатюшин. Фатюшин уже снялся во многих эпизодах: ездил по Москве на мотоцикле в кожаной куртке и подвозил Верочку на работу, появлялся в её кабинете и ругался с ней прямо на её рабочем месте, звонил ей... Но потом актёр во время спектакля налетел на копьё и получил травму глаза. Александра отвезли в больницу и сделали операцию, глаз удалось спасти, но сниматься дальше он пока не мог.
В результате от мужа Верочки остались только разговоры по телефону, да два эпизодических кадра: в массовке, когда все удивлены внезапным «воскрешением» Бубликова и в сцене, где все сотрудники поражены преображением Людмилы Прокофьевной.
«Бриллиантовая рука»
А в этой, третьей по популярности картине среди самых кассовых фильмов СССР вырезали на так уж и много, благодаря находчивости режиссёра, Леонида Гайдая. Поначалу худсовет творческого объединения «Луч», под контролем которого проходила работа над «Бриллиантовой рукой», нещадно критиковал фильм. Где это видано, чтобы столько всего и в одном фильме: контрабандисты, девушки лёгкого поведения, откровенные по тем временам сцены, погони, драгоценности, смелые реплики героев, пьянство Семён Семёновича и политические шутки. Сцена, где Светлана Светличная в роли незнакомки Анны Сергеевны исполняет стриптиз в гостинице, вообще повергла членов художественного совета в шок. Кроме этого Гайдаю настоятельно советовали вырезать сцену с песней «Остров невезения», потому что кто-то из увидел здесь намёк на Советский Союз. И сократить роль Нонны Мордюковой, которую сочли не смешной.
Согласно этим рекомендациям, Леониду Гайдаю предстояло сократить или вовсе вырезать из «Бриллиантовой руки» несколько десятков сцен. Что бы в таком случае осталось от фильма, мы не знаем. Однако на окончательном просмотре фильма с участием дирекции «Мосфильма» и руководства Госкино СССР в комитете по кинематографии произошёл скандал. Комиссию привёл в ужас эпизод в конце второй серии комедии — режиссёр вмонтировал сюда кадры с «чудовищным атомным взрывом». На вопрос, зачем здесь этот взрыв, Гайдай ответил, что это необходимо для показа «всей сложности нашего времени». В результате комиссия согласилась оставить, практически, всё как есть, но настояла на исключении из фильма эпизода со взрывом. Кто бы сомневался, что именно этого Гайдай и добивался.
«Иван Васильевич меняет профессию»
Этому фильму не повезло, потому что чиновникам не понравился образ царя, представленный в комедийном плане. Не помогали аргументы Леонида Гайдая, о том, что в половине сцен в роли царя был Бунша. Поэтому Ивана Васильевича изрядно почикали, вырезав из фильм несколько эпизодов. Так, в утвердённой редакции Иван Грозный сам не жарит котлеты, а в ответ на вопрос милиции «Где живете?» говорит: «В палатах». В оригинальном исполнении Иван Грозный отвечал: «Москва, Кремль». А на вопрос ряженого в царя Бунши: «За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?» Милославский отвечает: «Ну, во всяком случае, не мы». В изначальной редакции должно было прозвучать: «Народ, батюшка, народ».
«Место встречи изменить нельзя»
В этом фильме режиссёра Станислава Говорухина мы должны были увидеть постельную сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют. Но этими эротическими кадрами тоже пришлось пожертвовать из цензурных соображений. Постельная сцена осталась в режиссёрской версии, но из телевизионной исчезла.
Был ещё один интересный эпизод. Во время съёмок сцены взятия «Черной кошки» режиссёр дал Ивану Бортнику, игравшему Промокашку, возможность импровизировать. Иван Сергеевич вспоминал: «На выходе из подвала я истерически запел блатную песню, стал костерить охранников, пинаться с ними... Ни Говорухин, ни Володя этого не ожидали. От неожиданности Володя даже вдруг потерял серьез, улыбнулся. А я настолько вошел в роль, что плюнул Жеглову в лицо. Он оторопел, утёрся...»
Этот эпизод при монтаже фильма, конечно же вырезали. В те времена кадры, в которых уголовник плюет в лицо представителям власти, никак не могли бы попасть на экраны.
«Экипаж»
В этом фильме режиссёра Александра Митты тоже должна была быть постельная сцена между героями, которых сыграли Александра Яковлева и Леонид Филатов. Но как только стало известно, что такую сцену снимают, «сверху» поступила команда от этой сцены избавиться. В результате её почти всю вырезали, оставив лишь планы обнажённой Александры Яковлевой, которую видно через аквариум. И даже из-за этих кадров фильму поставили рейтинг 16+. К слову, в сцене раздевалась только актриса, Леонид Филатов ни за что не хотел сниматься без одежды. Поэтому в кадре ночь и Филатов лежит, мало того, что под одеялом, ещё и в джинсах.
Ещё одна сцена, которая исчезла из фильма, была вырезана по настоянию Леонида Брежнева. Генсеку КПСС не понравилось, что по сценарию командир корабля должен был погибнуть. В результате пилота «оставили в живых», а конец фильма получил классический хэппи-энд.